Формирование культурного пространства единого Российского государства
Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС
Основные вопросы изучения материала |
1) Изменения восприятия мира. 2) Особенности русской культуры XV — начала XVI в. 3) Развитие общественной мысли и летописания. 4) Литература. 5) Зодчество. 6) Живопись |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Ресурсы урока |
Учебник, § 27. Фрагменты документов. Презентации |
Основные понятия и термины |
Эпоха Возрождения. Поэма. Регалии. Сказания |
Основные даты |
1433 г. — завершение строительства Грановитой палаты. 1479 г. — Московская летопись. 1512 г. — первая редакция русского «Хронографа» |
Персоналии |
Иван III. Василий III. Филофей. Сафоний Рязанец. Аристотель Фиораванти. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Андрей Рублёв. Дионисий. Афанасий Никитин |
Домашнее задание |
§ 27 учебника. *Подготовьте презентацию «Наше культурное наследие» о памятниках истории и культуры прошлого, которые входят в Фонд мирового культурного наследия и, на ваш взгляд, являются национальным достоянием. *Используя Интернет, узнайте, из чего и как делали бумагу в ХIV-ХVI вв. Запишите основные этапы этого процесса. *С помощью компаса определите, к какой стороне света всегда обращён вход в православный храм. Почему православные храмы имеют такое расположение? Дайте объяснение |
Модули урока |
Учебные задачи для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой |
Как изменилось политическое положение русских земель к началу XVI в.? Могло ли это повлиять на изменение в культуре, восприятии окружающего мира жителями страны? Почему культурные ценности, созданные в далёком прошлом, не потеряли своего значения и в наши дни? |
Определять зависимость развития культуры от политического развития страны. Формулировать ценностные суждения о памятниках культуры |
Беседа |
Ориентационный (актуализации/повторения) |
Вспомните творения мастеров эпохи Возрождения и шедевры древнерусской культуры. Вспомните исторические события, которые могли влиять на развитие русской культуры ХV — начала ХVI в. |
Использовать знания из курсов всеобщей истории, литературы, ОРКСЭ. Раскрывать на примерах зависимость развития культуры от политического развития страны |
Беседа |
Содержательно-операционный |
Прочитайте текст «Хожения за три моря» Афанасия Никитина (см. дополнительный материал). Приведите примеры высказываний автора о странах, в которых он побывал. Насколько достоверны его сведения? Что говорит автор о своей Родине? На основе рассказа учителя определите, какова главная идея теории «Москва — Третий Рим». Как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу? Какие процессы происходили в русской живописи XV в.? Охарактеризуйте особенности стиля Андрея Рублёва и Дионисия, используя текст и иллюстрации учебника, фрагмент сочинения историка И. Н. Заволоко (см. рубрику «Изучаем документы»). Продолжите заполнение таблицы «Важнейшие памятники русской культуры Х — начала ХVI в.» |
Использовать приёмы анализа художественного произведения в историческом контексте. Определять мифологическую, вымышленную информацию. Описывать произведения живописи, зодчества. Оценивать памятники культуры с эстетической позиции, высказывать своё отношение к ним. Систематизировать материал большой темы в форме таблицы |
Работа с текстом, иллюстрациями. Беседа. Составление таблицы |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) |
Какие изменения происходили в русском зодчестве с X по XV в.? Расскажите о достижениях этого периода. Каковы особенности русской культуры XV в.? Можно ли согласиться с тем, что период конца XV в. — «Русское Предвозрождение»? Каковы главные достижения русской культуры этого периода? Докажите на примерах, что патриотические настроения русских людей нашли своё отражение в развитии отечественной культуры |
Рассказывать об историческом явлении за длительный период времени. Выделять особенности, опираясь на конкретные примеры. Высказывать аргументированное мнение по поводу суждения, высказывания и оценки (в соответствии с возрастными возможностями) |
Рассказ. Беседа |
Дополнительный материал
АФАНАСИЙ НИКИТИН. «ХОЖЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ» (перевод с древнерусского П. С. Смирнова)
И тут Индийская страна, и простые люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. Из простого народа мужчины и женщины все нагие да все чёрные. Куда я ни иду, за мной людей много — дивятся белому человеку. У тамошнего князя — фата на голове, а другая на бёдрах, а у бояр тамошних — фата через плечо, а другая на бёдрах, а княгини ходят — фата через плечо перекинута, другая фата на бёдрах. <…>
А ещё есть в том Аланде птица гукук, летает ночью: кричит: «кук-кук»; а на чьём доме сядет, там человек умрёт, а захочет кто её убить, она на того огонь изо рта пускает. Мамоны (хищники. — О. Ж.) ходят ночью да хватают кур, а живут они на холмах или среди скал. А обезьяны, те живут в лесу. Есть у них князь обезьяний, ходит с ратью своей. Если кто обезьян обидит, они жалуются своему князю, и он посылает на обидчика свою рать, и они, к городу придя, дома разрушают и людей убивают. А рать обезьянья, сказывают, очень велика, и язык у них свой. Детёнышей родится у них много, и если который из них родится ни в мать, ни в отца, таких бросают на дорогах. Иные гундустанцы подбирают их да учат всяким ремёслам; а если продают, то ночью, чтобы они дорогу назад не могли найти, а иных учат (людей забавлять). <…> А весна у них длится три месяца, и лето три месяца, и зима три месяца, и осень три месяца. <…>
Земля многолюдна, да сельские люди очень бедны, а бояре власть большую имеют и очень богаты. Носят бояр на носилках серебряных, впереди коней ведут в золотой сбруе, до двадцати коней ведут, а за ними триста всадников, да пеших пятьсот воинов, да десять трубачей, да с барабанами десять человек, да свирельников десять человек. <…> Cо многими индусами познакомился. Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а христианин, и имя моё Афанасий, а бесерменское (мусульманское. — О. Ж.) имя — ходжа Юсуф Хорасани. И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах… А всех вер в Индии восемьдесят и четыре веры, и все веруют в бута (идол, индийский бог. — О. Ж.). А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся. Иные из них баранину, да кур, да рыбу, да яйца едят, но говядины никто не ест. <…> А едят они рис, да травы разные едят, да варят их с маслом да с молоком, а едят все правой рукой, а левою не берут ничего. Ножа и ложки не знают. <…> А есть садятся — руки обмывают, да ноги, да и рот полощут. <…> А кто у них умрёт, тех сжигают да пепел сыплют в воду. <…>
О благоверные христиане русские! Кто по многим землям плавает, тот во многие беды попадает и веру христианскую теряет. Я же, рабище божий Афанасий, исстрадался по вере христианской. <…> А правую веру бог ведает.
В Севасской округе и в Грузинской земле всего в изобилии. И Турецкая земля всем обильна. И Молдавская земля обильна, и дёшево там всё съестное. Да и Подольская земля всем обильна. А Русь… На этом свете нет страны, подобной ей. Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Да устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости!..
Памятники литературы Древней Руси: XIV — середина XV в. — М., 1981.