Правление князя Владимира. Крещение Руси

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Начало правления князя Владимира.

2) Причины принятия христианства на Руси.

3) Крещение Руси.

4) Значение принятия христианства

Тип урока

Комбинированный

Ресурсы урока

Учебник, § 6. Карта «Русь в Х-XI вв.».

Фрагмент «Повести временных лет» о выборе веры князем Владимиром

Основные понятия и термины

Усобица. Монотеизм. Ислам. Иудаизм. Христианство. Десятина. Двоеверие

Основные даты

980-1015 гг. — правление князя Владимира Святославича в Киеве.

988 г. — принятие христианства на Руси

Персоналии

Владимир I

Домашнее задание

§ 6 учебника. Приведите примеры сохранения двоеверия на Руси (в форме таблицы)

 

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Что такое религия? В чём состоит сходство вероучений ислама, иудаизма и христианства?

Какие религии считаются традиционными в современной России? Всегда ли так было?

Применять полученные знания

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Почему возникли религиозные верования? Расскажите о языческих верованиях славян. Какие религиозные верования были известны восточным славянам благодаря связям с соседними народами?

В каком государстве и когда христианство впервые стало официальной государственной религией?

Подтверждать культурное многообразие народов в изучаемый период.

Сравнивать черты славянского язычества и христианской религии, выявляя общее и различное

Беседа

Содержательно-операционный

Прочитайте п. 1 параграфа и составьте план «Основные направления политики князя Владимира».

На основе имеющихся знаний, текста учебника и анализа фрагмента летописи о выборе веры (см. рубрику «Изучаем документ») определите предпосылки Крещения Руси.

Определите, сколько времени прошло от крещения княгини Ольги до Крещения Руси.

Каково значение принятия Русью христианства?

Определять основные направления политики князя Владимира (в форме сложного плана).

Подтверждать примерами значение деятельности князя для укрепления государства на Руси.

Устанавливать причинно-следственные связи исторических явлений и процессов.

Определять хронологические периоды.

Объяснять прогрессивное значение принятия христианства для государства Русь

Работа с текстом

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Объясните термин «двоеверие».

Докажите, что Русь была христианской страной.

Подтвердите примерами, что князь Владимир был выдающимся государственным деятелем.

Почему князя Владимира в былинах называют Красным Солнышком?

Для выполнения каких заданий вам потребовалась помощь учителя (товарища)? Что вызвало трудность?

Определять понятие.

Аргументировать точку зрения с помощью примеров.

Выражать уважительное отношение к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох.

Выявлять затруднения при выполнении заданий, оценивать результаты своей познавательной деятельности

Беседа

Дополнительный материал

Предпосылки Крещения Руси

  1. Укрепление единого государства Русь (монотеизм — единобожие — вполне соответствовал сущности нового единого государства во главе с монархом).
  2. Неоднородность общества (язычество с его равенством людей перед силами природы не могло объяснить и оправдать происхождение и нарастание неравенства в обществе).
  3. Международные связи.
  4. Необходимость решения ряда нравственных проблем (укрепление семьи как ячейки общества, проявление гуманного отношения к человеку).
  5. Духовное развитие страны (важность приобщения к философии христианства).
  6. Наличие христиан среди Рюриковичей (Ольга) и знати.
  7. Личные качества Владимира I.

Памятка по составлению плана

  1. Прочитайте текст. Разделите его на части так, чтобы в каждой из них была законченная мысль.
  2. Озаглавьте каждую часть текста. Названия пунктов плана могут быть сформулированы:
    1. а) как вопросы;
    2. б) как повествовательные предложения;
    3. в) как ключевые фразы из текста, отражающие основную мысль части текста.
  3. Проверьте, чтобы пункты плана не повторяли друг друга.
  4. При составлении сложного плана некоторые пункты (или все) должны содержать подпункты.

Примерный план «Основные направления политики князя Владимира»

  1. Борьба Владимира в междоусобной борьбе за власть.
  2. Расширение границ Руси:
    1. а) окончательное подчинение вятичей, радимичей, Полоцкого княжества;
    2. б) присоединение польских городов Червеня и Перемышля.
  3. Международная деятельность:
    1. а) торговый договор с Волжской Булгарией;
    2. б) военный союз с Византией.
  4. Оборонительные сооружения на южных границах, защита от печенежских набегов.
  5. Крещение Руси.

Двоеверие на Руси

Христианство Язычество
Крещение Киева Сопротивление крещению в Новгороде, Ростове и других городах
Церковь получала десятину Сохранение влияния волхвов, особенно в сельских, лесных районах
Празднование христианских праздников Празднуются языческие праздники (Коляда, Масленица), популярно скоморошество, сохраняются языческие славянские имена (Добрыня, Ярополк и др.)
Строительство и посещение церквей, почитание икон Сохраняются обычаи, например, «задабривать» домовых, вера в леших, русалок, упырей

Историческое значение принятия христианства на Руси

  1. Приобщение восточнославянского мира и соседних племён к христианским ценностям, смягчение нравов.
  2. Создание условий для более тесного взаимодействия с христианскими народами и государствами, развитие международных отношений.
  3. Появление Русской церкви. Русская церковь превращалась в культурную и политическую общность, стала объединяющей силой всего общества (одной из особенностей византийского христианства являлось то, что оно разрешало вести церковную службу в землях новообращённых народов на их родном языке, в отличие от римской церкви, которая допускала богослужение лишь на латинском языке. Это приближало новую религию к народу, делало её частью его духовной жизни, быта и культуры).
  4. Укрепление многонационального государства Русь на основе единой религии, сплочение народа.
  5. Укрепление княжеской власти.
  6. Развитие культуры. Ускорение освоения наследия греко-римской цивилизации через византийскую ветвь, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни (каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житийная литература и летописание, переписка книг и др.).

Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

Автор

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Человек в Российском государстве второй половины XV в

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *