Русская православная церковь в XV — начале XVI в

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Православие в начале XV в.

2) Флорентийская уния и Русь.

3) Падение Византии. Независимость Русской православной церкви.

4) Русская православная церковь в ХV в.

5) Иосифляне и нестяжатели

Тип урока

Комбинированный

Ресурсы урока

Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Русская православная церковь в XV — начале XVI в.».

Фрагменты документов

Основные понятия и термины

Православие. Церковный собор. Уния. Ереси. Секуляризация. Иосифляне. Нестяжатели. Автокефалия

Основные даты

1439 г. — Флорентийская уния.

1448 г. — утверждение независимости Русской православной церкви.

1453 г. — взятие Константинополя турками-османами

Персоналии

Патриарх Иосиф II. Епископ рязанский и муромский Иона. Стефан Пермский. Нил Сорский. Иосиф Волоцкий

Домашнее задание

Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Русская православная церковь в XV — начале XVI в.».

Продолжить составление синхронистической таблицы «История в лицах: современники».

Мини-проекты:

*Задания 3, 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

 

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Московское государство при Иване III. Сколько времени прошло с тех пор, как на Руси было принято христианство?

Изменялись ли положения вероучения, сама Русская православная церковь за 500 лет после Крещения Руси?

Актуализация знаний.

Определить длительность исторического периода.

Анализировать происходящие сущностные изменения объекта в историческом контексте

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Какие религии вы знаете?

Какую роль играла католическая церковь в жизни Западной Европы в Средние века? Как она управлялась? Как боролись с еретиками в Западной Европе в Средние века?

Что такое уния, автокефалия?

Кто считался главой Русской православной церкви?

Актуализировать знания из курсов истории, ОРКСЭ.

Определять значение слов с помощью словаря

Беседа.

Работа со словарём

Содержательно-операционный

Прочитайте п. 1. текста в учебнике. Укажите, где была резиденция митрополита. Какую цель ставило перед собой византийское посольство, отправившееся из Константинополя в Рим в 1438 г.? Была ли эта цель достигнута?

Прочитайте фрагмент обращения Марка Эфесского к православным (см. рубрику «Изучаем документ»). Выпишите незнакомые слова и определите их значение. Какова главная мысль автора обращения?

Найдите на карте религиозные центры православия и католичества — Константинополь и Рим. В чём основные различия православия и католичества? (Используйте сравнительную таблицу.)

В чём состояла суть спора между иосифлянами и нестяжателями? Систематизируйте сведения в таблице. Кто и почему победил в этом споре? Чья позиция представляется вам более обоснованной?

Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом.

Определять значение слов, понятий.

Систематизировать информацию в форме сравнительной таблицы, выделяя общее и различное

Работа с текстом.

Составление сравнительной таблицы

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Почему на Руси была отвергнута Флорентийская уния?

Прочитайте п. 3 параграфа. Охарактеризуйте результаты Флорентийской унии для тех, кто её признал, а затем для Руси.

Узнайте о судьбе Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Какими дополнительными источниками информации вы воспользуетесь?

Оцените роль светской власти Руси в укреплении церковного могущества. Обоснуйте свою позицию

Определять причины исторического явления, события.

Давать характеристику результатов, выявлять последствия исторического события.

Планировать и осуществлять дополнительную познавательную деятельность по определённой теме.

Аргументировать суждение, оценку исторического факта

Работа с текстом.

Беседа

Дополнительный материал

В 1503 г. был созван Церковный собор, который коснулся всех сторон церковного быта, служивших для еретиков поводом к нареканиям на Церковь. Были осуждены пьянство духовенства, непорядки в монастырской жизни. Собор вплотную подошёл к вопросу об отношении к монастырскому вотчинному землевладению. На Соборе выступили крупнейшие церковные деятели того времени — игумен Волоколамский Иосиф (Санин) и игумен Сорский (на р. Сорке, около Белоозера) Нил (Майков).

Нестяжатели

Иосифляне

Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Феодосий Косой

Иосиф Волоцкий

Иосифлянами и нестяжателями в исторической литературе называют представителей двух основных течений в русской христианской и общественной мысли, ярко проявивших себя в XV-XVI вв.

В качестве примера и те и другие обращались к опыту Сергия Радонежского.

И Иосиф Волоцкий, и Нил Сорский были причислены Русской православной церковью к лику святых (первый — в конце XVI в., второй — в начале ХХ в.)

Настаивали на ликвидации монастырского землевладения, считая его причиной падения нравов в Церкви и её авторитета.

Считали, что монахи должны вести аскетический образ жизни, ничего не иметь и питаться лишь плодами собственного труда, подаяниями. Бедность провозглашается основой хозяйственного монастырского уклада, а сребролюбие — самой пагубной страстью. Общежитие Нил Сорский считал менее совершенной формой монашеской жизни по сравнению с особножительством — в скитской форме.

Считали, что Церковь должна быть независима от светских властей

Иосифляне считали, что Церковь должна иметь большие материальные средства для того, чтобы успешно распространять свои идеи, заниматься благотворительностью и просвещением. Отрицали секуляризацию монастырских земель.

Светский правитель выполняет божественное предназначение, хотя при этом остаётся простым человеком, который может совершать ошибки.

Главная идея — идея неразделимости единого организма Церкви и государства


Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

Автор

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Человек в Российском государстве второй половины XV в

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *