Батыево нашествие на Русь

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Вторжение в Рязанскую землю.

2) Разгром Владимирского княжества.

3) Поход на Новгород.

4) Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу

Тип урока

Изучение нового материала

Ресурсы урока

Учебник, § 16. Карты: географическая карта Азии, «Русь в XII-XIII вв.», «Нашествие хана Батыя на Русь». Н. М. Языков. «Евпатий» (стихотворение)

Основные понятия и термины

Нашествие. Ордынское иго. Стан. Фураж. Ярлык

Основные даты

1237-1238 гг. — нашествие хана Батыя на Северо-Восточную Русь.

1239-1240 гг. — нашествие хана Батыя на Южную Русь

Персоналии

Батый. Олег. Юрий Всеволодович. Евпатий Коловрат

Домашнее задание

§ 16 учебника.

Видеолекция на сайте «История.РФ»: http://histrf.ru/ru/lectorium/card/russkiie-kniazhiestva-v-epokhu-ordynskogho-vladychiestva

 

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Русь переживала период раздробленности. В чём вы видите опасность этого периода для жителей отдельных русских земель, Руси в целом? Можно ли было её избежать или смягчить последствия?

Актуализировать знания курса истории России.

Оценивать риски, возможные последствия исторических процессов

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

В чём состояла главная цель монгольских завоеваний? Что помогало монголам завоёвывать и держать в повиновении огромные территории, многие страны и народы?

Вспомните, какие княжества существовали на Руси в начале ХIII в. (см. карту). Какие из них могли подвергнуться нападению монголов в первую очередь?

Актуализировать знания из курса всеобщей истории, истории России.

Самостоятельно формулировать выводы

Беседа

Содержательно-операционный

Презентация проектов: «Вторжение монгольских войск в Рязанскую землю», «Разгром Владимирского княжества», «Поход на Новгород», «Нашествие на Южную Русь. Оборона Киева»

Самостоятельно планировать (с использованием различных источников информации), контролировать процесс подготовки и презентации проектов.

Оказывать взаимопомощь в процессе подготовки и презентации проектов

Подготовка и презентация проектов. Самооценка и оценка итогов проектной деятельности (см. таблицу 2 «Примерные критерии к оцениванию творческих работ по истории»)

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Составьте (в ходе презентации проектов) хронологическую таблицу основных событий, связанных с походами Батыя на Русь. Отметьте их последствия.

Дайте оценку/самооценку итогам проектной деятельности

Составлять хронологическую таблицу.

Определять причинно-следственные связи исторических событий.

Обсуждать и оценивать результаты проектной деятельности и достижения — свои и одноклассников: личного вклада каждого участника, в том числе собственного вклада; работу группы

Составление таблицы.

Беседа

Дополнительный материал

«ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ»

В год 6745 (1237). …И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошёл ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами — и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами, и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. И во граде многих людей, и жён, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников рязанских князей — князей киевских и черниговских — захватили. А храмы божии разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мёртвые. И было всё то за грехи наши. И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и ещё больше разъярился и ожесточился, и пошёл на Суздаль и на Владимир, собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви божии до основания разорить. <…>

Кто не восплачется о такой погибели? Кто не возрыдает о стольких людях народа православного? Кто не пожалеет стольких убитых государей? Кто не застонет от такого пленения?

Памятники литературы Древней Руси: XIII век. — М., 1981. — С. 554.


Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

Автор

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Человек в Российском государстве второй половины XV в

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *