Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV в

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Начало возрождения культуры в русских землях.

2) Книжное дело, летописание.

3) Устное народное творчество, литература.

4) Зодчество.

5) Живопись

Тип урока

Изучение нового материала

Ресурсы урока

Учебник, § 25. Иллюстративный ряд. Фрагменты документов

Основные понятия и термины

Полуустав. Эпос

Персоналии

Феофан Грек

Домашнее задание

§ 25 учебника.

Работа над информационно-творческими проектами к уроку 32:

«Грозило ли ордынское владычество странам Западной Европы?» (сочинение).

Соберите информацию: какие события происходили в странах Западной Европы в XIII — начале XIV в., каких успехов в экономическом, политическом развитии, культуре достигли они в этот период? Предположите, к каким последствиям для этих стран могло привести нашествие на них полчищ завоевателей с востока. Почему этого не произошло? Напишите небольшое сочинение по теме проекта.

«Иван Калита: оправдывает ли цель средства?» (групповой проект)

Участники проекта делятся на две группы — за и против способов достижения цели Иваном Калитой. С помощью дополнительной литературы и Интернета каждая из групп должна подобрать положительные или отрицательные высказывания историков, писателей, публицистов, оценивавших деятельность Ивана Калиты. Собранный материал должен помочь в аргументации позиции каждой из групп.

По итогам работы в классе проводится дискуссия по следующим вопросам: 1. Почему личность и деятельность Ивана Калиты вызывают столь противоположные оценки? 2. Справедливы ли негативные отзывы об этом князе? 3. Мог ли Иван Калита действовать иначе? 4. Удалось ли ему добиться успехов, если бы он всегда соблюдал все нравственные нормы?

 

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Коротко (тезисно) охарактеризуйте исторические условия, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на развитие культуры Руси второй половины XIII-XIV в.

Систематизировать характерные черты развития культуры в форме тезисов.

Связывать историю культуры народа с историческими особенностями развития страны

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Назовите известные вам достижения культуры стран Западной Европы и Востока ХIII-ХIV вв.

Назовите шедевры домонгольской культуры Руси (см. таблицу в тетради). Чем вам запомнились эти памятники культурного наследия?

Как повлияло монгольское нашествие и иго на культуру Руси?

Актуализировать знания из курса всеобщей истории.

Раскрывать на примерах причинно-следственные связи исторических событий и процессов.

Оценивать последствия нашествия и ордынского ига на материальную и духовную культуру Руси

Беседа

Содержательно-операционный

На основе рассказа учителя продолжите заполнение таблицы «Важнейшие памятники русской культуры Х — начала ХVI в.» и выполните задания:

Покажите на карте города, которые стали новыми центрами летописания.

Какие новые жанры и идеи появились в устном народном творчестве в XIII — XIV вв.?

В чём вы видите главное отличие жанра былин от жанра исторической песни?

Найдите на карте города, в которых в конце ХIII — ХIV в. началось каменное строительство.

Каковы были достижения русского зодчества конца ХIII — ХIV в.?

Перечислите основные живописные шедевры, созданные на Руси в конце ХIV в. Предположите, какие чувства вызывали эти шедевры у современников?

Прочитайте фрагмент воспоминаний писателя начала ХV в. Епифания о Феофане Греке (см. рубрику «Изучаем документ»). Ответьте на вопросы 1, 2 к отрывку

Систематизировать информацию по теме в форме таблицы.

Использовать карту как исторический источник.

Находить в различных исторических источниках (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) и анализировать информацию о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук.

Использовать приёмы характеристики памятников культуры для доказательства выводов, суждений (тезис и его аргументация).

Моделировать возможное отношение различных социальных групп к тем или иным историческим объектам.

Определять особенности, историческое и культурное значение художественных произведений (с помощью текста).

Формулировать обобщающие выводы на примерах русского искусства

Заполнение таблицы.

Работа с текстом, картой.

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Подтвердите фактами мнение, что русская живопись всё более освобождалась от византийского влияния и приобретала свои самобытные черты.

Назовите причины культурного возрождения русских земель.

Можно ли говорить о взаимопроникновении культур разных народов, оказавшихся под властью Золотой Орды? Приведите примеры взаимного влияния на культуры этих народов.

Какие общие явления в развитии культуры стран Западной Европы и Руси в ХIII-ХIV вв. вы можете указать?

Что нового вы узнали и чему научились при изучении культуры Руси?

Выявлять особенности и закономерности в развитии культуры народов.

Устанавливать причины развития культуры, приводить примеры взаимодействия культур.

Выражать личностное отношение к духовному, нравственному опыту наших предков, проявлять уважение к древнерусской культуре и культуре соседних народов

Беседа


Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

Автор

Автор блога «Учитель в небольшом городе»

Смотрите также

Человек в Российском государстве второй половины XV в

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *