От традиционного общества к обществу индустриальному. Индустриальные революции: достижения и проблемы

Урок истории в 8 классе

Цели: определить особенности промышленного переворота; сформировать представление о непрерывности научно-технического прогресса, развитии идей правового государства.

Планируемые результаты: познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника; сформировать представление об основных чертах индустриального общества, его достижениях и проблемах; давать определения понятий: индустриальное общество, модернизация; с помощью фактов доказывать значение промышленного переворота; группировать достижения по рейтингу социальной значимости.

Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку открытиям и достижениям периода промышленного переворота, их влиянию на развитие общества.

Оборудование: учебник, карта «Мир в XIX в.», мультимедийное оборудование.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Изучая историю раннего Нового времени, мы выяснили, что становление капитализма в разных странах имело свои особенности: в одних государствах этот процесс шел ускоренными темпами, а в других был замедлен. Промышленный переворот начался в Англии раньше, чем в других государствах. Эта страна стала лидером в промышленном развитии. В XIX в. в результате роста общественного движения в западном обществе укрепляются принципы правового государства. Данный период получил название модернизации.

Понятие «модернизация» имеет несколько определений. Давайте запишем наиболее общее из них.

Запись в тетради

Модернизация — процесс изменения чего-либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям с помощью различных обновлений.

Как проходила модернизация? Какие проблемы она поставила перед человечеством? На эти вопросы мы попытаемся ответить на нашем уроке.

Тема урока: «От традиционного общества к обществу индустриальному».

План урока

1. Поворот к индустриальному обществу.

2. Завершение промышленного переворота.

3. Работа с дополнительным материалом.

III. Работа по теме урока

1. Поворот к индустриальному обществу

— Работая с текстом учебника (с. 5-8), выполните следующие задания.

1. Определите особенности модернизации в XIX в.

2. Выявите проблемы, которые порождает научно-технический прогресс.

(Первый вариант. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Второй вариант. В ходе рассказа учителя учащиеся ведут опорные конспекты. Возможно использование приема комментированного чтения.)

Запись в тетради

1. Три эшелона модернизации в XIX в.:

1) страны старого капитализма (Англия, Франция) — эволюционное развитие индустриального общества;

2) страны молодого капитализма (Германия, США, Италия, Россия, Австрийская империя, а также Турция и Япония) — модернизация за счет целенаправленных реформ;

3) страны с традиционными ценностями (Латинская Америка, колониальные и зависимые государства Азии и Африки) — ограниченная модернизация под внешним давлением, встречающая сопротивление общества.

Проявления модернизации:

— в экономической области — индустриализация, ручной труд вытесняется машинным;

— в политической области — демократизация государственной и общественной жизни;

— в области культуры — быстрый рост научных знаний, формирование новых представлений о развитии природы и общества, светский характер школьного образования.

2. Проблемы, порожденные техническим прогрессом в XIX в.: экологические проблемы (потепление атмосферы, загрязнение окружающей среды), создание новых видов оружия, зависимость от источников энергии.

Вывод. В ходе модернизации в XIX в. происходит рождение и развитие индустриального общества.

2. Завершение промышленного переворота

Стремительно меняющийся век называли «веком пара, стали и электричества». Как отметил социолог и культуролог П.А. Сорокин, «лишь только один XIX в. принес открытий и изобретений больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые». Какие изобретения были сделаны в этом веке? Как они повлияли на переход к индустриальному обществу? Попробуем ответить на эти важные вопросы.

— Работая в группах с § 1-2 (с. 9-20) и дополнительным материалом на с. 24, 25 учебника, заполните таблицу «Открытия и изобретения XIX в.».

(Учащиеся делятся на несколько групп, каждая из которых изучив определенную часть параграфа, определяет важнейшие технические изобретения. Сводная таблица заполняется при консультативной помощи учителя.)

Открытия и изобретения XIX в.

Отрасль

Изобретение

Страна, период

Изобретатель(и)

Значение

Промышленность

Токарный станок

Англия, около 1800 г.

Генри Модели

Замена ручного труда в трех операциях — производство машин при помощи машин

Автоматический ткацкий станок

Франция, нач. XIX в.

Жозеф Мари Жаккар

Механическое нанесение рисунка на ткань

Конвертер

Англия, 1856 г.

Генри Бессемер

Новая технология выплавки стали, уменьшение промежуточных операций, повышение эффективности производства

Мартеновская печь

Франция, середина XIX в.

Эмиль и Пьер Мартены

Производство высококачественной стали

Транспорт

Пароход

Франция, США, 1803-1807 гг.

Роберт Фултон

Увеличение скорости доставки пассажиров и грузов

Автомобиль с паровым двигателем

США, Англия, 1803 г.

Оливер Эванс, Ричард Тревитик

Увеличение скорости передвижения

Паровоз, строительство железных дорог

Англия, 1825 г.

Джордж Стефенсон

Развитие транспорта, рост добычи угля, развитие торговли, освоение новых земель

Первый железнодорожный висячий мост

Англия, США 1818-1830-е гг.

Томас Телфорд, Иоганн Реблинг

Увеличение скорости железнодорожных перевозок пассажиров и грузов

Электропоезд

Германия, 1879 г.

Эрнст Вернер Сименс

Развитие пригородного и междугороднего транспорта

Автомобиль с бензиновым двигателем

Германия, 1885 г.

Карл Бенц

Увеличение скорости передвижения до 15 км/ч

Прообраз современного автомобиля

Германия, 1895 г.

Готлиб Даймлер

Начало новой эры в автомобилестроении

Связь, коммуникации

Телеграф, азбука Морзе

США, 1844 г.

Сэмюэл Морзе

Рост скорости передачи информации

Прокладка телеграфного кабеля

Англия, Бельгия, 1850-1860-е гг.

Увеличение скорости передачи информации между странами и континентами

Телефон

США, 1876 г.

Илайша Грей, Александр Белл

Рост коммуникаций

Радио

Россия, Италия, 1890-е гг.

А.С. Попов, Гульермо Mapкони

Развитие средств массовой информации

Авиация

Аэростат

Франция, начало XIX в.

Жак Шарль

Первые полеты в воздухе, начало развития авиации

Планеры, наука о планеризме

Германия, середина — вторая половина XIX в.

Отто Лилиенталь

Дирижабль

Германия, 1900 г.

Фердинанд фон Цеппелин

Появление транспортной авиации

Электрическое освещение

Электродуговая лампа накаливания

Россия, 1875 г.

П.Н.Яблочков

Возможность улучшения вечернего и ночного освещения домов и улиц

Лампочка Эдисона

США, 1880 г.

Томас Эдисон

Военная промышленность

Разрывной снаряд

Англия, 1803 г.

Генри Шрапнел

Большая точность поражения цели

Зажигательные ракеты

Англия, начало XIX в.

Уильям Конгрив

Использование новых видов оружия, наносящего урон врагу на большом расстоянии

Револьвер

США, 1835 г

Сэмюэль Кольт

Автоматизация огнестрельного оружия

Подводная лодка

Россия, 1834-1836 гг.

К.А. Шильдер

Развитие подводного военного транспорта

Нарезные стальные пушки

Германия, 1846 г.

Фирма Круппа

Повышение мощности орудий: дальность, точность, больший калибр

Нарезная винтовка

Германия, Франция, 1860-е гг.

Шасспо

Скорострельность, многозарядность оружия

Динамит и бездымный порох

Швеция, 1860-е гг.

Альфред Нобель

Создание новых взрывчатых веществ

Пулемет

Англия, 1883 г.

Хайрем Стивенс Мэксим

Увеличение дальности и точности стрельбы

3. Работа с дополнительным материалом

— Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Томас Алва Эдисон — известный американский предприниматель и изобретатель. Он создал первую экономичную лампу накаливания, фонограф. Усовершенствовал киноаппаратуру, телеграф и телефон. Получил несколько тысяч патентов в США и других странах.

Эдисон появился на свет 11 февраля 1847 г. в городке Майлан (штат Огайо). Его отец владел магазином столярных изделий, а мать работала учительницей в школе.

Когда Томасу было 7 лет, отец обанкротился, и семья была вынуждена перебраться в город Порт-Гурон в штате Мичиган. В начальной школе Эдисон выдающихся способностей не демонстрировал. После того, как учитель обозвал Томаса тупицей, мать забрала его домой и стала учить самостоятельно. В десятилетнем возрасте мальчик увлекся химией, самостоятельно оборудовал небольшую лабораторию в подвале родного дома.

На опыты нужны были деньги, поэтому в 12 лет Эдисон начинает работать: торговал яблоками на городской площади, продавал различные товары в поездах. В 15-летнем возрасте Томас приобрел подержанный печатный станок и стал издавать свою газету.

В 1863 г. Эдисон устроился на работу телеграфистом. В 1868 г., прочитав книгу Фарадея «Экспериментальные исследования электричества», Эдисон задумался об изобретательстве. И в следующем году получил свой первый патент на электрический регистратор голосов. Покупателей на это изобретение не нашлось, что стало для Эдисона уроком. С этого момента он решил заниматься лишь теми изобретениями, которые наверняка принесут прибыль. В 1870 г. Томас продал патент на телеграфный аппарат, который сообщал биржевые котировки акций (тиккер). За это он получил 40 000 долларов — для того времени сумма очень большая.

Эти средства были потрачены на создание мастерской в Ньюарке. Производство тиккеров становится серийным. В 1873 г. Эдисон придумал диплексную схему работы телеграфа, которая позволяла одновременно передавать по одному проводу два сообщения в противоположных направлениях. Вскоре Эдисон мог передать уже четыре сообщения одновременно.

В 1876 г. Томас создает новую лабораторию, хорошо укомплектованную всем необходимым оборудованием. Он тщательно подбирает сотрудников. Их цель — совершенствование техники для применения в коммерческих целях. По сути, это был первый в мире научно-исследовательский институт.

В 1877 г. лаборатория представила свою первую продукцию — микрофон с угольным порошком. Это стало, пожалуй, наиболее ценным вкладом Эдисона в развитие техники. Такие микрофоны до сих пор используются в телефонах. Благодаря им громкость и качество звука в телефонных аппаратах были улучшены на порядок.

В том же 1877 г. Эдисон представил миру фонограф — прибор для записи и воспроизведения звука. Первые аппараты были далеки от совершенства, издавали грубые и резкие звуки, но популярностью пользовались невероятной.

В 1878 г. Эдисон приступил к промышленному внедрению ламп накаливания, чем и прославился больше всего. Именно Эдисон сумел сделать эти лампы экономически выгодными. С этого времени электрическое освещение начало успешно конкурировать с газовым, а затем и вовсе вытеснило его. После того как в 1882 г. Эдисон запустил первую электростанцию, началась эра американской осветительной индустрии. Изобретатель одновременно создал несколько акционерных компаний, которые занимались продажей ламп накаливания. В 1892 г. был образован крупнейший промышленный концерн «Дженерал электрик».

В 1883 г. Эдисон внес вклад и в «чистую науку», открыв термоэлектронную эмиссию.

В 1887 г. изобретатель построил более крупную и усовершенствованную лабораторию. Сотрудники Эдисона создали флуороскоп, диктофон, кинескоп, щелочной аккумулятор, усовершенствовали фонограф. В общей сложности Эдисон получил около 1400 патентов в США.

(По материалам сайта «Биографии известных людей» — biografix.ru)

Вопросы к тексту

— Какой фрагмент текста характеризует предпринимательские способности Эдисона? (С этого момента он решил заниматься лишь теми изобретениями, которые наверняка принесут прибыль. В 1870 г. Томас продал патент на телеграфный аппарат, который сообщал биржевые котировки акций (тиккер). За это он получил 40 000долларов.)

— Какое из его изобретений вы считаете самым востребованным? (Электрическая лампочка накаливания, угольный микрофон.)

IV. Закрепление изученного материала

(Фронтальный опрос.)

— Какие технические изобретения и открытия в наибольшей степени повлияли на развитие общества? (Конвертер и мартеновская печь — увеличение и удешевление производства стали, пароходы и паровозы — рос объема перевозимых грузов, средства связи — ускорение передачи информации.)

— Почему открытия в военном деле играли важную роль в развитии промышленности? (Ведущие государства мира в XIX в. тратили огромные средства на перевооружение армий.)

— Какие негативные последствия имели открытия в области вооружения? (Создание оружия массового поражения увеличивало количество погибших.)

— Какую роль в развитии средств массовой информации сыграли телеграф и телефон? (Новости стали распространяться очень быстро, газеты стремились опередить конкурентов и первыми донести их до читателей).

V. Подведение итогов урока

Технические и научные изобретения повысили производительность труда, сократили время и расстояние, сделали более удобным быт человека. Они привели к промышленной революции, а развитие транспорта и связи позволило объединить все части света в единую экономическую систему.

Домашнее задание

1. Прочитать § 1-2 (с. 10-21).

2. Выполнить задания 1, 3 рубрики «Подумайте» на с. 24 учебника.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.