Монгольская империя и изменение политической карты мира

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Образование державы Чингисхана.

2) Начало завоевательных походов Чингисхана.

3) Битва на Калке.

4) Историческое наследие Монгольской империи

Тип урока

Изучение нового материала

Ресурсы урока

Учебник, § 15. Карты «Русь в XII — начале XIII в.», «Начало монгольских завоеваний и создание державы Чингисхана». Фрагменты документов

Основные понятия и термины

Кочевое скотоводство. Орда. Курултай. Нойоны. Тумен. Улус

Основные даты

1211 г. — начало завоевательных походов Чингисхана.

1215 г. — завоевание империи Цзинь.

1223 г. — битва на Калке

Персоналии

Чингисхан. Мунке. Угедей. Батый

Домашнее задание

§ 15 учебника. Составьте список правителей Европы и Азии, которые были современниками Чингисхана.

*Мини-проект к уроку 24: «Вооружение русских воинов» (видеоряд, рисунки)

 

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Объясните смысл понятий «кочевник», «кочевое скотоводство». Чем отличался быт древних кочевников от быта оседлых народов? Предположите, какими могли быть последствия «встречи» кочевых и оседлых народов

Объяснять смысл понятия, термина в историческом контексте.

Аргументировать выводы и суждения для приобретения опыта цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Какие кочевые народы известны вам из курсов истории Древнего мира и Средних веков?

С какими соседними кочевыми народами взаимодействовала Русь? Всегда ли контакты были мирными?

Актуализировать знания из курса всеобщей истории, истории России

Беседа

Содержательно-операционный

Покажите на карте места обитания монгольских племён.

Прочитайте п. 2 параграфа. Что стало причиной монгольских завоеваний?

Охарактеризуйте военное снаряжение монголов, используя иллюстрацию.

По карте проследите ход завоеваний Чингисхана в Азии.

Прочитайте отрывок «Рашид-ад-дин о взятии монголами столицы Хорезма Ургенча» (см. рубрику «Изучаем документ»). Объясните действия монгольских завоевателей после взятия Ургенча. Являлись ли грабежи обычным явлением для войн того времени, или монголы отличались от других завоевателей? Выразите своё отношение к действиям монгольских завоевателей.

Как изменилась территория обитания монгольских племён с образованием Монгольской империи (см. карту)? Назовите государства, которые ныне располагаются на территории Монгольской империи.

Прочитайте отрывок из Ипатьевской летописи о битве на Калке (см. дополнительный материал). Как сражались русские воины? Что помешало русским князьям достичь успеха? Какие факты подтверждают вероломство врага (летопись называет их «татары»)?

Использовать карту как исторический источник.

Анализировать текст источника, приводить примеры, выражать своё отношение.

Устанавливать причины событий.

Формулировать ценностные суждения и/или своё отношение по обсуждаемой теме.

Делать выводы на основании анализа летописного текста

Работа с картой, текстом исторического источника (летописи).

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

В чём вы видите причины успеха монгольских завоеваний?

Составьте таблицу, в которой отразите положительные и отрицательные последствия для народов Евразии монгольских завоеваний и создания Монгольской империи. Составьте список правителей Европы и Азии, которые были современниками Чингисхана.

Для выполнения каких заданий вам потребовалась помощь учителя (товарища)?

Определять причины исторических событий.

Обобщать материал темы урока в форме таблицы.

Устанавливать синхронистические связи.

Оценивать результаты своей учебной деятельности

Беседа.

Составление таблицы

Дополнительный материал

ВОСТОЧНЫЙ АВТОР XIII в. о взятии городов монголами

Укрепления они завоёвывают следующим образом. Если встретится такая крепость, они окружают её; мало того, иногда они так ограждают её, что никто не может войти или выйти; при этом они весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха; сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска и одно сменяет в бою другое, так что они не очень утомляются. И если они не могут овладеть укреплением таким способом, то бросают на него греческий огонь… А когда они уже вошли, то одна часть бросает огонь, чтобы сжечь его, а другая часть борется с людьми того укрепления.

Когда они уже стоят против укрепления, то ласково говорят с его жителями и много обещают им с той целью, чтобы те предались в их руки; а если те сдадутся им, то говорят: «Выйдите, чтобы сосчитать вас, согласно нашему обычаю». А когда те выйдут к ним, то татары спрашивают, кто из них ремесленники, и их оставляют, а других, исключая тех, кого захотят иметь рабами, убивают топорами. Во время войн они убивают всех, кого берут в плен, разве только пожелают сохранить кого-нибудь, чтобы иметь их в качестве рабов.

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ о битве на Калке

Дошли вести в стан, что пришли татары посмотреть русские ладьи; услышав же об [этом] Даниил Романович и, сев на коня, погнался посмотреть на невиданную рать; и бывшие с ним конники и многие другие князья вместе с ним помчались смотреть невиданное войско. Оно же отошло, а Юрий им [князьям] рассказал, что «это стрелки». А другие говорили, что «это простые люди, ниже половцев». Юрий Домамирич же сказал: «Это ратники и добрые воины».

Вернувшись же, Юрий всё рассказал Мстиславу. Молодыми князьями было сказано: «Мстислав и другой Мстислав — не стойте! Пойдём на них!» Все князья — Мстислав, и другой Мстислав, Черниговский, перешли реку Днепр, другие князья перешли [тоже], и [все они] пошли в поле Половецкое… Оттуда же шли 8 дней до реки Калки. Встретило их татарское охранение. [Русское] же охранение билось с ним и были убиты Иван Дмитриевич и ещё двое с ним.

Татары отошли, около самой реки Калки встретились татары с половецкими полками русских. Мстислав Мстиславич же приказал вначале перейти реку Калку Даниилу с [его] полком и другим полкам с ним, а сам после них перешёл, двигаясь лично в авангарде. Когда же он увидел татарские полки, то вернулся и сказал: «Вооружайтесь!» Мстиславу Романовичу же и другому Мстиславу, сидевшим в стане и ничего не знавшим, Мстислав [Мстиславич] не сообщил [о происходящем] из-за зависти к ним, ибо была между ними великая распря.

Полки сошлись и сразились, Даниил же выехал вперёд, а Семён Олюевич и Василько Гаврилович устремились на полки татарские, Василько же был пронзён и ранен. А самому Даниилу, раненному в грудь, по молодости и горячности, не почувствовалось ран в теле, полученных им, ибо был он в возрасте 18 лет и силён.

Даниил хорошо сражался, избивая татар. <…> Когда татары побежали, и Даниил своим полком их избивал, то Олег Курский крепко бился с другими полками [татар], сразившимися с ними. За грехи наши, русские полки были побеждены… И была победа над всеми князьями русскими. Такого же никогда не бывало [прежде]. Татары же, победившие русских князей за прегрешения христианские, пришли и добрались до Новгорода Святополчьего. Русские, не знавшие их коварств, вышли навстречу им с крестами, но они [татары] поубивали их всех.


Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

Автор

Автор блога «Учитель в небольшом городе»

Смотрите также

Человек в Российском государстве второй половины XV в

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *