Культурное пространство Европы и культура Руси

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Важнейшие черты культуры стран Европы в IX-XII вв.

2) Особенности культуры Руси.

3) Письменность и грамотность.

4) Литература.

5) Устное народное творчество.

6) Зодчество и изобразительное искусство.

7) Художественное ремесло

Тип урока

Урок изучения нового материала

Ресурсы урока

Учебник, § 10. Иллюстрации, презентации

Основные понятия и термины

Христианская культура. Былины. Жития. Храм. Фреска. Мозаика. Миниатюра

Основные даты

Ок. 1113 г. — написание «Повести временных лет»

Персоналии

Нестор

Домашнее задание

§ 10 учебника. Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

*Используя Интернет, сделайте подборку изображений древнерусских памятников культуры.

*Мини-проекты к уроку 16: «Праздники и развлечения знати на Руси», «Одежда жителей Древней Руси», «Как питались жители Руси»

 

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Что такое культура?

Почему важно изучать культуру народа? Культуру каких эпох вы изучали ранее?

Что вы знаете по истории культуры Древней Руси?

Какие вопросы нужно изучить, чтобы наиболее полно описать культуру и жизнь людей той или иной эпохи?

Устанавливать межпредметные и межкурсовые связи (литература, изобразительное искусство и др.).

Привлекать полученные знания.

Определять алгоритм решения познавательной задачи урока

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Каковы истоки древнерусской культуры?

Какие страны и народы, по вашему мнению, больше всего могли влиять на культуру Руси IХ-ХII вв.?

Какое событие из истории Древней Руси оказало, на ваш взгляд, наиболее мощное воздействие на развитие отечественной культуры?

Определять главные причинно-следственные связи событий и процессов

Беседа

Содержательно-операционный

На основе рассказа учителя определите ведущие идеи древнерусской литературы.

Изучите фрагмент из сочинения Н. И. Костомарова. Используя учебник, энциклопедии или словари (Интернет), создайте словарь терминов, используемых в документе (хоры, арка, алтарь, придел, купол, мозаика, паперть). Каковы были особенности древнерусского храмового зодчества?

«О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озёрами многими, реками и источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными…» — так сказал неизвестный автор XIII в. А чем ещё была украшена древнерусская земля?

Выделять главные идеи художественных произведений.

Определять значение понятий и терминов, используемых в тексте, с помощью словарей.

Определять особенности древнерусского храма, в том числе с помощью схемы.

Приводить примеры шедевров древнерусской культуры, понимать их значимость

Работа с текстом, схемой.

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Что такое культурное наследие? Как следует относиться к памятникам прошлого?

Какой из памятников истории Древней Руси вам запомнился больше всего? Почему?

Примите участие в дебатах «На Руси сформировалась самобытная культура». Приведите доводы за и против.

Какие из предложенных заданий вы смогли выполнить сразу? Отметьте задания, которые оказались для вас трудными

Оценивать памятники культурного наследия (с опорой на памятку).

Выражать собственное отношение, описывать чувства.

Участвовать в дискуссии (дебатах).

Оценивать результаты своей учебной деятельности

Дискуссия.

Рассказ-описание (с опорой на памятку).

Беседа

Дополнительный материал

Схема четырёхстолпного крестово-купольного храма

Схема четырёхстолпного крестово-купольного храма

Памятки

Анализ памятника архитектуры

  1. Как называется и где находится памятник зодчества.
  2. К какому периоду относится его создание.
  3. Назначение сооружения. Повод к его созданию.
  4. План сооружения.
  5. Описание архитектурных деталей, указание стиля памятника.
  6. Особенности сооружения.
  7. Какое впечатление он производит (ваше отношение к нему).

Характеристика и анализ произведения изобразительного искусства

  1. Ознакомьтесь с произведением искусства: определите автора, время (исторический период, век) и место его создания.
  2. Проанализируйте его содержание:
    • — сюжет произведения, кто и что изображается: передний план, центр, задний план, интерьер помещения, пейзаж и т. п.;
    • — основная идея произведения;
    • — степень достоверности изображённого (если в этом есть необходимость).
  3. Опишите ваши чувства, отношение к данному произведению.

Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

Автор

Автор блога «Учитель в небольшом городе»

Смотрите также

Человек в Российском государстве второй половины XV в

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *