Московское государство и его соседи во второй половине XV в
Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС
Основные вопросы изучения материала |
1) Присоединение Новгорода к Московскому княжеству. 2) Ликвидация ордынского владычества на Руси. 3) Завершение объединения русских земель. 4) Возвышение великокняжеской власти. 5) Органы управления |
Тип урока |
Комбинированный |
Ресурсы урока |
Учебник, § 26. Карта «Российское государство во второй половине XV — начале XVI в.». Видеофильм «Иван III» из серии «Правители Руси» |
Основные понятия и термины |
Централизация. Боярская дума. Воевода. Держава. Кормление. Местничество. Налоги. Скипетр. Шапка Мономаха |
Основные даты |
1462-1505 гг. — правление Ивана III. 1471 г. — битва на реке Шелони. 1478 г. — присоединение Новгородской земли к Москве. 1480 г. — Стояние на Угре. Падение ордынского владычества. 1485 г. — присоединение Тверского великого княжества к Москве. 1497 г. — принятие общерусского Судебника. 1497 г. — появление печати с изображением герба России. 1500-1503 гг. — русско-литовская война. 1505-1533 гг. — правление Василия III. 1514 г. — присоединение Смоленска к Москве |
Персоналии |
Иван III. Василий III |
Домашнее задание |
§ 26 учебника. Задание 5 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». *Посмотрите фильм «Иван III» из серии «Правители Руси» (Интернет-ресурсы). Используйте дополнительные сведения для выполнения заданий. *Работа над информационно-творческими проектами: «Иван III — создатель Российского государства». Подберите высказывания историков, публицистов, писателей об Иване III, его правлении. Сравните Русь в начале и конце его правления. Какие качества Ивана III как политика и государственного деятеля позволили ему добиться таких результатов? С кем из известных вам государственных деятелей России и других стран можно сравнить Ивана III? Результатом выполнения проекта может стать сообщение, небольшое сочинение или презентация. «Загадки герба России». С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию о различных версиях происхождения символов герба России. Какая из точек зрения по этому вопросу кажется вам более убедительной? Почему? Что означают главные элементы российского герба — двуглавый орёл и всадник, поражающий змея? Результат проекта оформите в виде презентации |
Модули урока |
Учебные задачи для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой |
Что вам известно о происхождении двуглавого орла на гербе России? Всегда ли герб русских земель был таким? С чем связано появление нового герба? Что вы хотите узнать о нём? |
Определить познавательную проблему изучаемой темы |
Беседа |
Ориентационный (актуализации/повторения) |
Почему Русь два с половиной века платила Орде дань? Почему попытки освободиться терпели неудачу? Чем объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли победа в Куликовской битве полной неожиданностью для обеих сторон? Почему в 1380 г. не произошло полного свержения власти ордынских ханов? Что означает понятие «централизованное государство»? Какие признаки единого централизованного государства вы можете назвать? Была ли Русь единым централизованным государством? |
Излагать причины, предпосылки исторических событий и процессов. Определять характерные признаки централизованного государства |
Беседа |
Содержательно-операционный |
Покажите на карте территории Московского княжества в середине XV в. Какие русские земли сохраняли независимость от Москвы к концу правления Василия II? Покажите на карте территории, вошедшие в состав Московского государства при Иване III, при Василии III. Как вы думаете, почему литовские правители активно вмешивались в политические события, происходившие в русских землях? Разделившись на группы, составьте рассказ о событиях октября — ноября 1480 г.: 1) от лица советников Ивана III, уговаривавших его покориться Ахмату; 2) от лица москвичей, призывавших Ивана III к решительной борьбе с Ахматом; 3) от лица простого воина из полка, стоящего на Угре. Почему понадобился общий для всей страны документ — Судебник? Прочитайте фрагмент сочинения историка В. О. Ключевского о характере княжеской власти (см. рубрику «Изучаем документ»). Как и почему изменился характер княжеской власти в Московском государстве? Объясните, как связаны слова «цезарь» и «царь». Придумайте задания для домашней работы по теме урока |
Использовать карту как источник информации. Рассказывать о событии с позиций различных персоналий. Использовать приёмы исторического анализа результатов деятельности людей на основе изучения фрагмента сочинения историка. Объяснять происхождение (этимологию) терминов и понятий. Планировать познавательную деятельность по теме урока |
Работа с картой. Рассказ (от группы). Работа с текстом. Беседа |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) |
В чём состояло значение присоединения Новгорода к Московскому государству? Расскажите, как было свергнуто ордынское владычество. Как вы объясните термин «стояние»? Каково историческое значение этого события? Почему после присоединения Твери к Москве можно говорить о создании единого Русского государства? Составьте хронологическую таблицу, показывающую ход создания единого Русского государства. Какие слои населения были заинтересованы в объединении, централизации страны? Насколько значимым представляется вам процесс централизации Русского государства? Как, на ваш взгляд, этот процесс повлиял на дальнейшую судьбу народов России? Какие задания урока оказались для вас сложными? Почему? С какими заданиями вы справились легко? |
Раскрывать историческое значение событий отечественной истории. Составлять хронологическую обобщающую таблицу. Формулировать свою позицию, аргументировать её с помощью учителя. Давать самооценку своей познавательной деятельности |
Беседа. Рассказ. Составление таблицы. Самооценка |