Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности

Урок истории в 8 классе

Цели: выявить причины изменения социальной структуры общества в XIX в.; сформировать навыки и умения работать с различными источниками информации (знаний).

Планируемые результаты: познакомить со структурой индустриального общества; объяснять, какие ценности стали преобладать в индустриальном обществе; доказывать, что индустриальное общество — городское общество; делать выводы на основании конкретных фактов; объяснять изученные положения на конкретных примерах.

Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку открытиям и достижениям периода промышленного переворота, выразить свое отношение к ним; определить влияние открытий и достижений на социальное развитие общества.

Оборудование: учебник, карта «Европа в XIX в.», мультимедийное оборудование.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

(Опрос по опорным понятиям. Проверка выполнения домашнего задания.)

— Почему капитализм свободной конкуренции перерастает в монополистический капитализм?

III. Мотивационно-целевой этап

В традиционном обществе большая часть населения Европы жила в сельской местности, основными классами были дворяне-землевладельцы и крестьяне, но в XIX в. произошли кардинальные изменения. Какие процессы происходили в обществе? Как менялась его социальная структура? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить на нашем уроке.

Тема урока: «Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности».

План урока

1. «Земля выбрасывает своих детей». Люди в движении.

2. Исчезают сословия, усложняется структура общества.

3. Изменение структуры общества.

4. Женский и детский труд.

5. Женское движение за уравнение в правах.

IV. Работа по теме урока

1. «Земля выбрасывает своих детей». Люди в движении

— Работая с п. 1, 2 § 3, запишите определения понятий (миграция, эмиграция и иммиграция) и ответьте на следующие вопросы.

1. Почему в XIX в. усилились миграционные потоки внутри Европы и эмиграция из нее?

2. В какие страны эмигрировали из Европы? Почему именно в эти страны?

Запись в тетради

Миграция — это перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства.

Эмиграция — выезд граждан из своей страны в другую на постоянное место жительства.

Иммиграция — въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства.

1. Причины миграции внутри европейских стран и эмиграции в другие страны:

— перенаселение деревни, вызванное улучшением землепользования и внедрением передовых методов ведения хозяйства;

— упадок небольших городов, связанный с падением ремесленного производства и мелкой торговли.

2. Из Европы уезжали в Латинскую Америку, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку и США. В этих странах были свободные для обработки земли; открывались новые предприятия, которые нуждались в рабочей силе; отсутствовали сословные ограничения, существовавшие в Европе.

2. Исчезают сословия, усложняется структура общества

— Работая с п. 3 § 3, назовите причины исчезновения сословий. На одном-двух примерах объясните, в чем проявлялось усложнение классовой структуры общества.

Примерное содержание ответа

Причины исчезновения сословий:

1) юридическое уничтожение сословий;

2) разрушение сословий в процессе модернизации. Усложнение классовой структуры общества выразилось в расслоении:

1) дворянства (в Англии, Австрийской империи, части германских княжеств) — часть дворянства начинала заниматься предпринимательской деятельностью, сближаясь по своему образу жизни с буржуазией;

2) крестьянства — на фермеров-предпринимателей и крестьян, имевших свой небольшой участок и вынужденных трудиться по найму.

3. Изменение структуры общества

(Первый вариант. Самостоятельная работа с п. 4-7 § 3 по заполнению таблицы.

Второй вариант. Изучение п. 4-7 § 3 с помощью приема комментированного чтения, заполнение таблицы при консультативной помощи учителя.)

Социальная структура общества

Класс

Традиционные занятия

Характеристика

Аристократия

Политическая деятельность, светские приемы, охота, поместная жизнь

Часть начинает заниматься предпринимательской деятельностью — руководство банками, промышленными компаниями, колониальной администрацией. Другая часть разоряется, вступает в браки с наследниками богатых состояний, происходит слияние аристократии и буржуазии

Буржуазия

Промышленные предприятия, банки, торговля

Некоторые стремятся стать частью аристократии в результате заключения браков или получая титулы от королей. Большинство продолжает заниматься предпринимательской деятельностью

Средний класс

Формируется из разных слоев общества, у каждого из которых свои традиции

Отличается устойчивым материальным положением. Придает устойчивость обществу, предпочитая революциям реформы

Рабочий класс

Наемные работники мануфактур

Высококвалифицированные рабочие получают достаточно высокую заработную плату, приближавшую их к среднему классу. Неквалифицированные рабочие выполняют тяжелую физическую работу, получая за свой труд невысокую заработную плату

Вывод. Главное достоинство индустриального общества — это возможность достижения высокого уровня доходов, получение образования, престижной профессии, стабильного положения в обществе для представителей различных слоев населения.

4. Женский и детский труд

— Работая с п. 8, 9 § 3, дополнительным материалом на с. 33-37 учебника, фрагментом исторического документа, объясните, почему в период становления индустриального общества широко использовался труд женщин и детей.

(Проверка выполнения задания. Учитель помогает сформулировать вывод.)

Вывод. Труд женщин и детей оценивался ниже, чем труд взрослого мужчины, что было очень выгодно для формирующейся буржуазии.

5. Женское движение за уравнение в правах

В XIX в. усиливается борьба женщин за уравнение их в правах с мужчинами.

Запись в тетради

Эмансипация — отмена ограничений, уравнение в правах женщин и мужчин.

Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США (1775-1783), когда Абигейл Смит Адаме заявила: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов».

Во Франции в конце XVIII в. вышел первый журнал, посвященный борьбе женщин за равенство, возникли женские революционные клубы, члены которых участвовали в политической борьбе. Однако французская Конституция 1791 г. отказала женщинам в избирательном праве. В том же году Национальному собранию была представлена «Декларация прав женщины и гражданки», подготовленная Олимпией де Гуж, и создана первая женская политическая организация «Общество женщин — революционных республиканок». Впрочем, в 179.3 г. деятельность данной организации была запрещена Конвентом, а вскоре была отправлена на гильотину и автор декларации Олимпия де Гуж. Ей принадлежат слова «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент». В 1795 г. женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 г. император Наполеон издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины.

— Прочитайте фрагмент исторического документа и ответьте на вопросы.

Фрагмент исторического документа

Мужчины, можете ли вы быть справедливыми? Этот вопрос задает вам женщина. Вы не можете приказать ей молчать. Скажите мне, кто дал вам право унижать мой пол? Ваша сила? Ваши таланты? Взгляните на нашего Мудрого Творца, на величие природы, к гармонии с которой вы стремитесь, и, если сможете, найдите еще хоть один пример такого же деспотизма. Изучите мир животных, наблюдайте стихии, исследуйте растения и, наконец, все возможные органические формы существования и признайте свое поражение перед лицом тех доказательств, которые я вам предлагаю. Попробуйте, если, конечно, у вас получится, описать еще хоть один случай подчинения одного пола другому. Такое есть только в нашем обществе, потому что вся остальная природа устроена гармонично. Она образец вечного сотрудничества полов.

Только мужчины сделали из естественного разделения принцип. Нелепый, слепой, псевдонаучный и деградировавший — в эпоху просвещения и мудрости! — до полного невежества, мужчина хочет повелевать, поскольку только он наделен умственными способностями. Он делает вид, что поддерживает Революцию, хочет равноправия и на этом останавливается.

Матери, дочери, сестры [и] гражданки требуют права быть представленными в Национальном собрании. Полагая, что неосведомленность и пренебрежение правами женщин — корень всех проблем нашего общества, мы решили выдвинуть торжественную декларацию естественных, неотъемлемых и священных прав женщин. Декларация призвана служить постоянным напоминанием всем членам общества об их правах и обязанностях, обеспечивать законность любых действий мужчин и женщин и обеспечивать поддержание нравственности в обществе. Итак, пол, чья красота и смелость, подтверждаемая муками материнства, признает и заявляет в присутствии и под покровительством Господа Бога следующие Права Женщины и Гражданки.

Статья 1. Женщина рождена свободной и равной в правах мужчине. Социальные различия объясняются только соображениями целесообразности.

Статья 2. Целью любого политического объединения является утверждение естественных и неотъемлемых прав женщин и мужчин. К таковым относятся свобода, собственность, безопасность и сопротивление насилию (подавлению).

Статья 3. Принцип суверенитета изначально заложен в идее нации, которая представляет собой союз женщин и мужчин. Никто и ничто не может реализовывать власть, не данную ему государством.

Статья 4. Свобода и справедливость заключаются в возвращении всего, что принадлежит другим. Поэтому единственным ограничением для реализации естественных прав женщин является постоянная тирания со стороны мужчин. Это ограничение должно быть упразднено, как того требуют законы природы и человеческого разума.

Статья 5. Законы природы и человеческий разум осуждают все действия, наносящие вред обществу. Все, что разрешают эти мудрые и священные законы, не может быть запрещено, и никого нельзя заставить делать то, что не предписано этими законами.

Статья 6. Законы должны выражать всеобщую волю, все граждане, как женщины, так и мужчины, должны лично или через своих представителей содействовать законотворчеству. И мужчины, и женщины должны быть равны перед законом, иметь одинаковый доступ к государственным постам, почестям, общественной деятельности согласно их способностям и на основании их талантов и добродетелей.

Статья 7. Ни одна женщина не является исключением. Ее могут обвинить, арестовать и содержать под стражей в случаях, оговоренных в законе. Женщины наравне с мужчинами подчиняются закону.

Статья 8. Закон должен устанавливать только такие наказания, необходимость которых очевидна. Наказание может осуществляться только так, как предписывает закон, принятый до совершения того или иного преступления.

Статья 9. Если женщина признана виновной, то она должна понести наказание, определенное законом.

Статья 10. Никто не должен быть наказан за собственные взгляды. Женщина может взойти на эшафот, следовательно, она может взойти и на трибуну, при условии, что в ее выступлении не содержится призыв к свержению законного режима.

Статья 11. Самым драгоценным для женщины является право на свободное изложение своих мыслей и мнений. Свобода подразумевает признание детей их отцами, поэтому любая женщина, не обращая внимание на варварские предрассудки, может открыто заявить: «Я мать твоего ребенка». Исключение может быть сделано, чтобы противостоять ограничению свободы в случаях, предусмотренных законом.

Статья 12. Гарантия прав женщин и гражданок принесет пользу всем; эта гарантия должна быть претворена в жизнь ради всеобщего блага, а не ради тех, кому доверено следить за исполнением декларации.

Статья 13. Вклад женщин и мужчин в общественную деятельность, а также их участие в управлении должны быть одинаковыми. Если женщина на равных выполняет тяжелую работу, то она должна принимать участие в распределении должностей, постов и всех других благ.

Статья 14. Мужчины и женщины имеют право проверять, лично или через своих представителей, необходимость пожертвований со стороны общества. Этот пункт распространяется на женщин только в том случае, если им гарантируется равная степень участия в процессе распределения материальных благ и управления обществом, в том числе в определении размера, основания, процесса и продолжительности сбора налогов.

Статья 15. Женщины, объединенные с мужчинами для упрощения процедуры налогообложения, имеют право потребовать отчет о распределении налогов у любого представителя властей.

Статья 16. Ни в одном обществе невозможна конституция, в которой не гарантировались бы естественные права, и не утверждалось бы разделение властей. Конституция является лишь фикцией, если в ее разработке не принимали участие большинство граждан страны.

Статья 17. Собственность принадлежит обоим полам. И для мужчин, и для женщин обладание собственностью — священное и нерушимое право. Никого нельзя лишить собственности, поскольку таков истинный закон природы. Единственно возможным случаем будет законное требование общества, и то только на условиях предварительной и справедливой компенсации.

(Олимпия де Гуж. Декларация прав женщины и гражданки)

Вопросы к тексту

— Каково основное требование данной декларации? (Признание полного социального и политического равноправия женщин.)

— Согласны ли вы с требованиями декларации? Ответ обоснуйте.

V. Закрепление изученного материала

(Фронтальный опрос.)

— Чем закончилась аграрная революция в Англии? (Девять англичан из десяти проживали в городах, при этом страна не испытывала недостатка в продовольствии.)

— Как происходило устройство иммигрантов в США? (Пройдя регистрацию, получив заключение медицинской службы, иммигранты селилось в кварталах по национальному принципу, часто у своих родственников, переехавших ранее в США.)

— Почему уменьшалась численность основных групп традиционного общества? (Ранее крестьяне и дворянство были тесно связаны с сельским хозяйством, а при переходе к индустриальному обществу основная часть населения переезжает в города.)

— Какую роль в обществе играет средний класс? (Средний класс является основой гражданского общества, предпочитая революциям реформы.)

VI. Подведение итогов урока

В XIX в. сословная структура традиционного общества уступает место классовой структуре. Большие города, развитые индустриальные страны становятся центрами, куда мигрирует огромное количество людей в поисках работы.

Домашнее задание

1. Прочитать § 3.

2. Выполнить задание 1 рубрики «Подумайте» на с. 33 учебника.

3. Ответить на вопрос к тексту документа на с. 33 учебника.

Автор

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.