Повседневная жизнь населения
Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС
Основные вопросы изучения материала |
1) Жизнь земледельцев. 2) Жизнь горожан. 3) Жизнь князей и бояр |
Тип урока |
Комбинированный |
Ресурсы урока |
Учебник, § 11. Иллюстрации, презентации, фрагменты сочинений историков |
Основные понятия и термины |
Домашняя утварь. Лучина. Пряжа. Рубаха, порты, зипуны. Онучи, лапти. Понёва, чепец, сарафан, кокошник. Хоромы, терем, сени |
Домашнее задание |
§ 11 учебника. Задание 4 к тексту параграфа. Работа над информационно-творческими проектами к уроку 17: «Археологические находки — свидетели истории». С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите сведения о 3-4 крупнейших археологических памятниках нашей страны. Выясните, когда они были открыты, кто проводил раскопки, какие открытия были сделаны. Подготовьте сообщение или презентацию по теме проекта. «История городов Древней Руси». Можно изучить историю одного или нескольких современных российских городов, возникших во времена Древней Руси. Необходимо собрать информацию: когда город возник, кем основан, что в нём сохранилось с древнерусских времён, какова была дальнейшая история города. Итогом работы может стать фотомонтаж, аудиоэкскурсия или презентация для демонстрации в классе. |
Модули урока |
Учебные задачи для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой |
Что такое повседневная жизнь? Какие «следы» может оставить потомкам повседневная жизнь человека? Почему историки активно изучают жизнь и быт людей прошлого? |
Формулировать познавательную задачу урока |
Беседа |
Ориентационный (актуализации/повторения) |
Расскажите, какие категории населения существовали в Древнерусском государстве. Чем различалось положение различных категорий населения? Могло ли это отражаться на их повседневной жизни? Какой из языческих праздников сохранился у жителей нашей страны до настоящего времени? Что он может рассказать нам о жизни и верованиях жителей Древней Руси? |
Составлять рассказ на основе текста учебника, схемы, иллюстраций. Сравнивать положение различных категорий населения. Использовать собственный жизненный опыт для описания исторических явлений |
Рассказ. Беседа |
Содержательно-операционный |
Прочитайте фрагмент из сочинения А. В. Терещенко о древнерусском пире (см. рубрику «Изучаем документ»). Объясните смысл фразы: «Дух братства сближал сердца». Рассмотрите иллюстрации в параграфе. Что было общего и в чём заключалось различие в образе жизни знатных и простых людей? Опишите какую-либо вещь, предмет на основе иллюстрации учебника. Встречаются ли такие предметы быта сейчас? Могут ли предметы быта человека, обычаи его повседневной жизни (например, сохранение языческих имён — Святослав, Всеволод, Добрыня) рассказать об эпохе, культуре народа? Докажите своё мнение с помощью конкретных примеров |
Объяснять смысл высказывания. Использовать иллюстративный материал, личный опыт для аргументации выводов и суждений. Приводить примеры для доказательства суждения. Давать описание предметов быта на основе иллюстративного изображения, экспозиции музея (в том числе виртуального) |
Работа с текстом, иллюстрациями. Беседа |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) |
Презентация мини-проектов: «Праздники и развлечения знати на Руси», «Одежда жителей Древней Руси», «Как питались жители Руси». Сформулируйте вопросы авторам проектов. Выберите самый лучший вопрос из заданных. По какому признаку вы его выделили? |
Представлять публично результаты проектной деятельности. Формулировать вопросы репродуктивного и частично-поискового характера. Оценивать результаты познавательной, творческой деятельности одноклассников |
Презентации проектов. Беседа |
Спасибо большое. Ваш сайт создан по всем современным стандартам. Желаю успехов и творческих побед