Россия и Европа в конце XVII в.
Технологическая карта урока истории в 8 классе
Основные вопросы изучения материала |
1) Усиление османской угрозы Европе. 2) Россия в борьбе с Турцией и Крымским ханством. 3) Россия и Священная лига. 4) Борьба Франции за господство в Европе. 5) Балтийский вопрос. |
Тип урока |
Урок изучения нового материала. |
Ресурсы урока |
Учебник, § 1. Карта «Европа в конце XVII в.». Контурные карты. Электронное приложение. |
Основные понятия и термины |
Лига, гегемония, экспансия. |
Основные даты |
1683 г. — разгром турецкой армии под Веной. 1686 г. — заключение «вечного мира» между Россией и Речью Посполитой. 1687, 1689 гг. — Крымские походы русской армии. |
Персоналии |
П. Дорошенко. Б. Хмельницкий. Я. Собеский. Август II. Н. М. Зотов. |
Домашнее задание |
§ 1, карты, иллюстрации. Составьте рассказ «Крымские походы 1687, 1689 гг.». * Найдите в Интернете описания и изображения военных кораблей ХVII в. Сделайте презентацию-обзор основных видов кораблей этого времени. |
[post_ads_shortcode]
Модули урока |
Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных) |
Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой |
Какие актуальные, на ваш взгляд, внешнеполитические задачи стояли перед правителями страны к началу ХVIII в.? Какими способами можно было их решить? * Ответы на эти вопросы подготовьте в форме записки посланника одной из стран Западной Европы, прибывшего из Москвы. Какие вопросы (задания) потребуют работы с картой? Какой картой вы воспользуетесь? |
Формулировать познавательную проблему и планировать способы её решения. Излагать результаты познавательной деятельности по теме урока при выполнении творческого задания. |
Беседа. Работа с картой. * Творческое задание. |
Ориентационный (актуализации/повторения) |
Какие территориальные изменения произошли в России к началу XVIII в.? Самостоятельно выберите соответствующую карту. Как менялось положение России в мире в течение ХVII в.? Какие важные события происходили в Западной Европе на рубеже XVII-XVIII вв.? Когда и где возникла Османская империя? Какие факторы способствовали успехам внешней политики Франции во второй половине ХVII в.? Перечислите важнейшие события, связанные с русско-шведскими отношениями в ХIII-ХVI вв. |
Использовать карту как источник информации. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории, истории России. Выявлять причинно-следственные связи исторических процессов. |
Работа с картой. Беседа. |
Содержательно-операционный |
Прочитайте пп. 1-2 § 1. Укажите на карте объекты, о которых идёт речь. Перечислите основные события, характеризующие отношения России и Османской империи в XVIII в. Какие страны и народы находились в составе Османской империи в конце ХVII в.? Когда и как они оказались под властью османов? Опираясь на карту, объясните, почему Россия смогла начать решительную борьбу с крымско-османской угрозой лишь после присоединения Левобережной Украины. Почему Турция и Россия заключили Бахчисарайский мир? Можно ли называть борьбу европейских стран с Османской империей религиозными войнами? Объясните своё мнение. Какие государства боролись за контроль над Балтийским морем в ХVII в.? Какие союзы складывались в ходе этой борьбы? Составьте развёрнутый план рассказа «Россия и Речь Посполитая: от вековой вражды к союзу». |
Находить на карте изучаемые объекты. Определять причинно-следственные связи исторических процессов. Определять значение исторических событий. Использовать сведения из исторической карты. Аргументировать ответ, опираясь на материалы параграфа. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории и истории России. Составлять развёрнутый план рассказа. |
Работа с картой, текстом. Составление плана. Беседа. |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) |
Охарактеризуйте позицию, которую заняло Крымское ханство в конфликте между Священной лигой и Османской империей. Сформулируйте главные принципы внешней политики Франции второй половины ХVII в. Почему первоначально она была успешной, а затем последовали неудачи? Составьте таблицу, включающую основные направления внешней политики России XVIII в., основные способы её реализации (предпринятые меры и мирные договоры), результаты. Оцените результаты проводимой внешней политики. Удалось ли решить главные задачи? Аргументируйте свой ответ. |
Определять причинно-следственные связи исторических процессов. Составлять обобщающую таблицу. Давать оценку результатам проводимой политики. |
Составление таблицы. Беседа. |
[post_ads_shortcode]