Церковная реформа. Положение традиционных конфессий

Технологическая карта урока истории в 8 классе

Основные вопросы изучения материала

1) Пётр I и церковь.

2) Упразднение патриаршества.

3) Феофан Прокопович.

4) Старообрядцы и другие конфессии

Тип урока

Комбинированный урок

Ресурсы урока

Учебник, § 8. Фрагменты документов, трудов историков

Основные понятия и термины

Синод, конфессия, регламент, обер-прокурор

Основные даты

1721 г. — упразднение патриаршества, учреждение Святейшего синода, принятие Духовного регламента

Персоналии

С. Яворский. Феофан Прокопович

Домашнее задание

§ 8.

* Используя дополнительные материалы, составьте схему церковной иерархии в России до церковной реформы 1721 г. и после её проведения.

* Напишите в тетради эссе о церковной реформе Петра I. Определите её цель и задачи. Решёнными ли были эти задачи?

* Сравните старообрядчество с ересями, существовавшими в европейских странах. Используя Интернет, выясните, в каких странах мира существуют поселения старообрядцев в наши дни

[post_ads_shortcode]

Модули урока

Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Оцените роль РПЦ в жизни Российского государства. С помощью каких мер Пётр I стремился поставить церковь на службу государству? Удалось ли ему это?

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Какую роль играла католическая церковь в жизни Западной Европы в Новое время? Кто считался главой Русской православной церкви? Когда в России было установлено патриаршество? Кого из патриархов вы помните?

Какие изменения в отношениях государства и церкви произошли в России к концу XVII в.? Вспомните значение понятий: ереси, раскол, старообрядчество. Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев.

Каковы были причины и последствия церковной реформы XVII в.? В чём её суть?

Привлекать межкурсовые, предметные знания.

Раскрывать роль церкви в государстве, выявлять изменения.

Выделять причинно-следственные связи и сущность исторических процессов.

Использовать сведения исторической карты

Беседа.

Работа с картой

Содержательно-операционный

Проясните с помощью словаря значение понятий: конфессия, регламент, синод, обер-прокурор.

Прочитайте § 8. Какие изменения в положении церкви произошли при Петре I? Используйте фрагмент из Духовного регламента.

Почему Пётр I стремился полностью подчинить церковь государству?

Используя дополнительные материалы, составьте схему церковной иерархии в России при Петре I

Определять значение слов, понятий.

Аргументировать вывод материалами параграфами.

Выявлять сущность и последствия исторического события, явления.

Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом.

Систематизировать информацию в виде схемы

Работа с текстом учебника, словарём, историческим источником.

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Как бы вы оценили политику Петра I в отношении традиционных конфессий (см. п. 4 § 8)?

В каких правах были ограничены старообрядцы, представители неправославных конфессий?

Приведите примеры открытости российского общества начала XVIII в.

Расскажите о деятельности Феофана Прокоповича и епископа Питирима. Что было общего в их деятельности?

Как вы думаете, почему в XVIII в. светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к власти церковной?

Напишите эссе о церковной реформе Петра I. Определите её цель и задачи

Высказывать и аргументировать оценку деятельности исторического лица.

Рассказывать о деятельности исторической персоналии.

Аргументировать примерами мнение, выводы, в том числе в форме эссе

Рассказ.

Беседа.

Творческая работа (эссе)

Дополнительный материал

Духовный регламент (извлечение)

…Восприяв попечение о исправлении чина Духовнаго, а не видя лучшаго к тому способа, паче Соборнаго Правительства. Понеже в единой персоне не без страсти бывает; к тому ж не наследственная власть, того ради вящше не брегут. Уставляем Духовную Коллегию, то есть Духовное Соборное Правительство, которое по следующем зде Регламенте, имеет всякия Духовныя дела во Всероссийской Церкви управлять. И повелеваем всем верным подданным Нашим, всякаго чина, Духовным и мирским имети сие за важное и сильное Правительство, и у него крайния дел Духовным управы, решения и вершения просить, и судом его определённым довольствоватися, и указов его слушать во всём, под великим за противление и ослушание наказанием, против прочих Коллегий.

Должна же есть Коллегия сия, и новыми впредь правилами дополнять Регламент свой, яковых правил востребуют разные разных дел случаи. Однакож делать сие должна Коллегия Духовная на базе Нашего соизволения.

Определяем же в сей Духовной Коллегии быть именованным зде Членам: единому Президенту, двоим Вице-Президентам, четырём Советникам, четырём Ассессорам.

[post_ads_shortcode]

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.