Реформы управления Петра I

Технологическая карта урока истории в 8 классе

Основные вопросы изучения материала

1) Создание Сената и коллегий.

2) Указ о единонаследии. Табель о рангах.

3) Реформа местного управления

Тип урока

Комбинированный урок

Ресурсы урока

Учебник, § 5. Карта. Фрагменты документов, трудов историков

Основные понятия и термины

Абсолютизм, аристократия, губерния, коллегия, модернизация, прокурор, ратуша, сенат, Табель о рангах, фискал

Основные даты

1708-1710 гг. — учреждение губерний.

1711 г. — учреждение Сената.

1714 г. — указ о единонаследии.

1718-1721 гг. — учреждение коллегий.

1721 г. — провозглашение России империей.

1722 г. — учреждение должности генерал-прокурора.

1722 г. — введение Табели о рангах

Персоналии

Пётр I. П. И. Ягужинский

Домашнее задание

§ 5. В тетради составьте таблицу по материалам параграфа, содержащую данные об основных реформах петровского времени и их значении.

* Используя дополнительные источники информации (энциклопедии, видеофильмы, ресурсы Интернета), вспомните, какие из правителей европейских государств являлись современниками Петра I. Результаты оформите в виде синхронистической таблицы «История в лицах: современники».

Используя материалы Интернета, соберите информацию и напишите о метрологической реформе Петра I. Определите её цель, задачи

Модули урока

Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Могла ли Россия добиться успехов в экономическом, политическом, культурном развитии без реформ в сфере управления? Что изменилось в системе управления Российским государством при Петре Великом?

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Что такое центральная власть, абсолютизм?

Вспомните, как на протяжении XVII в. изменилась организация управления в России. Когда появились приказы? Каковы были их функции? Эффективны ли они были? Какие недостатки в их работе сдерживали развитие государства? Что мешало данной системе эффективно справляться с задачами, выдвинутыми перед страной в начале XVIII столетия?

Актуализировать предметные знания.

Аргументировать выводы и суждения для приобретения опыта оценки социальных явлений

Беседа

Содержательно-операционный

Прочитайте п. 1 § 5. В чём заключалась реформа органов центрального управления? Изобразите схематически организацию центральной власти в империи к концу правления Петра Великого (см. в дополнительных материалах схему «Органы власти и управления Российской империи в первой четверти XVIII в.»).

Прочитайте в учебнике отрывок из указа о единонаследии 1714 г. Почему возникла необходимость принятия указа о единонаследии? В чьих интересах он был издан? Кто и почему имел основания быть недовольным его положениями?

С какой целью Пётр I предпринял реформу местного самоуправления? Что нового было введено в управление городами? Покажите на карте центры губерний, созданных в России в 1708 г.

Познакомьтесь в учебнике с описанием Петром I его рабочей недели. Составьте рассказ о рабочей неделе царя. Расскажите своему соседу по парте. Выразите своё отношение к деятельности царя.

Познакомьтесь с различными мнениями современников, историков о Петре I. Что общего и в чём различия их оценок? Почему этого царя прозвали Великим?

Составьте развёрнутую характеристику Петра I (используйте памятку в дополнительных материалах)

Выделять основные черты реформы, конкретизировать их примерами.

На основе анализа текста учебника представлять информацию в виде схемы.

Определять причинно-следственные связи событий и процессов.

Указывать на карте исторические объекты.

Использовать приёмы анализа источников при формулировании и аргументации собственных выводов и оценок.

Давать оценку деятельности исторической персоны.

Составлять развёрнутую характеристику исторического деятеля

Работа с текстом.

Составление схемы.

Дискуссия.

Характеристика личности

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Можно ли говорить о расширении полномочий царя в период царствования Петра I?

* Сформулируйте наиболее спорные (на ваш взгляд) моменты, связанные с системой управления страной в XVIII в.

* Сопоставьте систему управления России в начале XVIII в. с системой управления любого европейского государства в аналогичный период.

Найдите исторические ошибки в предложении: «Дворянство он получил от своего отца — прапорщика флота, служившего ещё Петру I».

Составьте предложения со словами, которые необходимо запомнить (см. учебник).

Подтвердите или опровергните примерами вывод: «Реформы управления Петра I способствовали окончательному оформлению абсолютной монархии»

Давать оценку мерам, предпринимаемым властью.

Выделять основные черты явления, процесса, конкретизировать их примерами.

Сравнивать исторические объекты.

Аргументировать выводы и суждения примерами.

Использовать новые термины и понятия в историческом контексте

Беседа

Дополнительный материал

Памятка для развёрнутой характеристики исторического деятеля

Расскажите об основных этапах жизненного пути исторического деятеля. Определите исторические условия и общественную среду, которые повлияли на его формирование.

Охарактеризуйте черты личности, их зависимость от воспитания, общественной среды. Определите степень соответствия личностных качеств задачам, которые решал исторический деятель.

Раскройте жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения человека.

Определите способы достижения цели, которые использовал исторический деятель.

Выявите противоречия в деятельности личности.

Раскройте значение и роль исторического деятеля в истории России.

Выразите своё отношение к данной исторической персоне.

Органы власти и управления Российской империи в первой четверти XVIII в.

Органы власти и управления Российской империи в первой четверти XVIII в.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.