Древние люди и их стоянки на территории современной России
Урок истории в 6 классе
Технологическая карта урока
Основные вопросы изучения материала | 1) Общность истории древнейших людей. 2) Появление людей на современной территории России. 3) Древнейшие стоянки человека на территории современной России. 4) Зарождение родового строя. 5) Совершенствование орудий труда. 6) Особенности первобытной эпохи |
Тип урока | Изучение нового материала |
Ресурсы урока | Учебник, § 1. Карта «Территория России в древности». Контурные карты. Электронное приложение |
Основные понятия и термины | Роль природно-географического фактора в истории. Древнее население: расселение, образ жизни, занятия |
Основные даты | Появление человека на территории России — до 1 млн лет. Каменный век |
Персоналии | Учёные-историки |
Домашнее задание | § 1 учебника, карты, иллюстрации. Составить рассказ на тему «Появление и жизнь первобытных людей в Восточной Европе и Сибири». Перечислить главные особенности первобытно-общинного строя.
*Мини-проекты, творческие задания: сбор информации, подготовка и представление в классе рисунков или презентаций на темы «Стоянки древнейших людей (в том числе на территории края, региона)» и «История орудий труда» (рисунки) |
Модули урока | Учебные задачи для организации образовательного процесса | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой | Зачем люди изучают прошлое?
Важно ли современному человечеству исследовать прошлое древнейших людей? Почему? |
Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником.
Ставить учебную задачу под руководством учителя. Сравнивать разные точки зрения на примере высказываний историков о значимости исторического знания. Рассматривать исторические эпохи с точки зрения их исторической обусловленности. Участвовать в дискуссии, выражать ценностные суждения и/или свою позицию по проблеме отношения к историческому наследию всех народов. Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности. |
|
Ориентационный (актуализации/повторения) | Вспомните, когда и на какой территории, по мнению учёных, появились первые люди.
Что такое род, племя, община? Изучив, как появились и жили первые люди на современной территории нашей страны, выясним, был ли их путь развития таким же, как и у жителей остальных территорий Земли. Какие виды исторических источников нам помогут? |
Использовать ранее изученный материал из различных предметов, курсов (география, биология, обществознание, история Древнего мира).
Отмечать важность для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики источников древнейшего периода зарождения и развития человечества. Планировать познавательную деятельность под руководством учителя. |
Беседа. |
Содержательно-операционный | Как называют древнейший период жизни человечества? Почему его назвали каменным веком?
Почему древнейшие люди использовали камень для изготовления своих орудий труда? Дайте с помощью словаря перевод терминов «палеолит», «мезолит», «неолит». Что такое ледниковый период? Нарисуйте в тетради хронологическую ленту времени, указав периоды каменного века. Рассмотрите реконструкции (воссоздание на основе скелетных остатков) облика питекантропа, неандертальца и кроманьонца и сделайте выводы о том, как изменялась внешность человека, с чем это было связано (использовать, например, реконструкции А. П. Быстрова, М. М. Герасимова). Прочитайте п. 3 § 1, рассмотрите иллюстрации. Дайте краткую характеристику присваивающего хозяйства. Как изменилась жизнь людей в ледниковый период? Когда и где на территории нашей страны появились первые люди? Покажите на карте древнейшие стоянки человека на территории современной России. Есть ли древнейшие стоянки на территории вашего края? При подготовке домашнего задания узнайте из дополнительной литературы, краеведческих материалов, в том числе из Интернета, какие древние стоянки найдены на территории вашего края. Подготовьте краткое сообщение об одной из таких стоянок (по желанию). |
Давать определение терминов и понятий с использованием учебника, словаря: каменный век, присваивающее хозяйство, ледниковый период, палеолит, мезолит, неолит, неандерталец.
Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Систематизировать информацию графически (лента времени). Самостоятельно извлекать информацию из текста учебника и иллюстраций. Анализировать географическую и историческую карты и делать выводы. Использовать современные источники информации. Выбирать способ решения задачи и планировать её выполнение, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, видеоряд). Систематизировать информацию, называя особенности исторической эпохи. |
Беседа.
Работа с текстом. Работа с картой. Подготовка сообщения, презентации. |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) | Докажите, что древнейшие люди, пришедшие на современную территорию нашей страны, прошли в своём развитии такой же путь, как и жители остальных территорий Земли.
Оцените, смогли ли мы в полной мере ответить на этот главный вопрос нашего урока. Какие вопросы, на ваш взгляд, требуют дополнительного освещения? |
Использовать изученный материал для аргументации вывода.
Участвовать в контрольно-оценочной, рефлексивной деятельности. Планировать с помощью учителя свою дальнейшую познавательную деятельность по изучаемой теме. |
Дискуссия. |
Дополнительный материал
При изучении каждой темы необходимо устанавливать межпредметные, межкурсовые связи.
Общие представления по ряду вопросов формировались у обучающихся в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир». В 5 классе в курсах биологии, истории Древнего мира, географии школьниками изучались следующие примерные вопросы:
Когда и где появился человек. Предки человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование огня. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые. Путешествия первобытного человека. Тур Хейердал;
в курсе обществознания:
Природа человека. Отличия человека от животного. Труд — основа развития человека. Особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Что связывает людей в общество. Развитие первобытного человека в человека разумного современного вида. Особенности познания человеком окружающего мира и самого себя. Способности первобытного человека и человека XXI в. Роль творчества в развитии человека.
В настоящее время среди учёных нет единого мнения о периодизации первобытной истории. Используемое уже древнекитайскими и древнеримскими философами деление древнейшей истории на три века — каменный, бронзовый и железный — получило научную разработку в XIX — начале XX в. Археологическая периодизация по материалам, преобладающим при изготовлении орудий труда и оружия, является наиболее распространённой. Самым длительным периодом был каменный век с примерными хронологическими рамками от 2 млн лет назад вплоть до появления металлических орудий труда сначала на Древнем Востоке, потом в Европе. Медно-каменный век был переходным периодом к эпохе металлов.
Как этапы геологической истории Земли в четвертичном периоде выделяют две эпохи:
1) предледниковую и ледниковую (плейстоцен); 2) послеледниковую (голоцен). Плейстоцен соответствовал эпохе палеолита и части мезолита, а голоцен начался с окончанием последнего материкового оледенения Северной Европы (мезолит) и продолжается до сих пор. На карте «Древнейшие поселения человека в Восточной Европе и Сибири» можно показать границы максимального оледенения Евразии: по линии Минск — Смоленск, почти до Запорожья (южнее Киева), Тобольска.
При этом известны и другие периодизации: эпохи дикости, варварства и цивилизации; праистория, протоистория и с появлением письменности и государства собственно история; периоды становления, расцвета и разложения первобытно-общинной формации (в советской науке); периодизация, основанная на критерии биологической эволюции человека.
Дополнительная литература:
Волков Ю. Г. Человек: энциклопедический словарь / Ю. Г. Волков, В. С. Поликарпов. — М., 1999.
Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / под ред. Е. В. Смирницкого. — М., 1995.
Это человек. Антология. — М., 1995.
План-конспект урока
Цели и задачи: познакомить с процессом появления первых людей на территории современной России, древнейшими стоянками, зарождением родового строя; определить степень влияния природно-климатических условий на образ жизни народов; познакомить с переменами в образе жизни древних людей в связи с изменениями климатических условий.
Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых стоянок на территории современной России; определять исторические процессы, события во времени; устанавливать синхронистические связи древнейшей истории России и стран Европы и Азии; осознавать закономерность развития человеческого общества с древности; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности; понимать взаимосвязь между природными и социальными явлениями, осознавать их влияние на жизнь человека; использовать картографические сведения для понимания процессов расселения первобытных людей; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: работать с различными источниками информации; выделять главную и второстепенную информацию; анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию; обобщать факты; использовать ранее изученный материал при решении познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; устанавливать аналогии; классифицировать явления; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач; решать творческие задачи; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливать роль и значение истории в жизни человека; развивать творческие способности через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Историк и археолог М.П. Погодин утверждал: «Человек и природа сначала бывают связаны узами неразрывными и имеют одну общую историю… Чем более человек образовывается, тем более выходит он из-под власти природы… и из раба ее делается властелином».
— Согласимся ли мы с позицией ученого или опровергнем ее? На этот вопрос мы ответим в конце урока.
— Ответьте на вопросы, используя знания, полученные в 5 классе при изучении истории Древнего мира.
— Когда появились первые люди на Земле? Почему именно в этих местах?
— Как шло расселение древнейших людей?
(Ответы учеников.)
Тема нашего урока «Древние люди и их стоянки на территории современной России».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
План урока
1. Появление людей на территории современной России.
2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России.
3. Зарождение родового строя.
4. Совершенствование орудий труда.
Проблемный вопрос
— Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своем развитии такой же путь, как и остальные жители Земли?
III. Введение в новый материал
Проблемы происхождения человека, образования рас, расселения людей являются предметом длительной научной дискуссии. Попробуем и мы принять в ней активное участие, воссоздав картину появления людей на территории современной России.
— Разделитесь на четыре группы. Каждая группа, изучив определенный материал, расскажет нам о различных аспектах жизни и деятельности древних людей.
Первая группа работает с п. 1 § 1 учебника и дополнительным материалом (интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии и т. д.).
Вторая группа работает с п. 2 § 1 учебника и дополнительным материалом, предложенным учителем.
Третья группа работает с п. 3 § 1 учебника и дополнительным материалом (интернет-ресурсы, карта «Территория России в древности», справочники, энциклопедии и т. д.).
Четвертая группа работает с п. 4 § 1 учебника и дополнительным материалом (интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии и т. д.).
IV. Работа по теме урока
1. Появление людей на территории современной России
— Вы готовы перенестись в далекое прошлое?
(Первая группа представляет свою работу в наглядной форме. Возможно использование иллюстративного материала.)
2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России
Вы узнали, когда и где на территории нашей страны появились древние люди, чем они занимались. Теперь поближе познакомимся с бытом и образом жизни древнего человека.
(Вторая группа представляет свою работу в форме сообщения, используя предложенный учителем дополнительный и иллюстративный материал.)
Дополнительный материал для второй группы
Первобытная стоянка Костенки
Русский археолог Александр Спицын назвал Костенки «жемчужиной русского палеолита». Первые серьезные археологические исследования этого поселения были проведены выдающимся ученым-антропологом Иваном Поляковым во второй половине XIX в. 28 июня 1879 г. были извлечены кремниевые орудия труда, наконечники копий и другие предметы, подтверждающие существование людей в этих местах много веков назад. Костенки — это важнейший археологический памятник, доказывающий, что на нашей земле с древнейших времен существовала высокоразвитая цивилизация. Обнаруженные в Костенках скелеты людей современного типа и возраст археологических находок позволяют утверждать, что Homo sapiens появился в среднем течении Дона намного раньше, чем в Европе. Американский археолог Джон Хоффекер утверждал: «Костенковские стоянки интересны не только своей уникальной древностью. Мы еще не знаем, какими путями первобытные люди мигрировали сюда — из Африки или из Азии? Но именно в этих местах они приобрели новые способности и сформировали зачатки человеческой цивилизации. Об этом свидетельствуют находки в нижнем слое раскопа — кремниевые орудия труда, костяные, каменные статуэтки женщин и животных, которые можно отнести к самым древним произведениям первобытного искусства. Так что здешние Homo sapiens жили не только охотой, они знали многие ремесла и были не чужды художественному творчеству».
К нашему времени на территории заповедника Костенки было найдено множество свидетельств того, что во времена палеолита здесь жили люди, умеющие строить жилые сооружения, изготовлявшие многофункциональные орудия из костей и камня. Они обладали развитым искусством — нигде раньше не находили такие украшения со сложным орнаментом, подвески и совершенные статуэтки из бивня мамонта. Найдены эти изделия были под слоем вулканического пепла, что позволяет предположить, что они были изготовлены около 40 тыс. лет назад. Именно в это время произошло крупнейшее извержение вулкана, в результате которого слой пепла накрыл огромную территорию.
Стоянка Сунгирь
Сунгирьское захоронение было обнаружено в 1964 г. Могила палеолитического человека содержала большое количество вещей, которые, по мнению его соплеменников, были необходимы умершему в загробной жизни. Это свидетельствовало о высоком положении покойного. Кто он был — вождь племени, жрец, выдающийся охотник или воин?
Он был похоронен прямо на территории поселения, недалеко от очага из костей мамонта. На его груди археологи обнаружили мозаику из 3500 мелких бусинок, изготовленных из кости мамонта. Такими же бусинами была расшита и его одежда. Люди умели не только изготавливать такие крошечные шарики, но и просверливать в них микроскопические отверстия.
Через пять лет в Сунгире раскопали еще одно погребение. В трехметровой могиле лежали головами друг к другу, а ногами в противоположные стороны, два скелета подростков 12-13 и 7-8 лет. Рядом с телами находились очень острые, искусно сделанные копья из расщепленных и выпрямленных бивней мамонта, костяные дротики, кинжалы, браслеты. Одежду детей покрывали костяные бусины. На груди старшего подростка лежала плоская скульптура лошади, а у его плеча находилась статуэтка мамонта.
Считается, что богатство погребений определялось общественным положением покойного. Были ли это дети вождя или жреца? Или их внезапная одновременная смерть очень потрясла всех жителей поселка?
Капова пещера
Трудно представить, как не только выжили, но и освоили громадные территории наши далекие предки, вооруженные орудиями из камня и кости. Ведь это была эпоха великого оледенения. Лед покрывал север Евразии. Южнее расстилалась бескрайняя тундра.
Главной пищей человека, источником его существования были мамонты и другие крупные животные. Шкуру мамонта не пробьешь каменным оружием. Охота была загонной. Иногда удавалось загнать в пропасть целые стада животных. Мясо шло в пищу, кости и шкуры использовались для строительства жилищ.
Жизнь человека целиком зависела от удачи на охоте. Поэтому и религиозные обряды были связаны с культом животных. В тайных, труднодоступных пещерах совершались колдовские магические обряды, призванные обеспечить удачу на охоте. Считается, что в пещерах проводился и обряд инициации, т. е. посвящения во взрослых подростков, будущих охотников: в одной из пещер обнаружен отпечаток ладони молодого человека.
Долгое время рисунки находили лишь в пещерах Южной Франции и Северной Испании. Но в 1959 г. в труднодоступной части Каповой пещеры на Южном Урале были обнаружены более 49 ярко-красных рисунков мамонтов, носорогов, лошадей.
Начались раскопки. Вскоре нашли угольки от костров, небольшое количество каменных орудий. Материалы для изготовления краски были принесены в Капову пещеру издалека. Через три горных хребта приходили люди в свое святилище.
Денисова пещера
В самом сердце Азии, там, где начинаются Алтайские горы, в живописной долине Ануя находится знаменитая Денисова пещера. Она возвышается на 670 м над уровнем моря. На одном из склонов горы, в нескольких метрах над дорогой открывается широкий вход в пещеру. Здесь был обнаружен самый древний из культурных слоев обитания человека в Сибири.
Археологи нашли останки прежде неизвестного науке типа древнего человека. Этот человек был одинаково далек генетически как от неандертальца, так и от современного Homo sapiens. К такому мнению исследователи пришли после того, как была получена расшифровка генома, сохранившегося в образцах тканей — фаланговой кости пальца руки и коренного зуба.
Ученые установили, что культура «денисовцев» была более прогрессивной, нежели у неандертальцев, которые когда-то населяли окрестные скалы. В Денисовой пещере были найдены не только каменные, но и костяные предметы, орудия труда, украшения. В пещере находился каменный браслет со следами внутренней расточки. Но самое удивительное, что сверление производилось на станке. Такая технология стала широко использоваться лишь в эпоху неолита. А этот браслет был обнаружен в слое, насчитывающем 50 тыс. лет. В этом же слое были найдены бусины, изготовленные из скорлупы яиц страуса, привезенные из Забайкалья или Монголии. Все это говорит о высоком уровне развития жителей Денисовой пещеры.
3. Зарождение родового строя
Давайте представим, что с помощью машины времени мы переместились в каменный век и оказались в гостях у жителей родовой общины.
(Третья группа представляет свою работу в форме фантастического рассказа. Группа художников может оформить комиксы по этому рассказу.)
План фантастического рассказа «Как я попал в первобытный мир»
1. Сон ученика 6 класса, заснувшего над учебником истории.
2. Изменение условий жизни на Земле около 80 тыс. лет назад.
3. Начало ледникового периода.
4. Дед сковал север Европы, Азии, Северной Америки.
5. Изменение природных условий: тундра и холодные степи.
6. Теплолюбивые животные и растения исчезли.
7. Появление новых животных: мамонтов, бизонов, шерстистых носорогов, северных оленей, диких лошадей.
8. Попытки человека приспособиться к новым условиям:
1) появление загонной охоты;
2) «приручение» огня;
3) изменение техники обработки камня;
4) совершенствование орудий труда;
5) разделение труда между мужчиной и женщиной;
6) изменение физического облика человека;
7) появление родовой общины;
8) характерные черты родовой общины;
9) первобытное общество: отличительные черты.
9. Пробуждение ученика и его блестящий ответ на уроке истории.
4. Совершенствование орудий труда
Представьте, что вы попали на экскурсию в музей, экспозиция которого посвящена древним орудиям труда.
(Четвертая группа представляет свою работу в форме экскурсии, используя подготовленные учителем слайды.)
Слайд 1. Изменились климатические условия — закончился ледниковый период. Многие животные не смогли приспособиться к новым условиям (например, мамонты).
Слайд 2. Изменились занятия древних людей — больше внимания они были вынуждены уделять собирательству и рыболовству.
Слайд 3. Загонную охоту сменила охота из засады.
Слайд 4. Появились микролиты — орудия труда из составных пластинок, а также наконечники копий и дротиков, гарпуны, бумеранги, лук и стрелы, рыболовные снасти и т. д.
Слайд 5. Используя более совершенные орудия труда, человек стал лучше обеспечивать себя продовольствием, повысилась его безопасность.
Слайд 6. Появились новые средства передвижения: лыжи, сани, лодки, и человек смог быстрее осваивать новые территории.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
Мы проследили исторический путь древних людей, поселившихся на территории нашей страны.
— Покажите на карте стоянки древних людей, обитавших на территории современной России.
— Перечислите основные занятия древних людей.
— Дайте характеристику присваивающего хозяйства.
— Перечислите основные особенности родового строя.
(Проверка выполнения заданий.)
Вспомните высказывание историка Погодина, приведенное в начале нашего урока.
— Согласны ли вы с позицией ученого или можете ее опровергнуть?
(Ответы учеников.)
Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы.
— На уроке я работал(а) (активно / пассивно) …
— Своей работой на уроке я (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)) …
— Материал урока мне был (интересен / скучен) …
Домашнее задание
1. Прочитать § 1, с. 10-14 учебника (ч. 1).
2. Задание на выбор.
— Узнать, какие древние стоянки были найдены на территории нашего края. Подготовить краткое сообщение об одной из этих стоянок.
— Написать мини-сочинение о жизни древних людей, проживавших на территории современной России.
— Заполнить таблицу «Появление людей на территории современной России».
Хронологический период |
Территория проживания |
Основные занятия |
Формы совместного проживания |
|
|
|
|
Добрый день, поясните, пожалуйста, какие учебники(в смысле авторов) Вы используете на уроках истории Отечества в 6, 7 классах.