Россия и Европа в конце XVII в.

Технологическая карта урока истории в 8 классе

Основные вопросы изучения материала

1) Усиление османской угрозы Европе.

2) Россия в борьбе с Турцией и Крымским ханством.

3) Россия и Священная лига.

4) Борьба Франции за господство в Европе.

5) Балтийский вопрос.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Ресурсы урока

Учебник, § 1.

Карта «Европа в конце XVII в.».

Контурные карты.

Электронное приложение.

Основные понятия и термины

Лига, гегемония, экспансия.

Основные даты

1683 г. — разгром турецкой армии под Веной.

1686 г. — заключение «вечного мира» между Россией и Речью Посполитой.

1687, 1689 гг. — Крымские походы русской армии.

Персоналии

П. Дорошенко. Б. Хмельницкий. Я. Собеский. Август II. Н. М. Зотов.

Домашнее задание

§ 1, карты, иллюстрации.

Составьте рассказ «Крымские походы 1687, 1689 гг.».

* Найдите в Интернете описания и изображения военных кораблей ХVII в. Сделайте презентацию-обзор основных видов кораблей этого времени.

Модули урока

Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Какие актуальные, на ваш взгляд, внешнеполитические задачи стояли перед правителями страны к началу ХVIII в.?

Какими способами можно было их решить? * Ответы на эти вопросы подготовьте в форме записки посланника одной из стран Западной Европы, прибывшего из Москвы.

Какие вопросы (задания) потребуют работы с картой? Какой картой вы воспользуетесь?

Формулировать познавательную проблему и планировать способы её решения.

Излагать результаты познавательной деятельности по теме урока при выполнении творческого задания.

Беседа.

Работа с картой.

* Творческое задание.

Ориентационный (актуализации/повторения)

Какие территориальные изменения произошли в России к началу XVIII в.? Самостоятельно выберите соответствующую карту.

Как менялось положение России в мире в течение ХVII в.?

Какие важные события происходили в Западной Европе на рубеже XVII-XVIII вв.?

Когда и где возникла Османская империя?

Какие факторы способствовали успехам внешней политики Франции во второй половине ХVII в.?

Перечислите важнейшие события, связанные с русско-шведскими отношениями в ХIII-ХVI вв.

Использовать карту как источник информации.

Актуализировать знания из курсов всеобщей истории, истории России.

Выявлять причинно-следственные связи исторических процессов.

Работа с картой.

Беседа.

Содержательно-операционный

Прочитайте пп. 1-2 § 1. Укажите на карте объекты, о которых идёт речь. Перечислите основные события, характеризующие отношения России и Османской империи в XVIII в. Какие страны и народы находились в составе Османской империи в конце ХVII в.? Когда и как они оказались под властью османов? Опираясь на карту, объясните, почему Россия смогла начать решительную борьбу с крымско-османской угрозой лишь после присоединения Левобережной Украины. Почему Турция и Россия заключили Бахчисарайский мир? Можно ли называть борьбу европейских стран с Османской империей религиозными войнами? Объясните своё мнение.

Какие государства боролись за контроль над Балтийским морем в ХVII в.? Какие союзы складывались в ходе этой борьбы?

Составьте развёрнутый план рассказа «Россия и Речь Посполитая: от вековой вражды к союзу».

Находить на карте изучаемые объекты.

Определять причинно-следственные связи исторических процессов.

Определять значение исторических событий.

Использовать сведения из исторической карты.

Аргументировать ответ, опираясь на материалы параграфа.

Актуализировать знания из курсов всеобщей истории и истории России.

Составлять развёрнутый план рассказа.

Работа с картой, текстом.

Составление плана.

Беседа.

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Охарактеризуйте позицию, которую заняло Крымское ханство в конфликте между Священной лигой и Османской империей.

Сформулируйте главные принципы внешней политики Франции второй половины ХVII в. Почему первоначально она была успешной, а затем последовали неудачи?

Составьте таблицу, включающую основные направления внешней политики России XVIII в., основные способы её реализации (предпринятые меры и мирные договоры), результаты.

Оцените результаты проводимой внешней политики. Удалось ли решить главные задачи? Аргументируйте свой ответ.

Определять причинно-следственные связи исторических процессов.

Составлять обобщающую таблицу.

Давать оценку результатам проводимой политики.

Составление таблицы.

Беседа.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.