Реформы управления Петра I
Технологическая карта урока истории в 8 классе
Основные вопросы изучения материала |
1) Создание Сената и коллегий. 2) Указ о единонаследии. Табель о рангах. 3) Реформа местного управления |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Ресурсы урока |
Учебник, § 5. Карта. Фрагменты документов, трудов историков |
Основные понятия и термины |
Абсолютизм, аристократия, губерния, коллегия, модернизация, прокурор, ратуша, сенат, Табель о рангах, фискал |
Основные даты |
1708-1710 гг. — учреждение губерний. 1711 г. — учреждение Сената. 1714 г. — указ о единонаследии. 1718-1721 гг. — учреждение коллегий. 1721 г. — провозглашение России империей. 1722 г. — учреждение должности генерал-прокурора. 1722 г. — введение Табели о рангах |
Персоналии |
Пётр I. П. И. Ягужинский |
Домашнее задание |
§ 5. В тетради составьте таблицу по материалам параграфа, содержащую данные об основных реформах петровского времени и их значении. * Используя дополнительные источники информации (энциклопедии, видеофильмы, ресурсы Интернета), вспомните, какие из правителей европейских государств являлись современниками Петра I. Результаты оформите в виде синхронистической таблицы «История в лицах: современники». Используя материалы Интернета, соберите информацию и напишите о метрологической реформе Петра I. Определите её цель, задачи |
[post_ads_shortcode]
Модули урока |
Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных) |
Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой |
Могла ли Россия добиться успехов в экономическом, политическом, культурном развитии без реформ в сфере управления? Что изменилось в системе управления Российским государством при Петре Великом? |
Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия |
Беседа |
Ориентационный (актуализации/повторения) |
Что такое центральная власть, абсолютизм? Вспомните, как на протяжении XVII в. изменилась организация управления в России. Когда появились приказы? Каковы были их функции? Эффективны ли они были? Какие недостатки в их работе сдерживали развитие государства? Что мешало данной системе эффективно справляться с задачами, выдвинутыми перед страной в начале XVIII столетия? |
Актуализировать предметные знания. Аргументировать выводы и суждения для приобретения опыта оценки социальных явлений |
Беседа |
Содержательно-операционный |
Прочитайте п. 1 § 5. В чём заключалась реформа органов центрального управления? Изобразите схематически организацию центральной власти в империи к концу правления Петра Великого (см. в дополнительных материалах схему «Органы власти и управления Российской империи в первой четверти XVIII в.»). Прочитайте в учебнике отрывок из указа о единонаследии 1714 г. Почему возникла необходимость принятия указа о единонаследии? В чьих интересах он был издан? Кто и почему имел основания быть недовольным его положениями? С какой целью Пётр I предпринял реформу местного самоуправления? Что нового было введено в управление городами? Покажите на карте центры губерний, созданных в России в 1708 г. Познакомьтесь в учебнике с описанием Петром I его рабочей недели. Составьте рассказ о рабочей неделе царя. Расскажите своему соседу по парте. Выразите своё отношение к деятельности царя. Познакомьтесь с различными мнениями современников, историков о Петре I. Что общего и в чём различия их оценок? Почему этого царя прозвали Великим? Составьте развёрнутую характеристику Петра I (используйте памятку в дополнительных материалах) |
Выделять основные черты реформы, конкретизировать их примерами. На основе анализа текста учебника представлять информацию в виде схемы. Определять причинно-следственные связи событий и процессов. Указывать на карте исторические объекты. Использовать приёмы анализа источников при формулировании и аргументации собственных выводов и оценок. Давать оценку деятельности исторической персоны. Составлять развёрнутую характеристику исторического деятеля |
Работа с текстом. Составление схемы. Дискуссия. Характеристика личности |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) |
Можно ли говорить о расширении полномочий царя в период царствования Петра I? * Сформулируйте наиболее спорные (на ваш взгляд) моменты, связанные с системой управления страной в XVIII в. * Сопоставьте систему управления России в начале XVIII в. с системой управления любого европейского государства в аналогичный период. Найдите исторические ошибки в предложении: «Дворянство он получил от своего отца — прапорщика флота, служившего ещё Петру I». Составьте предложения со словами, которые необходимо запомнить (см. учебник). Подтвердите или опровергните примерами вывод: «Реформы управления Петра I способствовали окончательному оформлению абсолютной монархии» |
Давать оценку мерам, предпринимаемым властью. Выделять основные черты явления, процесса, конкретизировать их примерами. Сравнивать исторические объекты. Аргументировать выводы и суждения примерами. Использовать новые термины и понятия в историческом контексте |
Беседа |
Дополнительный материал
Памятка для развёрнутой характеристики исторического деятеля
Расскажите об основных этапах жизненного пути исторического деятеля. Определите исторические условия и общественную среду, которые повлияли на его формирование.
Охарактеризуйте черты личности, их зависимость от воспитания, общественной среды. Определите степень соответствия личностных качеств задачам, которые решал исторический деятель.
Раскройте жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения человека.
Определите способы достижения цели, которые использовал исторический деятель.
Выявите противоречия в деятельности личности.
Раскройте значение и роль исторического деятеля в истории России.
Выразите своё отношение к данной исторической персоне.
Органы власти и управления Российской империи в первой четверти XVIII в.
[post_ads_shortcode]