Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам
Технологическая карта урока истории в 8 классе
Основные вопросы изучения материала |
1) Причины народных выступлений. 2) Астраханское восстание 1705-1706 гг. 3) Восстание под предводительством К. А. Булавина. 4) Башкирское восстание. 5) Выступления старообрядцев. 6) Выступления работников мануфактур. 7) Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея» |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Ресурсы урока |
Учебник, § 9. Карта. Фрагменты документов, трудов историков |
Основные понятия и термины |
Работные люди |
Основные даты |
1705-1706 гг. — Астраханское восстание. 1705-1711 гг. — Башкирское восстание. 1707-1708 гг. — восстание под предводительством К. А. Булавина |
Персоналии |
К. Булавин. Я. Носов. Царевич Алексей. П. А. Толстой |
Домашнее задание |
§ 9. Напишите биографический очерк о Кондратии Булавине (не более 500 слов). * Используя ранее полученные знания и дополнительные материалы, обобщите причины народных выступлений с древних времён до начала XVIII в. Определите и обоснуйте наиболее часто повторяющиеся причины таких событий. Соберите материалы о народных выступлениях в XVIII в. на территории вашего региона. Соотнесите эти выступления с событиями, о которых написано в параграфе. Сделайте презентацию об этих событиях |
[post_ads_shortcode]
Модули урока |
Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных) |
Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой |
Изложите проблемы социально- экономического развития России первой четверти XVIII в. Решались ли они властями? Как разные слои российского общества реагировали на происходившие при Петре I перемены в стране? |
Определять основные проблемы развития страны. Формулировать познавательную задачу урока |
Беседа |
Ориентационный (актуализации/повторения) |
Приведите примеры социальных протестов в Западной Европе. Вспомните и назовите формы социального протеста в XVII в. В каком направлении развивалась социальная политика Петра I? |
Актуализировать межкурсовые, предметные знания |
Беседа |
Содержательно-операционный |
В чём заключался насильственный характер реформ Петра I? Конкретизируйте примерами. Как вы думаете, могут ли быть сходными причины народных выступлений XVII и первой четверти XVIII в.? Определите главные причины народных выступлений в первой четверти XVIII в. Отличались ли они от причин народных выступлений в XVII в.? Прочитайте фрагмент инструкций Петра I местным властям (см. учебник). С какой целью написан документ? В чём, по мнению Петра I, состояли причины народных выступлений? Пользуясь текстом учебника и картой, составьте рассказ о восстании под предводительством К. А. Булавина. Используя карту, определите, какое из трёх восстаний (в Астрахани, Башкирии, под предводительством К. А. Булавина) охватило наибольшую территорию. В чём состояли особенности Астраханского восстания, специфика Башкирского восстания? Докажите с помощью примеров. Обоснуйте примерами вывод параграфа: «Народные движения первой четверти XVIII в. были естественным ответом народа на усиление давления со стороны государства» |
Определять способы деятельности исторической персоны. Выявлять причины, особенности исторических событий. Использовать приёмы анализа исторического источника при формулировании выводов и оценок. Составлять рассказ на основе 2-3 источников информации с использованием памятки. Сравнивать исторические события на основе сведений карты. Иллюстрировать примерами особенности исторических явлений и процессов. Обосновывать вывод с помощью конкретных исторических примеров |
Работа с учебником, документом, картой. Рассказ. Беседа |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) |
Определите особенности проявления социального протеста в России в начале XVIII в. В чём его основные причины? Какие слои населения участвовали в народных движениях в XVIII в.? Оцените последствия этих движений. Расскажите о выступлениях старообрядцев; работников мануфактур. Используйте дополнительные источники информации и выскажите своё отношение к появлению и разрешению «дела царевича Алексея». В чём вы видите истоки конфликта отца и сына (см. дополнительный материал)? Обоснуйте, всем ли свидетельствам современников можно доверять. Чем вы можете объяснить выступления представителей самых разных сословий против реформ Петра I? С чем они были не согласны? Можно ли считать участников таких движений противниками всех Петровских реформ, модернизации страны? Примите участие в дебатах на тему «Народ имеет право на восстание». Продолжите фразы: «Изучив тему урока, я — считаю, что могу себя похвалить за …; — хочу поблагодарить …; — считаю, что мне не удалось …; — задумываюсь над …; — хочу больше узнать о …» |
Определять причины и особенности исторических событий и процессов. Давать оценку последствиям исторического события, процесса. Составлять рассказ с использованием памятки. Выражать собственное отношение при оценке поступков людей. Определять мотивы поступков, цели деятельности исторической персоны. Различать достоверную и вымышленную информацию. Аргументировать точку зрения с помощью конкретных примеров. Принимать участие в дебатах. Применять приёмы самоанализа своей познавательной деятельности, выявлять затруднения при выполнении заданий, оценивать результаты |
Работа с картой. Рассказ. Дебаты. Рефлексия |
Дополнительный материал
О челобитной астраханцев к Петру I
Приведение в исполнение указов царя об изменении русской одежды на иностранный образец вылилось в массовое оскорбление чувств астраханцев в большой праздник Ильин день в 1704 г., когда по всему городу по приказу воеводы, как писали Петру I челобитчики, «у мужска и женска полу русское платье обрезывали не по подобию и обнажали перед всем народом
и всякое ругательство над ними и девичьим полом чинили, и от церквей отбивали, их били, и усы, и бороды ругаючи обрезывали с мясом».
? Что послужило поводом к восстанию?
В. О. Ключевский о Петре I
В 1704 г. русские войска взяли Нарву, смыв позор первого поражения. На радостях Пётр говорил находившемуся в походе сыну Алексею, как необходимо ему, наследнику, для обеспечения торжества над врагом следовать примеру отца, не бояться ни труда, ни опасностей. «Ты должен любить всё, что служит ко благу и чести отечества, не щадить трудов для общего блага; а если советы мои разнесёт ветер, я не признаю тебя своим сыном». Впоследствии, когда возникла опасность исполнить эту угрозу, Пётр писал царевичу: «За моё отечество и людей моих я живота своего не жалел и не жалею; как могу тебя непотребного пожалеть? Ты ненавидишь дела мои, которые я для людей народа своего, не жалея здоровья своего, делаю».
Материал к дебатам
Право на сопротивление (право на сопротивление угнетению) — право граждан любыми средствами защищать принадлежащие им права и свободы, относится к естественным правам, т. е. не требует подтверждения нормами позитивного права. Обоснование права на сопротивление угнетению берёт начало в античном праве на тираноубийство. Впервые право на сопротивление было письменно зафиксировано в Декларации независимости США 1776 г. В преамбуле этого документа указывается, что «если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа. <…> Когда длинный ряд злоупотреблений и насилий … обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности». Статья 2 французской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. также указывает право на сопротивление угнетению в качестве одного из естественных и неотъемлемых прав человека наряду со свободой, собственностью и безопасностью.
[post_ads_shortcode]