Место и роль Руси в Европе

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Политическая карта Европы в IX—XI вв.

2) Отношения Руси с Византийской империей

3) Отношения Руси со странами Центральной, Западной и Северной Европы

4) Отношения с кочевниками и странами Востока

5) Русь в международной торговле

Тип урока

Повторительно-обобщающий

Ресурсы урока

Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Место и роль Руси в Европе». Карта «Торговые связи Руси в XI—XII вв.»

Домашнее задание

Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Место и роль Руси в Европе». Задание 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

 

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

В IХ—ХI вв. Русь была частью единого европейского политического и экономического пространства. Как можно доказать этот вывод? Какие стороны деятельности правителей Руси следует рассмотреть?

Описывать по карте геополитическое положение Руси, называть соседние государства.

Формулировать учебную задачу урока, планировать её выполнение

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Заполните таблицу «Внешнеполитическая деятельность русских князей в IX—XI вв.: направления, основные факты, итоги/значение». Покажите на карте торговые пути из Руси в страны Западной Европы, Востока. С какими странами Русь вела торговлю?

Составлять таблицу по материалам темы 2.

Систематизировать информацию на основе анализа карты

Составление таблицы

Содержательно-операционный

На основе текста учебника ответьте на вопросы:

На каких условиях Русь торговала с другими странами и народами?

Какие товары Русь предлагала другим странам, а какие ввозила?

Какое влияние оказывали географические и климатические условия на развитие торговли Руси?

Каково было положение и влияние Древнерусского государства в современном ему мире?

Выберите из текста учебника цитаты, подтверждающие равноправный характер отношений Руси с соседями

Приводить примеры для подтверждения суждения или вывода.

Раскрывать роль природно-климатического фактора.

Аргументировать вывод с опорой на материалы параграфа

Работа с картой, учебником

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Нанесите на контурную карту основные торговые пути Руси. Каково было положение и влияние Древнерусского государства в современном ему мире?

Изображать графически информацию на карте.

Давать оценку роли Руси в международной торговле

Раскрывать роль геополитического фактора в истории России

Работа с картой.

Эссе.

Беседа

Дополнительный материал

Хорошо налаженные торговые пути связывали Русь с Польшей и с Венгрией. Чем торговали на Дунае, можно судить по мыту (пошлине), введённому у замка Штейн герцогом Леопольдом и его сыном; сбор распространялся на оружие, сёдла, шерстяные и льняные ткани и др. Ввозились перец, шафран, имбирь, тмин, гвоздика, лакрица, оливковое масло, лавровый лист, орехи, парча, шёлк и т. п. В Польшу поступала галицкая соль.

Русские меха, несомненно, достигали Франции, литературные источники которой говорят и о тканях, доставляемых из Руси. Дорогие плащи, шелка, русское золото и серебро упоминают французские «Песни о деяниях», славились во Франции и русские доспехи, а также боевые кони.

Восточные источники сохранили нам списки товаров, которые везли из Восточной Европы в Хорезм и далее в Среднюю Азию, Хорасан и другие страны. На одном из первых мест здесь стоят славянские рабы, которые покупались восточными владетелями и входили потом в состав их гвардий гулямов наряду с половцами и представителями других народов. Другим важнейшим предметом вывоза через Булгар в Хорезм были различного рода меха: чёрных и красных лисиц, соболей, куниц, бобров, горностаев. Лучшие меха вывозились, в частности, и из русских земель. Попадал в Хорезм и русский лён и, наконец, выделанная кожа, именуемая в источнике того времени русским названием «телятин». В Дербенте находился в Средние века крупнейший невольничий рынок на Каспии.

В условиях частых войн и усобиц среди князей (русских, половецких, кавказских) существовало, по-видимому, неписаное правило свободного прохода купеческих караванов.

В Киеве всё время пребывали многочисленные иноземные купцы (латина, немци, гости), здесь были их подворья, улицы, кварталы, подобно тому как их имели евреи, хазары, армяне.


Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

Автор

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Человек в Российском государстве второй половины XV в

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *