Человек в Российском государстве второй половины XV в
Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС
Основные вопросы изучения материала |
1) Знатные люди Российского государства. 2) Помещики. 3) Ограничение свободы крестьян. 4) Городское население. 5) Появление казачества |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Ресурсы урока |
Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Человек в Российском государстве второй половины XV в.». Фрагменты документов. Схема |
Основные понятия и термины |
Боярин. Пожилое. Чин. Привилегии. Крестьянин. Владельческие, дворцовые, черносошные крестьяне. Посадские люди. Купцы и «чёрные люди» |
Основные даты |
1497 г. — Судебник |
Персоналии |
Иван III |
Домашнее задание |
Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Человек в Российском государстве второй половины XV в.». *Задание 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» |
Модули урока |
Учебные задачи для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой |
Вспомните, что такое государство. На чём держится власть? Как государство реализует власть в обществе? В каком государстве, на ваш взгляд, каждый человек может чувствовать себя свободным, счастливым? Предположите, какие проблемы могли стоять перед человеком в Российском государстве второй половины XV в. |
Актуализировать знания по теме урока. Определять познавательную проблему изучаемой темы. Аргументировать собственные выводы и суждения для приобретения опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений |
Беседа |
Ориентационный (актуализации/повторения) |
Как назывались земли, которыми владели служилые люди? Вспомните, каков был состав общества в странах Западной Европы начала ХVI в. Расскажите о роли религии, Церкви в жизни Русского государства и общества. Что означает слово «крестьянин»? Какие повинности несли крестьяне на Руси? Расскажите, как управлялось Московское государство при Иване III (при рассказе используйте схему) |
Сравнивать социальную структуру зарубежных стран, выделяя общие признаки. Раскрывать роль и значение деятельности РПЦ. Определять значение понятий и терминов. Рассказывать с опорой на схему |
Беседа. Рассказ |
Содержательно-операционный |
Расскажите, как изменилось положение знатных людей в Московском государстве? Прочитайте п. 3 и фрагмент Судебника 1497 г. (см. рубрику «Изучаем документ») и ответьте на вопросы: почему при переходе от одного землевладельца к другому было установлено пожилое? Какими мерами, закреплёнными в Судебнике 1497 г., власти стремились удержать крестьян во владениях служилых людей? Каков был порядок уплаты пожилого? Покажите на карте территорию Русского Поморья, территории, где селились казаки. Каковы причины появления и особенности положения казачества? Создайте схему, показывающую состав общества (социальную структуру) Русского государства в начале ХVI в. (можно с помощью компьютера). Используйте материалы учебника. Подтвердите примерами из записок С. Герберштейна (см. дополнительный материал), что в России устанавливалась сильная самодержавная власть. В чём вы видите специфику такого источника, как записки иностранцев? Можно ли безоговорочно доверять таким свидетельствам? |
Использовать приёмы исторического анализа при работе с фрагментами источников разного вида (закон, записки иностранцев). Изображать графически (схему) социальную структуру общества. Использовать приёмы критического анализа источника, объяснять его специфику |
Рассказ. Работа с текстом. Работа с картой. Составление схемы |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) |
Для чего в конце XV в. понадобилось принятие общерусского Судебника? В чём вы видите причины ограничения крестьянской свободы? Расскажите об особенностях городской жизни на Руси ХV в. (используйте иллюстрации). На основе схемы опишите социальную структуру Русского государства в начале ХVI в. Аргументируйте вывод: «Одновременно с формированием единого государства и укреплением великокняжеской власти шёл процесс формирования слоя служилых людей и наступления на личные права крестьян». (Приведите не менее трёх аргументов.) |
Определять причинно-следственные связи событий и явлений. Рассказывать о положении отдельных групп населения, в том числе с помощью схемы. Аргументировать обобщающий вывод или суждение (в рамках большого исторического периода) для приобретения опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений |
Рассказ. Беседа |
Дополнительный материал
Австрийский дворянин барон Сигизмунд фон Герберштейн (1486-1566) был одним из наиболее образованных людей своего времени. Два раза, в 1517 и 1526 гг., он побывал в нашей стране в качестве посла. Его сведения о Московии, о дворе Василия III отличаются большой точностью. Кроме личных наблюдений, расспросов, Герберштейн, изучив русский язык, привлёк для составления «Записок» летописи и другие памятники и документы.
О власти московского государя
Властью, которую он применяет по отношению к своим подданным, он легко превосходит всех монархов всего мира. И он докончил также то, что начал его отец (Иван III. — О. Ж.), а именно отнял у всех князей и других властелинов все их города и укрепления. Во всяком случае даже родным своим братьям он не поручает крепостей, не доверяя и им. Всех одинаково гнетёт он жестоким рабством, так что, если он прикажет кому-нибудь быть при его дворе, или идти на войну, или править какое-нибудь посольство, тот вынужден исполнять всё это на свой счёт. Исключение составляют юные сыновья бояр, т. е. знатных лиц с более скромным достатком; таких лиц, придавленных своей бедностью, он обыкновенно ежегодно принимает к себе и содержит, назначив жалованье, но неодинаковое. …Знатнейшим, которые правят посольство или несут иные более важные обязанности, назначаются, сообразно с достоинством и трудами каждого, или наместничества, или деревни, или поместья; однако от каждого в отдельности из этого они платят государю определённую подать. Им отдают только штрафы, которые вымогаются у бедняков, случайно в чём-нибудь провинившихся, и некоторые другие доходы. Но подобные владения он отдаёт им по большей части в пользование только на полтора года; если же он содержит кого в особой милости или расположении, то прибавляет несколько месяцев; по истечении же этого срока всякая милость прекращается, и тебе целых шесть лет подряд придётся служить даром.
Все драгоценности, которые привозят послы, отправляемые к иностранным государям, государь откладывает в свою казну… Он применяет свою власть к духовным так же, как и к мирянам, распоряжаясь беспрепятственно и по своей воле жизнью и имуществом всех; из советников, которых он имеет, ни один не пользуется таким значением, чтобы осмелиться разногласить с ним или дать ему отпор в каком-нибудь деле. Они открыто заявляют, что воля государя есть воля божья, и что ни сделает государь, он делает по воле божией. Сам государь, когда к нему обращаются с просьбами за какого-нибудь пленного или по другому важному делу, обычно отвечает: «Если бог повелит, то освободим».
Крестьяне
Поселяне шесть дней в неделю работают на своего господина, а седьмой день предоставляется им для собственной работы. Они имеют несколько собственных, назначенных им их господами, полей и лугов, которыми они и живут; всё остальное принадлежит господам. Кроме того, положение их весьма плачевно и потому, что их имущество предоставлено хищению знатных лиц и воинов, которые в знак презрения называют их крестьянами или чёрными людишками.
Хрестоматия по истории СССР / Сост. В. И. Лебедев, В. Е. Сыроечковский, М. Н. Тихомиров. — М., 1939. — Т. 1.