Батыево нашествие на Русь
Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС
Основные вопросы изучения материала |
1) Вторжение в Рязанскую землю. 2) Разгром Владимирского княжества. 3) Поход на Новгород. 4) Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Ресурсы урока |
Учебник, § 16. Карты: географическая карта Азии, «Русь в XII-XIII вв.», «Нашествие хана Батыя на Русь». Н. М. Языков. «Евпатий» (стихотворение) |
Основные понятия и термины |
Нашествие. Ордынское иго. Стан. Фураж. Ярлык |
Основные даты |
1237-1238 гг. — нашествие хана Батыя на Северо-Восточную Русь. 1239-1240 гг. — нашествие хана Батыя на Южную Русь |
Персоналии |
Батый. Олег. Юрий Всеволодович. Евпатий Коловрат |
Домашнее задание |
§ 16 учебника. Видеолекция на сайте «История.РФ»: http://histrf.ru/ru/lectorium/card/russkiie-kniazhiestva-v-epokhu-ordynskogho-vladychiestva |
Модули урока |
Учебные задачи для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой |
Русь переживала период раздробленности. В чём вы видите опасность этого периода для жителей отдельных русских земель, Руси в целом? Можно ли было её избежать или смягчить последствия? |
Актуализировать знания курса истории России. Оценивать риски, возможные последствия исторических процессов |
Беседа |
Ориентационный (актуализации/повторения) |
В чём состояла главная цель монгольских завоеваний? Что помогало монголам завоёвывать и держать в повиновении огромные территории, многие страны и народы? Вспомните, какие княжества существовали на Руси в начале ХIII в. (см. карту). Какие из них могли подвергнуться нападению монголов в первую очередь? |
Актуализировать знания из курса всеобщей истории, истории России. Самостоятельно формулировать выводы |
Беседа |
Содержательно-операционный |
Презентация проектов: «Вторжение монгольских войск в Рязанскую землю», «Разгром Владимирского княжества», «Поход на Новгород», «Нашествие на Южную Русь. Оборона Киева» |
Самостоятельно планировать (с использованием различных источников информации), контролировать процесс подготовки и презентации проектов. Оказывать взаимопомощь в процессе подготовки и презентации проектов |
Подготовка и презентация проектов. Самооценка и оценка итогов проектной деятельности (см. таблицу 2 «Примерные критерии к оцениванию творческих работ по истории») |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) |
Составьте (в ходе презентации проектов) хронологическую таблицу основных событий, связанных с походами Батыя на Русь. Отметьте их последствия. Дайте оценку/самооценку итогам проектной деятельности |
Составлять хронологическую таблицу. Определять причинно-следственные связи исторических событий. Обсуждать и оценивать результаты проектной деятельности и достижения — свои и одноклассников: личного вклада каждого участника, в том числе собственного вклада; работу группы |
Составление таблицы. Беседа |
Дополнительный материал
«ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ»
В год 6745 (1237). …И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошёл ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами — и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами, и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. И во граде многих людей, и жён, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников рязанских князей — князей киевских и черниговских — захватили. А храмы божии разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мёртвые. И было всё то за грехи наши. И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и ещё больше разъярился и ожесточился, и пошёл на Суздаль и на Владимир, собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви божии до основания разорить. <…>
Кто не восплачется о такой погибели? Кто не возрыдает о стольких людях народа православного? Кто не пожалеет стольких убитых государей? Кто не застонет от такого пленения?
Памятники литературы Древней Руси: XIII век. — М., 1981. — С. 554.