Наша Родина — Россия (Введение)

Разработка и технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Разработка урока

Цели и задачи: познакомить с основным содержанием курса, его целями и задачами, объяснить его специфику и особенности; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника; вызвать интерес к новому учебному предмету.

Планируемые результаты: предметные: использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников; метапредметные УУД1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; личностные УУД: развивать стартовую мотивацию изучения нового материала; осмысливать роль и значение истории в жизни человека; развивать творческие способности через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

У каждого человека, у каждого народа есть свой образ идеального Отечества. Так, англичане говорят «Добрая старая Англия» или «Веселая старая Англия» («Merrie old England»), французы — «Милая Франция» («La douce France»), а русские — «Матушка Россия».

— Прочитайте высказывания двух великих людей и ответьте на вопросы.

(Цитаты представлены на экране.)

«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись» (И.С. Тургенев).

«Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя» (Сенека).

— Как вы поняли смысл данных высказываний?

— Что объединяет эти два высказывания?

(Ответы учеников.)

В этом году вы начинаете изучать историю своей Родины.

— Историю каких народов вы уже изучали?

— Какие события из истории Древнего мира или Средних веков вам запомнились больше всего? Почему?

— Какие исторические деятели вызвали ваше восхищение и уважение?

— Интересно ли вам было знакомиться с курсом всеобщей истории?

(Ответы учеников.)

Тема нашего урока «Наша Родина — Россия».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Наша Родина, наше Отечество.

2. Для чего мы изучаем историю своего Отечества.

3. Исторические источники и науки — помощницы историка.

4. Знакомство со структурой учебника и формами работы.

Проблемный вопрос

— Почему историю России называют коллективной памятью?

III. Введение в новый материал

Сегодня мы начинаем увлекательное путешествие по страницам истории России. Как начиналась и развивалась история нашей страны? Как мы узнаем о событиях прошлого? Надо ли человеку знать историю своего Отечества? Какую роль играет история в жизни общества? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

IV. Работа по теме урока

1. Наша Родина, наше Отечество

Давайте сыграем в игру «Ассоциация». Ее суть состоит в том, что я называю слово, а вы должны не задумываясь назвать те ощущения, представления, идеи, которые у вас возникли.

— Какие ассоциации вызывает у вас слово родина?

(Ответы учеников.)

Таким образом, Родина — это семья и родной дом, место, где человек родился, отчий край, отчизна, родная сторона. «Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…» — писал поэт С. Есенин.

Посмотрите на карту (карта мира представлена на слайде). Россия — самое большое по площади государство в мире. Границы России проходят и по суше, и по морю. Расположена наша страна на материке Евразия. Ее столицей является Москва.

Наша страна очень красива и богата. Территория России охватывает 11 часовых поясов. Общая площадь Российской Федерации составляет 17 075 400 км2. Наибольшая высота над уровнем моря — 5642 м (гора Эльбрус), а наименьшая высота над уровнем моря -28 м (уровень Каспийского моря). России принадлежат 14 крупных островов, самыми большими из которых считаются Сахалин (площадь 76 400 км2) и Новая Земля (площадь 83 000 км2).

Россия — многонациональная страна. На ее территории проживают народы, которые относятся к разным языковым семьям.

— Работая с материалом учебника (с. 6, 7) и картой, в схематичной форме представьте, где расселились представители различных языковых групп.

(Во время выполнения задания составляется схема.)

(Проверка выполнения задания.)

— Разгадайте старинную поэтическую загадку.

«Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: первое — больным на здоровье, второе — свет от тьмы да тепло от стужи, третье — дряхлым пеленанье, а четвертое — жаждущим родник». (Береза.)

(Ответы учеников.)

Березу издавна считают символом России. «Русь моя, люблю твои березы, с первых лет я с ними жил и рос», — писал поэт Н. Рубцов.

Слово родина произошло от слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас — потомок какого-либо древнего рода. Слов с корнем род много:

— родить — произвести на свет потомство;

— родители — отец и мать, у которых рождаются дети;

— родня — родственники;

— родословная — перечень поколений одного рода.

Люди гордятся своей родословной, изучают ее.

(На экране появляется слайд с родословной А.С. Пушкина.)

— Знаете ли вы своих предков? Чем они занимались? Какую память о себе оставили?

(Ответы учеников.)

Отправимся в виртуальное путешествие по страницам нашей истории.

Слайд 1. «Он одной рукой камень вывернет, а двумя-то руками быка свалит…» — говорится в былинах о богатыре Микуле Селяниновиче. Этот герой помогал защищать свою землю от врагов, но труд земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»

Слайд 2. Илья Муромец обладал огромной силой, как физической, так и нравственной. Он был скромен, благодушен, сдержан и отечески заботился о своих друзьях. Алеше Поповичу были свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость и хитроумие. Добрыню Никитича многие сопоставляли с историческим персонажем, дядей князя Владимира — крестителя Руси.

Слайд 3. Заветы богатырей своим потомкам:

— защищать свою Родину, беречь ее;

— защищать слабых, стариков и детей;

— быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными;

— любить свою родную землю, свой народ.

Слайд 4.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю русскую,

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит — не шелохнется!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Слайд 5. Величайший российский полководец Александр Васильевич Суворов (1730-1800) не проиграл ни одного сражения, причем большинство из них были выиграны при численном превосходстве неприятеля. Он создал передовую систему воспитания и обучения войск, в основе которой лежало убеждение, что человек является решающим фактором победы. Суворов уделял большое внимание быту и обеспечению солдат, разделяя с ними все тяготы походной жизни.

Слайд 6. В годы Великой Отечественной войны на оккупированных территориях создавались подпольные организации, в которые входили люди, не смирившиеся с тем, что на их землю пришли фашисты. Так, в поселке Краснодон юноши и девушки организовали «Молодую гвардию» и вместе с партизанами совершали разные диверсии в тылу врага. Молодогвардейцы поддерживали местное население, рассказывая людям о том, что происходит на фронте, о том, что наша армия переходит в наступление и уже совсем скоро освободит и их родной Краснодон. Фашисты вышли на след молодогвардейцев и арестовали некоторых из них. Они пытали ребят, требуя, чтобы те выдали остальных подпольщиков и указали, где скрываются партизаны. Никто из молодогвардейцев ничего не сказал фашистам. Ребят живыми сбросили в угольную шахту и засыпали камнями. Юные герои погибли, но они внесли свой вклад в победу над фашистской Германией.

Слайд 7. 11 февраля 2012 г. четверо учеников Екимовичской средней школы Рославльского района Смоленской области — девятиклассники Азамжон Кадыров и Александр Новиков, восьмиклассник Денис Чуми-чев и одиннадцатиклассник Владимир Гурулев — увидели клубы дыма над домом в самом центре села. Подростки, сообразив, что дорога каждая секунда, выбили запертую изнутри дверь, из-за которой доносились крики о помощи. До приезда пожарных они одного за другим вынесли на себе из огня пятерых людей.

— Какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете?

(Ответы учеников.)

— С родной земли умри — не сходи.

— Своя земля в горести мила.

— Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

— Всякому мила своя сторона.

— Дома и стены помогают.

— За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

— Любовь к Родине сильнее смерти.

— На родной сторонке и камешек знаком.

— На чужой сторонке Родина милей вдвойне.

— Родная землица и во сне снится.

— Родная сторонка — мать, чужая — мачеха.

— Кто Родиной торгует, того кара не минует.

— Родину, как родителей, на чужбине не найдешь.

— Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.

— Родина — мать, умей за нее постоять.

— Смело идти в бой, Родина за тобой.

— Родина краше солнца, дороже золота.

— За край родной иди бесстрашно в бой.

У каждого из нас есть малая Родина — место, где мы родились, и большая Родина — Отечество. К.Д. Ушинский говорил: «Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств, но одна у человека родная мать — одна у него и родина». Любить Родину — это значит знать ее историю, культуру, гордиться ее прошлым и заботиться о будущем.

2. Для чего мы изучаем историю своего Отечества

— Что такое история?

(Ответы учеников, составление схемы.)

— Зачем человеку необходимо изучать события прошлого?

Ответим на этот вопрос, используя прием «Мозговой штурм».

(Учитель записывает на доске версии учеников.)

— Перед вами высказывания о роли и назначении истории. Изучите и прокомментируйте их.

«Итог знаний и воспоминаний, накопленных поколениями, — вот что такое наша цивилизация. Стать гражданином можно лишь при одном условии — познакомившись с мыслями поколений, живших до нас» (А. Моруа).

«История — это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого» (В.О. Ключевский).

«Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого» (Д.С. Лихачев).

«Можно не знать тысячи наук, но быть при этом образованным человеком. Но не любить историю может только человек совершенно неразвитый нравственно» (Н.Г. Чернышевский).

«…Уроки, почерпнутые из истории, наиболее верно ведут к просвещению и подготовляют к занятию общественными делами…» (Полибий).

«Накопленные на основе исторических трудов знания и понимание причин как успехов, так и неудач других людей приводят к познанию опыта жизни безопасным путем. Ведь это очень хорошо, что мы можем использовать чужие ошибки в качестве поучительных примеров для различных случаев в течение всей нашей жизни и что нам не придется самим задумываться над тем, как нам следует поступить, а можно будет только подражать тому, что было правильно сделано» (Диодор Сицилийский).

(Ответы учеников, составление перечня.)

Мы изучаем историю, чтобы:

— узнавать о жизни людей в другие эпохи;

— извлекать уроки — не повторять ошибок прошлого;

— почувствовать себя наследниками великой культуры;

— знать историю своих предков, гордиться их достижениями;

— осознавать свою причастность к событиям настоящего и осознавать свою ответственность перед потомками.

3. Исторические источники и науки — помощницы историка

Попробуем приоткрыть завесу тайны музы истории Клио.

— Откуда и как ученые узнают о далеких событиях нашей истории, о том, как люди жили в древности?

(Ответы учеников.)

Вы правильно вспомнили, что для определения достоверности событий прошлого ученые используют исторические источники. Именно с их помощью воссоздается портрет той или иной эпохи, выдвигаются гипотезы о причинах и следствиях различных событий.

Исторические источники весьма разнообразны. О многих из них мы говорили на уроках истории Древнего мира. Историческими источниками служат рукописи, печатные книги, здания, предметы обихода, древние обычаи, элементы древней речи, сохранившиеся в языке, то есть все остатки прошлой исторической жизни.

— Работая с материалом учебника (с. 8), заполните таблицу.

Исторические источники

Виды

Примеры

Письменные

 

Вещественные

 

Устные (фольклорные)

 

(Проверка выполнения задания.)

— Какие вспомогательные науки помогают нам воссоздать историю нашей страны?

(Ответы учеников, составление таблицы.)

Вспомогательные исторические науки

Наука

Предмет исследования

Археология

Вещественные памятники материальной культуры (орудия труда, утварь, оружие, жилища, поселения, места погребений и т. д.)

Лингвистика

Язык (говоры, диалекты и т. д.)

Фольклористика

Народное творчество (былины, сказки, пословицы, песни, танцы)

Этнография

Жизнь и обычаи отдельных народов

Попробуем подобрать ключи к тайнам музы Клио.

— Разделитесь на четыре группы, изучите дополнительный материал, с его помощью воссоздайте события прошлого и ответьте на вопрос.

Дополнительный материал для первой группы

В междуречье Оки и Волги обнаруживаются названия на языках финно-угорской группы. Таковы все гидронимы (названия рек), оканчивающиеся на «ва»: Москва, Протва, Лысьва. «Ва» — вода по-фински.

Термин «Сибирь», по мнению профессора З.Я. Бояршиновой, происходит от названия этнической группы сипыр (сабир) — предков древних угров. Начиная с XIII в. восточные авторы называют Сибирью не только народность, но и местность, в которой она обитала.

— Как лингвистика помогает истории воссоздавать прошлое?

Дополнительный материал для второй группы

В окрестностях села Скорняково в начале 1860-х гг. были раскопаны два кургана, и один у села Засосенка, неподалеку от устья реки Сосны. Погребальные комплексы курганов относятся к эпохе бронзы и датируются серединой — третьей четвертью II тыс. до н. э. Находки из погребений — глиняный сосуд, бронзовые ножи, каменные наконечники стрел, костяные поделки — вместе с подробным описанием раскопок в 1886 г. были переданы в открывшийся в Москве Исторический музей.

— Как археология помогает истории воссоздавать прошлое?

Дополнительный материал для третьей группы

Жилище саами раньше представляло собой бревенчатую однокамерную «коробку» с плоской крышей и одним окном; временное летнее жилище строилось из кольев и досок в виде усеченной пирамиды.

Традиционная летняя одежда саами состояла из длинной подпоясанной рубахи (юпа) и суконных или сделанных из оленьей кожи штанов. Головным убором у мужчин был вязаный колпак, у замужних женщин — кокошник. Зимой носили глухую меховую одежду до колен, мехом наружу, а в сильный холод одевались в одежды мехом внутрь. Зимним головным убором служила суконная шапка на меху, обувью — пимы (сапоги из оленьего меха).

Саами были обращены в православие, но сохранили в пережиточной форме дохристианские верования: в частности, они поклонялись камням, напоминающим силуэты людей.

— Как этнография помогает истории воссоздавать прошлое?

Дополнительный материал для четвертой группы

Корни пословицы как жанра уходят в языческое прошлое, о чем свидетельствуют сохранившиеся остатки языческо-магических представлений (например, «Дурной глаз на осину глянет — осина завянет»).

Мы видим, что при любых обстоятельствах русский народ не теряет оптимизма и всегда надеется на лучшее.

— Хотя не богат, а гостям рад (Чем богаты, тем и рады).

— Лад избу ширит.

— Бой отвагу любит.

— Своего не бросай, чужого не бери.

— На словах тих, а на деле лих.

— Цвет в поле — человек в воле.

— Дракою прав не будешь.

— Жена при муже хороша.

— Как фольклористика помогает истории воссоздавать прошлое?

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

4. Знакомство со структурой учебника и формами работы

Нашим навигатором в путешествии в мир знаний станет учебник истории. Давайте познакомимся с ним.

— Откройте оглавление и опишите структуру учебника.

(Ученики выполняют задание.)

Вы убедились, что материал учебника делится на главы (темы), которые в свою очередь поделены на параграфы. В каждой главе представлены материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности.

Однако основной текст учебника не является единственным источником информации. Вам необходимо внимательно работать и с вопросами, заданиями, дополнительными рубриками.

(Используя прием комментированного чтения, ученики знакомятся с дополнительными источниками информации в учебнике.)

— Разделитесь на шесть групп. Каждая группа, изучив определенную рубрику учебника, расскажет нам: 1) для чего применяется данная рубрика; 2) алгоритм работы с этой рубрикой.

Первая группа работает с вопросами, помещенными перед каждым параграфом и разделом «Подведем итоги».

Вторая группа изучает вопросы и задания внутри параграфа и рубрику «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа».

Третья группа работает с рубрикой «История в лицах: современники» и иллюстративным материалом учебника.

Четвертая группа исследует рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» и «Историки спорят» в конце главы.

Пятая группа работает с рубриками «Изучаем документ» и «Работаем с картой».

Шестая группа изучает обобщающие вопросы и задания к ним, представленные в конце каждой главы, а также список информационно-творческих проектов и справочные материалы в конце учебника.

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Мы начали знакомство с курсом «История России». Давайте вернемся к проблемному вопросу.

— Почему историю России называют коллективной памятью?

(Ответы учеников.)

— Выскажите свое мнение о знакомстве с курсом «История России», продолжив следующие фразы.

— Я узнал(а)…

— Я понял(а)…

— Я хочу…

— Мне кажется…

Домашнее задание

1. Написать мини-сочинение на тему «Мое знакомство с историей России».

2. Начать работу над исследовательским проектом на тему «Место и роль Руси в Европе». Разработать универсальный план исследования, результаты занести в интернет-дневник проекта.

Технологическая карта урока

Основные вопросы изучения материала

1) История России — часть всемирной истории.

2) Периодизация отечественной истории. Краткая характеристика, задачи курса.

3) Территория и географические особенности Восточной Европы.

4) Языковые семьи и группы.

5) Источники по истории России, Древней Руси. Музеи — хранители «следов прошлого».

6) Как работать с учебником и изучать историю

Тип урока

Вводный

Ресурсы урока

Учебник, введение. Карта территории современной России. Электронное приложение

Основные понятия и термины

История России. Индоевропейская группа народов, славянская языковая семья. Исторические источники, их виды. Вспомогательные исторические дисциплины

Основные даты

Периодизация всеобщей истории (Древний мир)

Домашнее задание

Учебник, введение.

1. На какие группы можно разделить все исторические источники?

2*. Найдите в дополнительной литературе, Интернете высказывания о значимости изучения истории. На уроке изложите их одноклассникам. Какой афоризм и почему вам особенно понравился? Выпишите его в тетрадь

 

Модули урока

Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Что изучает история?

Какие периоды истории вы изучали в 5 и начале 6 класса? В чём особенность курса, который вы начинаете изучать?

Познакомьтесь с оглавлением учебника. Какой период будет изучаться?

С какими рубриками учебника вы будете работать?

Чему вы предполагаете научиться при изучении истории в 6 классе?

Давать определение исторической науки.

Высказывать суждения о роли исторических знаний в образовании личности.

Называть основные периоды зарубежной истории. Называть хронологические рамки изучаемого периода.

Соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории.

Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником.

Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности

Беседа.

Работа с текстом

Ориентационный (актуализации/повторения)

Что помогает учёным изучать историческое прошлое?

С какими источниками вы уже работали при изучении истории? С помощью каких измерителей определяется историческое время человечества?

Уметь разделять исторические источники по группам.

Приводить примеры вспомогательных исторических наук.

Называть основные измерители времени в исторической науке

Беседа

Содержательно- операционный

Объясните понятие «Евразия» (см. Введение).

Изучите таблицу классификации языковых семей и групп. Назовите основные семьи и группы и покажите их размещение на карте.

Какие языковые семьи, группы, языки преобладают на территории вашего края?

С помощью учебника, карты объяснять смысл понятия, термина.

Использовать карту как источник информации о территории России.

Называть основные языковые семьи и группы, опираясь на таблицу, карту.

С помощью учителя и сведений из учебника называть и определять по карте размещение языковых семей и групп в Евразии в древности, на территории собственного региона

Работа с текстом (словарь, таблица)

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Выпишите в тетрадь определение понятия «цивилизация» (определение даёт учитель)*.

Обсудите смысл фразы из учебника: «Каждый народ вносил свой вклад в развитие культуры, языка, хозяйства, т. е. в формирование российской цивилизации».

В чём вы видите важность изучения истории Отечества?

Работать со словарём и с помощью учителя объяснять смысл исторического понятия, термина.

Показывать на карте и описывать границы территории современной России. Объяснять значимость изучения отечественной истории для каждого жителя страны и общества

Работа со словарём. Дискуссия

Дополнительный материал

Одно из адаптированных для 6 класса толкований понятия «цивилизация»: единство географической среды обитания, системы ведения хозяйства, духовных основ жизнедеятельности сообщества (религия, культура и др.), его социальной и политической организации.

В 5 классе изучались восточная цивилизация, Античность. Основными цивилизационными регионами Средневековья были Азия и Европа. В эпоху Средневековья начинается вхождение в мировой исторический процесс сначала Руси, затем России.

Высказывания об истории:

«Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, как её Бог нам дал» (А. С. Пушкин).

«Без знания истории мы должны признать себя случайностями… механическими куклами…» (В. О. Ключевский).

«История — это обширный и разнообразный опыт человечества, встреча людей в веках. Неоценимы выгоды для жизни и для науки, если эта встреча будет братской» (М. Блок, французский историк XX в.).


Скачать разработку урока

Скачать технологическую карту урока

Автор

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.