Русское государство при Ярославле Мудром

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Борьба за власть сыновей Владимира I.

2) Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

3) Управление государством при Ярославе.

4) Отношения Руси с другими государствами

Тип урока

Комбинированный

Ресурсы урока

Учебник, § 7. Карта «Русь в конце X — XI в.». Модуль «Расцвет Руси при Ярославе Мудром» — ФЦИОР: http://fcior.edu.ru/card/2606/rascvet-rusi-pri-yaroslave-mudrom.html

Основные понятия и термины

Усобицы. Общерусские святые. Наместники. Закон. Русская Правда

Основные даты

1019-1054 гг. — правление Ярослава Мудрого в Киеве

Персоналии

Борис и Глеб. Святополк. Болеслав (Польша). Ярослав Мудрый

Домашнее задание

§ 7 учебника. Видеофильм сериала «Правители Руси» (Ярослав Мудрый) — http://www.videorusi.ru/publ/3-1-0-557.

Самостоятельно составьте словарь для чтения Русской Правды. Используйте интернет-ресурсы.

*Подготовьте сообщение к уроку 12 по теме «Мономах — история имени»

 

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Какие задачи по совершенствованию и укреплению государства, на ваш взгляд, стояли перед правителями Руси XI в.?

Что могло препятствовать решению таких важнейших задач?

Определять существенные черты государственного устройства.

Формулировать познавательную задачу по теме урока

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

О каких сводах законов вы узнали при изучении курсов Древнего мира и Средних веков?

Вспомните, как осуществлялось управление в государствах Западной Европы в IХ-XI вв.

Изобразите схематически систему управления, которая сложилась в государстве Русь в X в.

Сравнивать системы управления разных государств.

Составлять схему, давать описание её элементов и их взаимосвязей (под руководством учителя)

Беседа.

Составление схемы

Содержательно-операционный

Прочитайте отрывок из «Сказания о Борисе и Глебе». В чём вы видите главную опасность усобиц на Руси? В чём состоят особенности житийной литературы? Как вы думаете, почему Борис и Глеб стали первыми русскими святыми?

Какие изменения в управлении государством произошли при Ярославе Мудром? Дополните схему управления Русью.

Прочитайте фрагмент из Правды Ярослава (см. рубрику «Изучаем документ»). Установите, какие пережитки родового строя сохранялись в Древнерусском государстве при Ярославе Мудром.

Приведите из документа цитаты, свидетельствующие о неравенстве между жителями Руси. Интересы каких жителей Руси защищались в первую очередь?

Как вы думаете, почему принятие единого свода законов способствовало объединению и укреплению Древнерусского государства?

Определять мотивы и поступки людей, давать им оценку с гуманистических позиций.

Различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию.

Использовать приёмы характеристики исторических явлений.

Составлять схемы.

Объяснять смысл используемых в документе терминов и понятий.

Применять ранее полученные знания.

С помощью учителя сравнивать явления и процессы, излагать выводы и аргументировать их в соответствии с возрастными возможностями.

Участвовать в обсуждении вопроса о предпосылках объединения государства

Работа с текстом.

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

С какими странами при Ярославе Мудром были установлены династические связи? Покажите на карте государства, с правителями которых Ярослав Мудрый установил родственные связи.

Найдите на карте земли, вошедшие в состав Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Сделайте выводы.

Какое значение вы вкладываете в понятие «мудрый правитель»?

*Мини-проект: в рамках внеурочной деятельности составьте тезисный план и подготовьте презентацию или видеоряд по теме «Время правления Ярослава Мудрого — расцвет Русского государства» (по группам). Представьте результаты в классе. Выберите самый интересный проект. Какая защита прошла наиболее успешно? Обоснуйте своё решение

Определять по карте исторические объекты, делать обобщающие выводы.

Подтверждать примерами значение деятельности князя для укрепления государства на Руси.

Давать характеристику личности.

Создавать иллюстрированный текст или электронную презентацию на заданную тему. Выступать с подготовленными сообщениями, презентациями и т. д.

Оценивать полноту, правильность, логику, обоснованность ответов одноклассников, использование ими дополнительных источников информации

Работа с картой.

Презентация.

Беседа

Дополнительный материал

Сказание о Борисе и Глебе (фрагмент; перевод Д. С. Лихачёва)

Посадил Владимир окаянного Святополка на княжение в Пинске, а Ярослава — в Новгороде, а Бориса — в Ростове, а Глеба — в Муроме. <…> Подошли к концу дни Владимира — впал он в тяжкий недуг. В это же время пришёл из Ростова Борис, а печенеги вновь двинулись ратью на Русь, и великая скорбь охватила Владимира, так как не мог он выступить против них, и это сильно печалило его. Призвал он тогда к себе Бориса, наречённого в святом крещении Романом, блаженного и скоропослушливого, и, дав ему под начало много воинов, послал его против безбожных печенегов. Борис же с радостью пошёл. <…>

Когда Борис, выступив в поход и не встретив врага, возвращался обратно, прибыл к нему вестник и поведал ему о смерти отца. <…>

Про себя же думал: «Если пойду в дом отца своего, то многие люди станут уговаривать меня прогнать брата (Святополк, занявший киевский стол по праву старшего в роду. — Ред.), как поступал, ради славы и княжения в мире этом, отец мой до святого крещения. А всё это преходящее и непрочно, как паутина. <…> Святополк же, сев на княжение в Киеве после смерти отца, призвал к себе киевлян и, щедро одарив их, отпустил. К Борису же послал такую весть: «Брат, хочу жить с тобой в любви и к полученному от отца владению добавлю ещё». Но не было правды в его словах. <…> Ведь хотел он перебить всех наследников отца своего, чтобы одному захватить всю власть. <…>

Борис возвратился и раскинул свой стан на Альте. И сказала ему дружина: «Пойди, сядь в Киеве на отчий княжеский стол — ведь все воины в твоих руках». Он же им отвечал: «Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же ещё и старейшего, которого чту я как отца». Услышав это, воины разошлись, и остался он только с отроками своими. И был день субботний. В тоске и печали, с удручённым сердцем вошёл он в шатёр свой и заплакал в сокрушении сердечном, но, с душой просветлённой, жалобно восклицая: «Не отвергай слёз моих, Владыка, ибо уповаю я на тебя! Пусть удостоюсь участи рабов твоих и разделю жребий со всеми святыми твоими, ты Бог милостивый, и славу тебе возносим вовеки!»

 

Управление в Киевской Руси до начала XII в.

Великий князь киевский

Дружина

Старшая дружина. Бояре (знать)

Младшая дружина (гриди)

Местные (удельные) князья

Посадники, волостели

Местная дружина

Погосты, становища, волости

Словарь

Борть — дупло с пчёлами.

Вира — плата в пользу князя за убийство свободного человека.

Гривна — денежная и весовая единица Древней Руси.

Гридин — младший княжеский дружинник.

Закуп — смерд, получивший ссуду, зависимый.

Купа — денежная ссуда.

Мечник — княжеский слуга.

Огнищанин — богатый, знатный человек.

Подъездной — сборщик княжеских налогов.

Русин — житель Южной Руси.

Рядович — слуга, работающий по договору (ряду).

Словенин — житель Новгородской Руси.

Смерд — свободный земледелец.

Тиун — княжеский управляющий.

Холоп — раб, не имеющий своего хозяйства.

Ябедник — княжеский судья.

Денежные единицы Киевской Руси

Гривна — около 200 граммов серебра.

Ногата — 1/20 гривны.

Куна — 1/25 гривны.

Резан — 1/50 гривны.

Веверица — 1/100 гривны


Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

Автор

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Человек в Российском государстве второй половины XV в

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *