Мир к началу XVIII в.

Урок истории в 8 классе

Особенности и значение темы. Главной задачей урока является организация обобщающего повторения, которое актуализирует знания курса истории раннего Нового времени (XVI-XVII вв.). Вместе с тем работа на уроке закладывает непосредственную основу дальнейшего изучения курса (особенно ярко это отражают идеи, связанные с развитием экономики и капиталистического производства), на что необходимо обязательно указать восьмиклассникам. Организуется деятельность учащихся, связанная с дальнейшим формированием метапредметного умения составлять сложный план.

Планируемые результаты изучения материала

Личностные:

— осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира.

Метапредметные (УУД):

работать с текстом: выделение главной и второстепенной информации, разделение на смысловые части, составление сложного плана;

отбирать и анализировать информацию, представленную в различных формах: текстовой, графической (таблица, схема), картографической (историческая карта);

осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя), соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность решения учебной задачи;

организовывать учебное сотрудничество при работе в парах, группах.

Предметные:

— определять значение понятий и терминов и уметь применять термины при выполнении познавательных заданий: раннее Новое время, индустриальное общество, традиционное общество, национальное государство, «военная революция», революция цен, капитализм, торговые войны, колониальные захваты, научная революция;

— устанавливать синхронистические связи в истории ведущих стран Европы и Азии в XVIII в.;

— использовать сведения исторической карты как источника информации;

— составлять сложный цитатный план;

— сопоставлять этапы раннего Нового времени;

— сравнивать основные черты традиционного и индустриального обществ.

Межпредметные связи. Обществознание (традиционное и индустриальное общество, деньги). География (карта мира в период раннего Нового времени).

Внутрикурсовые связи. История Средних веков (Средневековье как этап исторического процесса). История раннего Нового времени (особенности этапа, ведущие страны Европы, страны Востока, начало колониальных захватов).

Возможная личностно значимая проблема. Почему ускоряется общественное развитие? Как осознать происходящие в обществе перемены?

Варианты проблемных и познавательных заданий. 1. Что связывает современный мир и Новое время? 2. Что принёс Европе и миру период раннего Нового времени? 3. Что принесло Европе развитие капитализма?

Основные понятия и термины: раннее Новое время, индустриальное общество, традиционное общество, национальное государство, «военная революция», революция цен, капитализм, торговые войны, колониальные захваты, научная революция.

Дополнительные источники информации:

Литература: Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 478-488.

Ресурсы Интернета: Карты Европы и мира в XVII-XVIII вв. http://fcior.edu.ru/card/4852/praktika-karty-evropy-i-mira-v-xvii-xviii-vv.html

Европа «на пороге» Нового времени http://fcior.edu.ru/card/21505/evropa-na-poroge-novogo-vremeni.html

ХОД УРОКА

Урок целесообразно начать со знакомства с учебником, используя рубрику «От авторов» и оглавление книги. Желательно обратить внимание учеников на методический аппарат и материал, который они могут изучать самостоятельно. Учащимся следует показать, что курс Новой истории в 8 классе включает значительное количество обобщающих тем, которые раскрывают общие тенденции мирового исторического процесса. Важнейшие понятия, которые восьмиклассники только начинают изучать (например, модернизация, рынок, товарно-денежные отношения, правовое государство, гражданское общество и пр.), относятся к числу межпредметных и будут представлены не только в исторических дисциплинах, но и на уроках обществознания и географии. Учитель (в хорошо подготовленном и мотивированном классе соответствующие вопросы задаются учащимся) напоминает о значении терминов «Новая история» и «раннее Новое время», хронологических рамках Нового времени. Используя историческую карту, учащиеся называют европейские государства, ведущие страны Востока и отвечают на вопрос о формах внешнеполитического взаимодействия государств и народов в первый период раннего Нового времени (дипломатия, торговые связи, военные действия, колониальные захваты).

Актуализация представлений учащихся об основных событиях первого периода раннего Нового времени может быть проведена в игровой форме: в течение трёх минут учащиеся самостоятельно или в парах вспоминают и записывают основные события. Далее один из учеников зачитывает получившийся список. Все остальные вычеркивают из своих списков совпадающие события. Победителем становится ученик или пара, которые смогли указать наибольшее количество событий.

На следующем этапе урока учитель ставит познавательные задания и организует работу с учебником по составлению сложного плана «Мир к началу XVIII в». Учащиеся просматривают текст, разделяют его на смысловые фрагменты, озаглавливают каждый фрагмент и выделяют в нём (если существует такая возможность) подпункты. В зависимости от уровня подготовленности учащихся эта работа может проводиться самостоятельно или под контролем учителя.

Мир к началу XVIII в.

I. «Всё меняется в привычном мире».

1) Ослабление Османской империи.

2) Упадок Ирана.

3) Ослабление империи Великих Моголов; Индия — арена колониальных захватов.

4) Маньчжурская династия в Китае.

5) Укрепление Японии под властью сёгунов.

II. Укрепление связей между континентами.

1) Создание колониальных держав.

2) Развитие заморской торговли. Ост-Индские и Вест-Индские компании.

III. Изменения в Европе.

1) Появление идеи веротерпимости.

2) Начало эпохи национальных государств.

3) Централизация управления.

4) «Военная революция».

5) Революция цен и её последствия.

6) Какое государство считали богатым.

IV. Развитие капитализма.

1) Какую экономическую систему называют капиталистической.

2) Торговые войны.

3) Проникновение капитализма в сельское хозяйство.

V. Научная революция.

В процессе работы над планом или, если ученики выполняли работу индивидуально, при проверке её выполнения вводятся и объясняются понятия «военная революция», «капитализм», «торговые войны».

В завершение урока обсуждаются проблемные вопросы. Желательно, чтобы при ответе в качестве аргументации учащиеся использовали план или текст учебника.

Домашнее задание. Подготовить выступление по плану «Мир к началу XVIII в.», ответить на вопросы 2-4 к вводной теме. В качестве опережающего задания предлагаются вопросы, предваряющие § 1. Этот приём опережающего повторения, знакомый учащимся из 7 класса, учитель использует на каждом уроке, в дальнейшем эта часть домашнего задания в пособии не указывается.

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.