Человек в Российском государстве второй половины XV в

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Знатные люди Российского государства.

2) Помещики.

3) Ограничение свободы крестьян.

4) Городское население.

5) Появление казачества

Тип урока

Изучение нового материала

Ресурсы урока

Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Человек в Российском государстве второй половины XV в.».

Фрагменты документов. Схема

Основные понятия и термины

Боярин. Пожилое. Чин. Привилегии. Крестьянин. Владельческие, дворцовые, черносошные крестьяне. Посадские люди. Купцы и «чёрные люди»

Основные даты

1497 г. — Судебник

Персоналии

Иван III

Домашнее задание

Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Человек в Российском государстве второй половины XV в.».

*Задание 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

 

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Вспомните, что такое государство. На чём держится власть? Как государство реализует власть в обществе? В каком государстве, на ваш взгляд, каждый человек может чувствовать себя свободным, счастливым?

Предположите, какие проблемы могли стоять перед человеком в Российском государстве второй половины XV в.

Актуализировать знания по теме урока.

Определять познавательную проблему изучаемой темы.

Аргументировать собственные выводы и суждения для приобретения опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Как назывались земли, которыми владели служилые люди?

Вспомните, каков был состав общества в странах Западной Европы начала ХVI в.

Расскажите о роли религии, Церкви в жизни Русского государства и общества.

Что означает слово «крестьянин»? Какие повинности несли крестьяне на Руси?

Расскажите, как управлялось Московское государство при Иване III (при рассказе используйте схему)

Сравнивать социальную структуру зарубежных стран, выделяя общие признаки.

Раскрывать роль и значение деятельности РПЦ.

Определять значение понятий и терминов.

Рассказывать с опорой на схему

Беседа.

Рассказ

Содержательно-операционный

Расскажите, как изменилось положение знатных людей в Московском государстве?

Прочитайте п. 3 и фрагмент Судебника 1497 г. (см. рубрику «Изучаем документ») и ответьте на вопросы: почему при переходе от одного землевладельца к другому было установлено пожилое?

Какими мерами, закреплёнными в Судебнике 1497 г., власти стремились удержать крестьян во владениях служилых людей? Каков был порядок уплаты пожилого?

Покажите на карте территорию Русского Поморья, территории, где селились казаки. Каковы причины появления и особенности положения казачества?

Создайте схему, показывающую состав общества (социальную структуру) Русского государства в начале ХVI в. (можно с помощью компьютера). Используйте материалы учебника.

Подтвердите примерами из записок С. Герберштейна (см. дополнительный материал), что в России устанавливалась сильная самодержавная власть.

В чём вы видите специфику такого источника, как записки иностранцев? Можно ли безоговорочно доверять таким свидетельствам?

Использовать приёмы исторического анализа при работе с фрагментами источников разного вида (закон, записки иностранцев).

Изображать графически (схему) социальную структуру общества.

Использовать приёмы критического анализа источника, объяснять его специфику

Рассказ.

Работа с текстом.

Работа с картой.

Составление схемы

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Для чего в конце XV в. понадобилось принятие общерусского Судебника?

В чём вы видите причины ограничения крестьянской свободы?

Расскажите об особенностях городской жизни на Руси ХV в. (используйте иллюстрации).

На основе схемы опишите социальную структуру Русского государства в начале ХVI в.

Аргументируйте вывод: «Одновременно с формированием единого государства и укреплением великокняжеской власти шёл процесс формирования слоя служилых людей и наступления на личные права крестьян». (Приведите не менее трёх аргументов.)

Определять причинно-следственные связи событий и явлений.

Рассказывать о положении отдельных групп населения, в том числе с помощью схемы.

Аргументировать обобщающий вывод или суждение (в рамках большого исторического периода) для приобретения опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

Рассказ.

Беседа

Дополнительный материал

Австрийский дворянин барон Сигизмунд фон Герберштейн (1486-1566) был одним из наиболее образованных людей своего времени. Два раза, в 1517 и 1526 гг., он побывал в нашей стране в качестве посла. Его сведения о Московии, о дворе Василия III отличаются большой точностью. Кроме личных наблюдений, расспросов, Герберштейн, изучив русский язык, привлёк для составления «Записок» летописи и другие памятники и документы.

О власти московского государя

Властью, которую он применяет по отношению к своим подданным, он легко превосходит всех монархов всего мира. И он докончил также то, что начал его отец (Иван III. — О. Ж.), а именно отнял у всех князей и других властелинов все их города и укрепления. Во всяком случае даже родным своим братьям он не поручает крепостей, не доверяя и им. Всех одинаково гнетёт он жестоким рабством, так что, если он прикажет кому-нибудь быть при его дворе, или идти на войну, или править какое-нибудь посольство, тот вынужден исполнять всё это на свой счёт. Исключение составляют юные сыновья бояр, т. е. знатных лиц с более скромным достатком; таких лиц, придавленных своей бедностью, он обыкновенно ежегодно принимает к себе и содержит, назначив жалованье, но неодинаковое. …Знатнейшим, которые правят посольство или несут иные более важные обязанности, назначаются, сообразно с достоинством и трудами каждого, или наместничества, или деревни, или поместья; однако от каждого в отдельности из этого они платят государю определённую подать. Им отдают только штрафы, которые вымогаются у бедняков, случайно в чём-нибудь провинившихся, и некоторые другие доходы. Но подобные владения он отдаёт им по большей части в пользование только на полтора года; если же он содержит кого в особой милости или расположении, то прибавляет несколько месяцев; по истечении же этого срока всякая милость прекращается, и тебе целых шесть лет подряд придётся служить даром.

Все драгоценности, которые привозят послы, отправляемые к иностранным государям, государь откладывает в свою казну… Он применяет свою власть к духовным так же, как и к мирянам, распоряжаясь беспрепятственно и по своей воле жизнью и имуществом всех; из советников, которых он имеет, ни один не пользуется таким значением, чтобы осмелиться разногласить с ним или дать ему отпор в каком-нибудь деле. Они открыто заявляют, что воля государя есть воля божья, и что ни сделает государь, он делает по воле божией. Сам государь, когда к нему обращаются с просьбами за какого-нибудь пленного или по другому важному делу, обычно отвечает: «Если бог повелит, то освободим».

Крестьяне

Поселяне шесть дней в неделю работают на своего господина, а седьмой день предоставляется им для собственной работы. Они имеют несколько собственных, назначенных им их господами, полей и лугов, которыми они и живут; всё остальное принадлежит господам. Кроме того, положение их весьма плачевно и потому, что их имущество предоставлено хищению знатных лиц и воинов, которые в знак презрения называют их крестьянами или чёрными людишками.

Хрестоматия по истории СССР / Сост. В. И. Лебедев, В. Е. Сыроечковский, М. Н. Тихомиров. — М., 1939. — Т. 1.


Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

Автор

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Русская православная церковь в XV — начале XVI в

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *