Московское государство и его соседи во второй половине XV в

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Присоединение Новгорода к Московскому княжеству.

2) Ликвидация ордынского владычества на Руси.

3) Завершение объединения русских земель.

4) Возвышение великокняжеской власти.

5) Органы управления

Тип урока

Комбинированный

Ресурсы урока

Учебник, § 26. Карта «Российское государство во второй половине XV — начале XVI в.».

Видеофильм «Иван III» из серии «Правители Руси»

Основные понятия и термины

Централизация. Боярская дума. Воевода. Держава. Кормление. Местничество. Налоги. Скипетр. Шапка Мономаха

Основные даты

1462-1505 гг. — правление Ивана III.

1471 г. — битва на реке Шелони.

1478 г. — присоединение Новгородской земли к Москве.

1480 г. — Стояние на Угре. Падение ордынского владычества.

1485 г. — присоединение Тверского великого княжества к Москве.

1497 г. — принятие общерусского Судебника.

1497 г. — появление печати с изображением герба России.

1500-1503 гг. — русско-литовская война.

1505-1533 гг. — правление Василия III.

1514 г. — присоединение Смоленска к Москве

Персоналии

Иван III. Василий III

Домашнее задание

§ 26 учебника. Задание 5 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

*Посмотрите фильм «Иван III» из серии «Правители Руси» (Интернет-ресурсы). Используйте дополнительные сведения для выполнения заданий.

*Работа над информационно-творческими проектами:

«Иван III — создатель Российского государства».

Подберите высказывания историков, публицистов, писателей об Иване III, его правлении. Сравните Русь в начале и конце его правления. Какие качества Ивана III как политика и государственного деятеля позволили ему добиться таких результатов? С кем из известных вам государственных деятелей России и других стран можно сравнить Ивана III? Результатом выполнения проекта может стать сообщение, небольшое сочинение или презентация.

«Загадки герба России».

С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию о различных версиях происхождения символов герба России. Какая из точек зрения по этому вопросу кажется вам более убедительной? Почему? Что означают главные элементы российского герба — двуглавый орёл и всадник, поражающий змея? Результат проекта оформите в виде презентации

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Что вам известно о происхождении двуглавого орла на гербе России? Всегда ли герб русских земель был таким? С чем связано появление нового герба? Что вы хотите узнать о нём?

Определить познавательную проблему изучаемой темы

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Почему Русь два с половиной века платила Орде дань? Почему попытки освободиться терпели неудачу? Чем объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли победа в Куликовской битве полной неожиданностью для обеих сторон? Почему в 1380 г. не произошло полного свержения власти ордынских ханов?

Что означает понятие «централизованное государство»? Какие признаки единого централизованного государства вы можете назвать? Была ли Русь единым централизованным государством?

Излагать причины, предпосылки исторических событий и процессов.

Определять характерные признаки централизованного государства

Беседа

Содержательно-операционный

Покажите на карте территории Московского княжества в середине XV в. Какие русские земли сохраняли независимость от Москвы к концу правления Василия II?

Покажите на карте территории, вошедшие в состав Московского государства при Иване III, при Василии III.

Как вы думаете, почему литовские правители активно вмешивались в политические события, происходившие в русских землях?

Разделившись на группы, составьте рассказ о событиях октября — ноября 1480 г.:

1) от лица советников Ивана III, уговаривавших его покориться Ахмату;

2) от лица москвичей, призывавших Ивана III к решительной борьбе с Ахматом;

3) от лица простого воина из полка, стоящего на Угре.

Почему понадобился общий для всей страны документ — Судебник?

Прочитайте фрагмент сочинения историка В. О. Ключевского о характере княжеской власти (см. рубрику «Изучаем документ»). Как и почему изменился характер княжеской власти в Московском государстве? Объясните, как связаны слова «цезарь» и «царь».

Придумайте задания для домашней работы по теме урока

Использовать карту как источник информации.

Рассказывать о событии с позиций различных персоналий.

Использовать приёмы исторического анализа результатов деятельности людей на основе изучения фрагмента сочинения историка.

Объяснять происхождение (этимологию) терминов и понятий.

Планировать познавательную деятельность по теме урока

Работа с картой.

Рассказ (от группы).

Работа с текстом.

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

В чём состояло значение присоединения Новгорода к Московскому государству?

Расскажите, как было свергнуто ордынское владычество.

Как вы объясните термин «стояние»?

Каково историческое значение этого события?

Почему после присоединения Твери к Москве можно говорить о создании единого Русского государства?

Составьте хронологическую таблицу, показывающую ход создания единого Русского государства.

Какие слои населения были заинтересованы в объединении, централизации страны?

Насколько значимым представляется вам процесс централизации Русского государства? Как, на ваш взгляд, этот процесс повлиял на дальнейшую судьбу народов России?

Какие задания урока оказались для вас сложными? Почему? С какими заданиями вы справились легко?

Раскрывать историческое значение событий отечественной истории.

Составлять хронологическую обобщающую таблицу.

Формулировать свою позицию, аргументировать её с помощью учителя.

Давать самооценку своей познавательной деятельности

Беседа.

Рассказ.

Составление таблицы.

Самооценка

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.