Российское общество в Петровскую эпоху

Технологическая карта урока истории в 8 классе

Основные вопросы изучения материала

1) Дворянское сословие.

2) Города и горожане.

3) Положение крестьян

Тип урока

Комбинированный урок

Ресурсы урока

Учебник, § 7. Фрагменты документов, трудов историков

Основные понятия и термины

Гильдии, магистрат, прибыльщик, ревизия

Основные даты

1714 г. — указ о единонаследии.

1720 г. — учреждение магистратов.

1721 г. — принятие Регламента Главного магистрата

Домашнее задание

§ 7.

Подберите изображения, которые могли бы стать иллюстрациями к тексту параграфа. Какими источниками информации вы пользовались? Какие из них оказались наиболее информативными?

Модули урока

Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Влияет ли, на ваш взгляд, экономическое развитие страны на её социальную структуру?

Как изменилось положение основных слоёв российского общества за время правления Петра I?

Устанавливать причинно-следственные связи экономического и социального развития страны

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Что такое сословная структура, сословие?

Назовите новые черты в социальном развитии стран Западной Европы начала XVIII в. Объясните понятия гильдии, магистрат.

Существовало ли деление населения на разные категории до Петра I? Как изменилась социальная структура российского общества к началу XVIII в.? Какие факторы влияли на этот процесс?

Актуализировать знания из курса всеобщей истории, предметные знания, в том числе с помощью словаря

Работа со словарём.

Беседа

Содержательно-операционный

Объясните происхождение понятий мелкопоместный дворянин, табель, ранг. Прочитайте п. 1 § 7. В чём была разница между вотчиной и поместьем? Какие различия между вотчиной и поместьем были упразднены в 1714 г.? Для чего это было сделано?

Что означала на практике возможность отчуждать наследуемые имения?

С каких сословий взыскивалась подушная подать?

Познакомьтесь с Табелью о рангах. Какие возможности для карьерного, имущественного и сословного роста давала военная служба при Петре I? Насколько вам представляются реальными, равными такие возможности?

Составьте схему социальной структуры населения России в первой четверти XVIII в. Упростилась или усложнилась, на ваш взгляд, структура российского общества?

Пояснять смысл терминов и понятий.

Аргументировать выводы материалами параграфа.

Использовать приёмы анализа исторического источника при формулировании выводов и оценок.

Составлять самостоятельно схему социальной структуры, анализировать произошедшие изменения в сравнении с предыдущим периодом

Работа со словарём, учебником, схемой, документом.

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Расскажите об изменениях в сословном составе общества в России эпохи Петра I. В чём главные отличия сословной структуры общества в России от сословной структуры западноевропейских обществ? Используйте схему.

Опишите жизнь крестьян; горожан при Петре I. Используйте дополнительные сведения о сословиях, которые содержатся в отрывках документов после § 7.

Подтвердите или опровергните примерами вывод параграфа: «Реформы давали возможность выходцам из низов сделать карьеру на государственной службе».

Какие тяготы пришлось испытать народу в годы Петровских реформ?

Придумайте и запишите в тетради не менее 5 тестовых заданий для проверки знаний по одному из разделов параграфа

Рассказывать о сословной структуре российского общества, выделять особенности.

Описывать жизнь социальных групп.

Аргументировать выводы и суждения примерами параграфа, отрывками из документов эпохи

Рассказ.

Описание (реконструкция).

Презентация.

Работа с учебником.

Беседа

Дополнительный материал

Табель о рангах (фрагмент)

Ко учреждённой вышеобъявленной табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.

1. Принцы, которые от нашей крови произходят, и те, которые c нашими принцеccами сочетанны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служители Российского государства.

2. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чину, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским.

3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возмёт выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу 2 месяца жалованья. <…>

6. Без патента апшит никому не даёт ранга, разве оной апшит за нашею рукою дан будет.

7. Все замужные жёны поступают в рангах, по чинам мужей их. И когда они тому противно поступят, то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж её был за своё преступление.

8. Сыновьям Российскаго государства князей, графов, баронов, знатнейшаго дворянства, такожде служителей знатнейшаго ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов знатных чинов в публичной асамблеи, где двор находится, свободной доступ пред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались; однако ж мы для того никому какова рангу не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут, и за оныя характера не получат. <…>

11. Все служители российские или чужестранные, которые осми первых рангов находятся, или действително были, имеют оных законные дети и потомки в вечныя времена лутчему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах равно почтены быть, хотя б они и низкой породы были, и прежде от коронованных глав никогда в дворянское достоинство произведены или гербом снабдены не были. <…>

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.