Владимиро-Суздальское княжество

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Освоение земель Северо-Восточной Руси.

2) Характер княжеской власти в северо-восточных землях.

3) Князь Юрий Долгорукий.

4) Андрей Боголюбский.

5) Всеволод Большое Гнездо.

6) Культура Владимиро-Суздальской земли

Тип урока

Комбинированный

Ресурсы урока

Учебник, § 13. Карта «Русь в XII-XIII вв.».

Серия «Иллюстрированная история Российского государства. Правители Руси»: видеофильмы «Юрий Долгорукий», «Андрей Боголюбский» (в Интернете)

Основные понятия и термины

Ополье. Аскетизм

Основные даты

1125-1157 гг. — правление Юрия Долгорукого в Суздале.

1147 г. — первое упоминание о Москве в летописи.

1157-1174 гг. — правление Андрея Боголюбского во Владимире.

1176-1212 гг. — правление Всеволода Большое Гнездо во Владимире

Персоналии

Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо

Домашнее задание

§ 13 учебника. Посмотрите видеофильмы «Юрий Долгорукий», «Андрей Боголюбский» из серии «Правители Руси». Чем отличалось правление Андрея Боголюбского от деятельности предшествующих князей?

 

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Рассмотрите карту Руси XII в. С середины XII в. приток населения с юга равнины в её центральную часть резко возрос. Предположите почему. Как это могло повлиять на развитие этих земель?

Устанавливать причинно-следственные связи событий и процессов

Работа с картой.

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Используя Интернет и карту, выясните, где располагалось ополье в Северо-Восточной Руси.

Какие занятия были преимущественно развиты на территории Северо-Восточной Руси?

Определять сущность понятий, терминов с помощью словаря.

Определять на карте расположение исторического объекта

Работа с картой, словарём

Содержательно-операционный

Прочитайте п. 3 параграфа. Объясните смысл прозвища князя Юрия — Долгорукий. Для чего князь основывал новые города?

Представьте в классе сообщение о возникновении Москвы и происхождении её названия.

На кого опирался князь Андрей в своей борьбе за укрепление «самовластия» в Северо-Восточной Руси? Прочитайте фрагмент летописи об убийстве князя Андрея Боголюбского (см. рубрику «Изучаем документ»). Используйте сведения историка В. О. Ключевского (см. дополнительный материал). Какие социальные силы и почему были заинтересованы в смерти князя?

Самостоятельно составьте список зарубежных правителей — современников Андрея Боголюбского для рубрики «История в лицах: современники».

В эпоху раздробленности в разных землях Руси возникли местные культурные центры. На основе рассказа учителя приведите примеры, подтверждающие, что местные традиции и особенности проявились в культуре Владимиро-Суздальского княжества

Объяснять смысл фразы, мотивы деятельности людей.

Представлять итоги познавательной деятельности в форме сообщения.

Анализировать отрывки из исторического источника, сочинения историка.

Устанавливать синхронистические связи.

Оценивать памятники культурного наследия.

Аргументировать примерами выводы и суждения

Работа с картой, текстом, ресурсами Интернета

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Проведите воображаемую экскурсию по достопримечательностям Ростова, Суздаля, Владимира.

Продолжите составление генеалогической схемы князей Северо-Восточной Руси (от Владимира Мономаха). Деятельность какого князя вы считаете наиболее успешной? Почему?

Составьте рассказ или напишите сочинение о деятельности князя (по выбору), используя различные источники информации

Выступать с подготовленными сообщениями, презентациями и т. д.

Формулировать вопросы при обсуждении представленных проектов.

Составлять генеалогическую схему.

Давать и аргументировать оценку деятельности, её результаты.

Использовать памятку (алгоритм) при выполнении учебной задачи

Публичная презентация.

Составление схемы.

Беседа.

Рассказ (с опорой на памятку)

Дополнительный материал

В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ. КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ (фрагмент)

Пригород Владимир при Андрее превзошёл богатством и населённостью старшие города своей области. Такое необычное перенесение княжеского стола из старших городов в пригород сердило ростовцев и суздальцев, которые роптали на Андрея, говоря: «Здесь старшие города Ростов да Суздаль, а Владимир наш пригород». Точно так же не любил Андрей и старшей отцовой дружины.

Он даже не делил с боярами своих развлечений, не брал их с собой на охоту, велел им, по выражению летописи, «особно утеху творити, где им годно», а сам ездил на охоту лишь с немногими отроками, людьми младшей дружины. Наконец, желая властвовать без раздела, Андрей погнал из Ростовской земли вслед за своими братьями и племянниками и «передних мужей» отца своего, т. е. больших отцовых бояр. Так поступал Андрей, по замечанию летописца, желая быть «самовластцем» всей Суздальской земли. За эти необычные политические стремления Андрей и заплатил жизнью. Он пал жертвой заговора, вызванного его строгостью. Андрей казнил брата своей первой жены, одного из знатных слуг своего двора, Кучковича. Брат казнённого с другими придворными составил заговор, от которого и погиб Андрей в 1174 г.

ЛИЧНОСТЬ КНЯЗЯ АНДРЕЯ. От всей фигуры Андрея веет чем-то новым; но едва ли эта новизна была добрая. Князь Андрей был суровый и своенравный хозяин, который во всём поступал по-своему, а не по старине и обычаю. Современники заметили в нём эту двойственность, смесь силы со слабостью, власти с капризом. «Такой умник во всех делах, — говорит о нём летописец, — такой доблестный, князь Андрей погубил свой смысл невоздержанием», т. е. недостатком самообладания. Проявив в молодости на юге столько боевой доблести и политической рассудительности, он потом, живя сиднем в своём Боголюбове, наделал немало дурных дел: собирал и посылал большие рати грабить то Киев, то Новгород, раскидывал паутину властолюбивых козней по всей Русской земле из своего тёмного угла на Клязьме. …Прогнав из Ростовской земли больших отцовых бояр, он окружил себя такой дворней, которая в благодарность за его барские милости отвратительно его убила и разграбила его дворец. Он был очень набожен и нищелюбив, настроил много церквей в своей области, перед заутреней сам зажигал свечи в храме, как заботливый церковный староста, велел развозить по улицам пищу и питьё для больных и нищих. <…> Со времени своего побега из Вышгорода в 1155 г. Андрей в продолжение почти 20-летнего безвыездного сидения в своей волости устроил в ней такую администрацию, что тотчас по смерти его там наступила полная анархия: всюду происходили грабежи и убийства, избивали посадников, тиунов и других княжеских чиновников, и летописец с прискорбием упрекает убийц и грабителей, что они делали свои дела напрасно, потому что где закон, там и «обид», несправедливостей много. Никогда ещё на Руси ни одна княжеская смерть не сопровождалась такими постыдными явлениями. Их источника надобно искать в дурном окружении, какое создал себе князь Андрей своим произволом, неразборчивостью к людям, пренебрежением к обычаям и преданиям. В заговоре против него участвовала даже его вторая жена, родом из камской Болгарии, мстившая ему за зло, какое причинил Андрей её родине. Летопись глухо намекает, как плохо слажено было общество, в котором вращался Андрей.

<…> По смерти Андрея в Суздальской земле разыгралась усобица, по происхождению своему очень похожая на княжеские усобицы в старой Киевской Руси. Случилось то, что часто бывало там: младшие дяди заспорили со старшими племянниками.

Памятка для составления рассказа о деятельности исторической личности

  1. Определите происхождение исторического деятеля, время жизни, годы правления.
  2. Опишите его внешний облик.
  3. Определите особенности характера.
  4. Определите, чем знаменит в истории. Назовите самые значительные свершения.
  5. Дайте оценку деятельности исторической личности. Обоснуйте свою позицию.
  6. Используйте дополнительную литературу и интернет-ресурсы.

Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

Автор

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Человек в Российском государстве второй половины XV в

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *