Начало правления Петра I

Технологическая карта урока истории в 8 классе

Основные вопросы изучения материала

1) Детство Петра.

2) Двоецарствие. Царевна Софья.

3) Начало царствования Петра.

4) Азовские походы.

5) Великое посольство 1697-1698 гг.

Тип урока

Комбинированный урок

Ресурсы урока

§ 3. Карта.

Энциклопедия «Вокруг света» — http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia

Основные понятия и термины

Гвардия, лавра

Основные даты

1682-1725 гг. — царствование Петра I (до 1696 г. — совместно с Иваном V).

1682-1689 гг.— правление царевны Софьи.

1682, 1689, 1698 гг.— стрелецкие восстания.

1695-1696 гг. — Азовские походы.

1697-1698 гг. — Великое посольство

Персоналии

Пётр I. Иван V. Софья Алексеевна. Ф. Я. Лефорт. Ф. А. Головин. П. Б. Возницын. А. С. Шеин

Домашнее задание

§ 3.

* Используя дополнительные источники, напишите краткое эссе (не более 500 слов) об одном дне работы Петра Михайлова на верфи в Голландии.

Используя Интернет, оцените достоверность событий, описанных в параграфе. Какие из приведённых в нём фактов вы считаете абсолютно достоверными? Почему? Какие требуют более серьёзной проверки и доказательств? Объясните свои сомнения

Модули урока

Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Как события начала царствования Петра I повлияли на преобразования, которые он осуществил в дальнейшем?

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

На рубеже XVII-XVIII вв. в российском обществе назревала потребность во многих важнейших изменениях. Какие из них были начаты при Алексее Михайловиче?

Как вы считаете, какие преобразования требовали продолжения?

Актуализировать предметные знания.

Аргументировать выводы и суждения для расширения опыта модернизационного подхода к оценке событий, процессов

Беседа

Содержательно-операционный

Прочитайте пп. 2-3 § 3. Какую роль в период двоецарствия играла царевна Софья? Каково ваше мнение о её деятельности на посту правительницы? Как началось самостоятельное правление Петра?

Какой опыт извлёк Пётр из Азовских походов?

На основе рассказа учителя или сообщения учащегося решите, каков был главный итог деятельности Великого посольства. Совпадал ли он с намеченными целями? Найдите на современной политической карте страны и города, которые посетило Великое посольство.

* Составьте перечень проблем, которые требовали, на ваш взгляд, первоочередного решения

Определять причинно-следственные связи событий и процессов.

Давать оценку деятельности исторической персоны.

Находить исторические объекты на карте.

Использовать приёмы сравнительного анализа при аргументации собственных выводов и оценок.

Выделять и кратко формулировать основные проблемы развития страны на основе обобщения материалов темы

Работа с текстом.

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Расскажите о детстве Петра I. Какие события отразились на его личности, взглядах, убеждениях?

Познакомьтесь с мнением С. М. Соловьёва о Петре I (в учебнике). С помощью дополнительной литературы и интернет- ресурсов подберите высказывания современников, историков о молодом Петре I. Обсудите их в классе.

Докажите примерами вывод учебника: «Царь твёрдо решил провести в России важные реформы»

Рассказывать об исторической личности. Конкретизировать примерами оценку взглядов, убеждений человека.

На основе анализа оценок, мнений выделять необходимую информацию.

Конкретизировать суждение примерами

Описание (реконструкция).

Обсуждение мнений и оценок.

Беседа

Дополнительный материал

Начните оформлять иллюстрированную страничку сайта класса, посвящённую сподвижни кам, друзьям Петра Великого. Героями сайта могут стать: А. Д. Меншиков, Я. В. Брюс, Г. И. Головкин, Я. Ф. Долгорукий, А. М. Девиер, первый русский фельдмаршал Б. П. Шереметев, адмиралы Ф. М. Апраксин, Н. А. Сенявин, Д. С. Калмыков, П. М. Апраксин, Б. И. Куракин, Ф. Я. Лефорт, А. А. Матвеев, А. В. Макаров, В. Н. Татищев, А. И. Репнин, Ф. Ю. Ромодановский, Г. Г. Скорняк(ов)-Писарев, П. А. Толстой, И. П. Аннибал (Ганнибал), С. Л. Владиславич-Рагузинский, А. П. Волынский, Феофан Прокопович, П. П. Шафиров, П. И. Ягужинский и др.

Научно-популярная литература и источники

Володарский Я. Е. Пётр I // Вопросы истории. — 1993. — № 6. Дриссен Й. Царь Пётр и его голландские друзья. — СПб., 1996.

Ключевский В. О. Пётр Великий среди своих сотрудников // Исторические портреты. — М., 1990.

Смирнов В. Феофан Прокопович. — М., 1994.

Соловьёв С. М. Птенцы Петра Великого // Чтения и рассказы по истории России. — М., 1989.

Павленко Н. И. Пётр Первый и его время. — М., 1989.

Павленко Н. И. Полудержавный властелин. — М., 1991.

Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова. — М., 1994 (о А. Меншикове, Б. Шереметеве, П. Толстом, А. Макарове, С. Владиславич-Рагузинском).

Павленко Н. И. Соратники Петра. — М., 2001 (о Я. Брюсе, А. Макарове, Ф. Лефорте и др.).

Русская дипломатия в портретах. — М., 1992.

Хлебников Л. М. Русский Фауст // Вопросы истории. — 1965. — № 2 (о Я. Брюсе).

Шикман А. П. Деятели отечественной истории: Биографический справочник. — М., 1997.

Эйдельман Н. Я. Из потаённой истории России XVIII-XIX вв. — М., 1993. — С. 89-127 (о Ганнибале).

Эйдельман Н. Я. Твой XVIII век. — М., 1986.

Художественная литература

Дружинин В. Н. Державы Российской посол (о Б. И. Куракине).

Фёдоров Ю. И. Поручает Россия (о П. Толстом).

Соколов А. И. Меншиков.

Лавинцев А. И. На закате любви (о Петре I).

Мосияш С. П. Фельдмаршал Борис Шереметев.

Ресурсы Интернета

http://histrf.ru/ — федеральный портал РВИО «История. РФ».

http://kolibry.astroguru.com/ — Русский биографический словарь.

http://history.tom.ru — история России от князей до наших дней.

http://history.sgu.ru — российская история в зеркале изобразительного искусства.

http://www.hronos.km.ru — исторический сайт «Хронос».

http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm — сайт материалов по отечественной истории.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.