Правление князя Владимира. Крещение Руси
Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС
Основные вопросы изучения материала |
1) Начало правления князя Владимира. 2) Причины принятия христианства на Руси. 3) Крещение Руси. 4) Значение принятия христианства |
Тип урока |
Комбинированный |
Ресурсы урока |
Учебник, § 6. Карта «Русь в Х-XI вв.». Фрагмент «Повести временных лет» о выборе веры князем Владимиром |
Основные понятия и термины |
Усобица. Монотеизм. Ислам. Иудаизм. Христианство. Десятина. Двоеверие |
Основные даты |
980-1015 гг. — правление князя Владимира Святославича в Киеве. 988 г. — принятие христианства на Руси |
Персоналии |
Владимир I |
Домашнее задание |
§ 6 учебника. Приведите примеры сохранения двоеверия на Руси (в форме таблицы) |
Модули урока |
Учебные задачи для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой |
Что такое религия? В чём состоит сходство вероучений ислама, иудаизма и христианства? Какие религии считаются традиционными в современной России? Всегда ли так было? |
Применять полученные знания |
Беседа |
Ориентационный (актуализации/повторения) |
Почему возникли религиозные верования? Расскажите о языческих верованиях славян. Какие религиозные верования были известны восточным славянам благодаря связям с соседними народами? В каком государстве и когда христианство впервые стало официальной государственной религией? |
Подтверждать культурное многообразие народов в изучаемый период. Сравнивать черты славянского язычества и христианской религии, выявляя общее и различное |
Беседа |
Содержательно-операционный |
Прочитайте п. 1 параграфа и составьте план «Основные направления политики князя Владимира». На основе имеющихся знаний, текста учебника и анализа фрагмента летописи о выборе веры (см. рубрику «Изучаем документ») определите предпосылки Крещения Руси. Определите, сколько времени прошло от крещения княгини Ольги до Крещения Руси. Каково значение принятия Русью христианства? |
Определять основные направления политики князя Владимира (в форме сложного плана). Подтверждать примерами значение деятельности князя для укрепления государства на Руси. Устанавливать причинно-следственные связи исторических явлений и процессов. Определять хронологические периоды. Объяснять прогрессивное значение принятия христианства для государства Русь |
Работа с текстом |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) |
Объясните термин «двоеверие». Докажите, что Русь была христианской страной. Подтвердите примерами, что князь Владимир был выдающимся государственным деятелем. Почему князя Владимира в былинах называют Красным Солнышком? Для выполнения каких заданий вам потребовалась помощь учителя (товарища)? Что вызвало трудность? |
Определять понятие. Аргументировать точку зрения с помощью примеров. Выражать уважительное отношение к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. Выявлять затруднения при выполнении заданий, оценивать результаты своей познавательной деятельности |
Беседа |
Дополнительный материал
Предпосылки Крещения Руси
- Укрепление единого государства Русь (монотеизм — единобожие — вполне соответствовал сущности нового единого государства во главе с монархом).
- Неоднородность общества (язычество с его равенством людей перед силами природы не могло объяснить и оправдать происхождение и нарастание неравенства в обществе).
- Международные связи.
- Необходимость решения ряда нравственных проблем (укрепление семьи как ячейки общества, проявление гуманного отношения к человеку).
- Духовное развитие страны (важность приобщения к философии христианства).
- Наличие христиан среди Рюриковичей (Ольга) и знати.
- Личные качества Владимира I.
Памятка по составлению плана
- Прочитайте текст. Разделите его на части так, чтобы в каждой из них была законченная мысль.
- Озаглавьте каждую часть текста. Названия пунктов плана могут быть сформулированы:
- а) как вопросы;
- б) как повествовательные предложения;
- в) как ключевые фразы из текста, отражающие основную мысль части текста.
- Проверьте, чтобы пункты плана не повторяли друг друга.
- При составлении сложного плана некоторые пункты (или все) должны содержать подпункты.
Примерный план «Основные направления политики князя Владимира»
- Борьба Владимира в междоусобной борьбе за власть.
- Расширение границ Руси:
- а) окончательное подчинение вятичей, радимичей, Полоцкого княжества;
- б) присоединение польских городов Червеня и Перемышля.
- Международная деятельность:
- а) торговый договор с Волжской Булгарией;
- б) военный союз с Византией.
- Оборонительные сооружения на южных границах, защита от печенежских набегов.
- Крещение Руси.
Двоеверие на Руси
Христианство | Язычество |
Крещение Киева | Сопротивление крещению в Новгороде, Ростове и других городах |
Церковь получала десятину | Сохранение влияния волхвов, особенно в сельских, лесных районах |
Празднование христианских праздников | Празднуются языческие праздники (Коляда, Масленица), популярно скоморошество, сохраняются языческие славянские имена (Добрыня, Ярополк и др.) |
Строительство и посещение церквей, почитание икон | Сохраняются обычаи, например, «задабривать» домовых, вера в леших, русалок, упырей |
Историческое значение принятия христианства на Руси
- Приобщение восточнославянского мира и соседних племён к христианским ценностям, смягчение нравов.
- Создание условий для более тесного взаимодействия с христианскими народами и государствами, развитие международных отношений.
- Появление Русской церкви. Русская церковь превращалась в культурную и политическую общность, стала объединяющей силой всего общества (одной из особенностей византийского христианства являлось то, что оно разрешало вести церковную службу в землях новообращённых народов на их родном языке, в отличие от римской церкви, которая допускала богослужение лишь на латинском языке. Это приближало новую религию к народу, делало её частью его духовной жизни, быта и культуры).
- Укрепление многонационального государства Русь на основе единой религии, сплочение народа.
- Укрепление княжеской власти.
- Развитие культуры. Ускорение освоения наследия греко-римской цивилизации через византийскую ветвь, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни (каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житийная литература и летописание, переписка книг и др.).