Русские земли на карте Европы и мира в начале XV в

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Мир к началу ХV в.

2) Политическая география русских земель.

3) Генуэзские колонии в Причерноморье.

4) Централизация в Западной Европе и в русских землях.

5) Упадок Византии и его последствия

Тип урока

Изучение нового материала

Ресурсы урока

Учебник, § 23. Карта «Русские земли в XIV—XV вв.»

Основные понятия и термины

Централизация. Православие. Католичество

Основные даты

1204 г. — разграбление крестоносцами Константинополя, упадок Византии.

1389 г. — битва на Косовом поле.

1370—1405 гг. — правление среднеазиатского правителя Тимура (Тамерлана)

Персоналии

Византийский император Иоанн V. Тимур (Тамерлан)

Домашнее задание

§ 23 учебника.

*Задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

 

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Что представляла собой картина мира в начале ХV в.? Вспомните имена правителей сильнейших государств мира этого периода.

Каково было положение России в мире к началу XV в. (см. карту)? Можно ли считать Россию этого периода влиятельной европейской державой?

Что нужно было сделать во внутренней и внешней политике для укрепления страны и её международного авторитета?

Актуализировать знания из курсов всеобщей истории.

Использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России.

Формулировать проблему урока

Беседа.

Работа с картой

Ориентационный (актуализации/повторения)

Какие части территории Древнерусского государства были захвачены к началу ХV в. Польшей и Великим княжеством Литовским (см. карту)?

Что являлось основной причиной вхождения большинства русских княжеств в состав новых крупных государств?

Выделять причинно-следственные связи

Работа с картой.

Беседа

Содержательно-операционный

Прочитайте пп. 3 и 5 параграфа.

Используя карту, определите, по территории каких современных государств проходили границы империи Тимура. Покажите на современной карте города, расположенные на месте колоний генуэзцев.

Почему генуэзские колонии в Причерноморье могли процветать только при поддержке Византии и Золотой Орды?

Назовите основные причины упадка Византии

Использовать историческую карту как источник информации.

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.

Определять причинно-следственные связи

Работа с текстом учебника, источника.

Работа с картой.

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Определите, каковы были последствия упадка Византии для исторического развития стран Евразии.

В чём состояли важнейшие различия православия и католичества? Оформите ответ в виде таблицы

Выявлять последствия исторических процессов.

Сравнивать исторические объекты

Беседа.

Составление таблицы

Дополнительный материал

О походе Тимура на Русь рассказывает «Повесть о Темир-Аксаке», весьма популярная в древнерусской письменности, дошедшая до нас в многочисленных редакциях, которые создавались на протяжении XVI—XVII вв.

ПОВЕСТЬ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТИМУРА И ПОХОДЕ ЕГО НА РУСЬ

Был Темир-Аксак не царь по рождению и не из рода царского, но из худых людей. Ремеслом — кузнец по железу, нравом же немилостив и разбойник. Прежде он был рабом у некоего господина, и тот господин из-за злого его нрава отказался от него и повелел его жестоко избить и прогнать. Был он тогда ещё молод. И вот, не имея пропитания, стал он от нужды разбойничать. Однажды он украл у кого-то овцу. Однако его выследили, и бросились в погоню, и вскоре схватили. И начали его нещадно избивать, и решили избить до смерти. И перебили ему ногу в бедре напополам. Он же лежал неподвижен и не дышал, и решили те, что он умер, и бросили его на съедение псам. Спустя некоторое время он очнулся и, сумев подняться, оковал себе перебитую ногу железом. С тех пор он остался хромым (Тимур стал хромым после ранения в одном из военных походов. — Ред.). Потому и прозвали его — Темир-Аксак, что значит «Железный Хромец»…

Пришёл Темир-Аксак войной на царя Тохтамыша, и был между ними бой на месте, называемом Ораинским, на кочевье царя Тохтамыша; и изгнал он царя Тохтамыша. Оттого распалился окаянный, замыслил в сердце своём и на Русскую землю — полонить её; как и прежде того, когда за грехи попустил это Бог, полонил царь Батый Русскую землю,— так и гордый и свирепый Темир-Аксак то же замышлял, желая захватить Русскую землю.

И собрал он всех воинов своих, прошёл всю Орду, подошёл к пределам Рязанской земли, взял город Елец, и князя елецкого захватил, и многих людей замучил. Об этом прослышав, князь великий Василий Дмитриевич собрал воинов своих многочисленных и пошёл из Москвы в Коломну, желая встретиться с ним; приступив с войском, встал на берегу у Оки-реки, Темир-Аксак же стоял на одном месте пятнадцать дней, помышляя, окаянный, идти на всю Русскую землю, чтобы, подобно новому Батыю, разорить христиан…

Киприан, митрополит киевский и всея Руси… послал в старый и славный город Владимир за иконой Пречистой Владычицы нашей Богородицы служителей большой соборной церкви Святой Богородицы, что во Владимире. …Пречистую чудную икону взяли и понесли из города Владимира в Москву… Когда же донесли икону эту почти до Москвы, тогда весь город вышел навстречу и встретил её с честью… Так по Божьей благодати… город наш Москва цел и невредим остался, а Темир-Аксак-царь возвратился назад, ушёл в свою землю.


Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

Автор

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Человек в Российском государстве второй половины XV в

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *