От традиционного общества к обществу индустриальному. Индустриальные революции: достижения и проблемы
Урок истории в 8 классе
Цели: определить особенности промышленного переворота; сформировать представление о непрерывности научно-технического прогресса, развитии идей правового государства.
Планируемые результаты: познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника; сформировать представление об основных чертах индустриального общества, его достижениях и проблемах; давать определения понятий: индустриальное общество, модернизация; с помощью фактов доказывать значение промышленного переворота; группировать достижения по рейтингу социальной значимости.
Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку открытиям и достижениям периода промышленного переворота, их влиянию на развитие общества.
Оборудование: учебник, карта «Мир в XIX в.», мультимедийное оборудование.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Изучая историю раннего Нового времени, мы выяснили, что становление капитализма в разных странах имело свои особенности: в одних государствах этот процесс шел ускоренными темпами, а в других был замедлен. Промышленный переворот начался в Англии раньше, чем в других государствах. Эта страна стала лидером в промышленном развитии. В XIX в. в результате роста общественного движения в западном обществе укрепляются принципы правового государства. Данный период получил название модернизации.
Понятие «модернизация» имеет несколько определений. Давайте запишем наиболее общее из них.
Запись в тетради
Модернизация — процесс изменения чего-либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям с помощью различных обновлений.
Как проходила модернизация? Какие проблемы она поставила перед человечеством? На эти вопросы мы попытаемся ответить на нашем уроке.
Тема урока: «От традиционного общества к обществу индустриальному».
План урока
1. Поворот к индустриальному обществу.
2. Завершение промышленного переворота.
3. Работа с дополнительным материалом.
III. Работа по теме урока
1. Поворот к индустриальному обществу
— Работая с текстом учебника (с. 5-8), выполните следующие задания.
1. Определите особенности модернизации в XIX в.
2. Выявите проблемы, которые порождает научно-технический прогресс.
(Первый вариант. Самостоятельная работа с текстом учебника.
Второй вариант. В ходе рассказа учителя учащиеся ведут опорные конспекты. Возможно использование приема комментированного чтения.)
Запись в тетради
1. Три эшелона модернизации в XIX в.:
1) страны старого капитализма (Англия, Франция) — эволюционное развитие индустриального общества;
2) страны молодого капитализма (Германия, США, Италия, Россия, Австрийская империя, а также Турция и Япония) — модернизация за счет целенаправленных реформ;
3) страны с традиционными ценностями (Латинская Америка, колониальные и зависимые государства Азии и Африки) — ограниченная модернизация под внешним давлением, встречающая сопротивление общества.
Проявления модернизации:
— в экономической области — индустриализация, ручной труд вытесняется машинным;
— в политической области — демократизация государственной и общественной жизни;
— в области культуры — быстрый рост научных знаний, формирование новых представлений о развитии природы и общества, светский характер школьного образования.
2. Проблемы, порожденные техническим прогрессом в XIX в.: экологические проблемы (потепление атмосферы, загрязнение окружающей среды), создание новых видов оружия, зависимость от источников энергии.
Вывод. В ходе модернизации в XIX в. происходит рождение и развитие индустриального общества.
2. Завершение промышленного переворота
Стремительно меняющийся век называли «веком пара, стали и электричества». Как отметил социолог и культуролог П.А. Сорокин, «лишь только один XIX в. принес открытий и изобретений больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые». Какие изобретения были сделаны в этом веке? Как они повлияли на переход к индустриальному обществу? Попробуем ответить на эти важные вопросы.
— Работая в группах с § 1-2 (с. 9-20) и дополнительным материалом на с. 24, 25 учебника, заполните таблицу «Открытия и изобретения XIX в.».
(Учащиеся делятся на несколько групп, каждая из которых изучив определенную часть параграфа, определяет важнейшие технические изобретения. Сводная таблица заполняется при консультативной помощи учителя.)
Открытия и изобретения XIX в.
Отрасль |
Изобретение |
Страна, период |
Изобретатель(и) |
Значение |
Промышленность |
Токарный станок |
Англия, около 1800 г. |
Генри Модели |
Замена ручного труда в трех операциях — производство машин при помощи машин |
Автоматический ткацкий станок |
Франция, нач. XIX в. |
Жозеф Мари Жаккар |
Механическое нанесение рисунка на ткань |
|
Конвертер |
Англия, 1856 г. |
Генри Бессемер |
Новая технология выплавки стали, уменьшение промежуточных операций, повышение эффективности производства |
|
Мартеновская печь |
Франция, середина XIX в. |
Эмиль и Пьер Мартены |
Производство высококачественной стали |
|
Транспорт |
Пароход |
Франция, США, 1803-1807 гг. |
Роберт Фултон |
Увеличение скорости доставки пассажиров и грузов |
Автомобиль с паровым двигателем |
США, Англия, 1803 г. |
Оливер Эванс, Ричард Тревитик |
Увеличение скорости передвижения |
|
Паровоз, строительство железных дорог |
Англия, 1825 г. |
Джордж Стефенсон |
Развитие транспорта, рост добычи угля, развитие торговли, освоение новых земель |
|
Первый железнодорожный висячий мост |
Англия, США 1818-1830-е гг. |
Томас Телфорд, Иоганн Реблинг |
Увеличение скорости железнодорожных перевозок пассажиров и грузов |
|
Электропоезд |
Германия, 1879 г. |
Эрнст Вернер Сименс |
Развитие пригородного и междугороднего транспорта |
|
Автомобиль с бензиновым двигателем |
Германия, 1885 г. |
Карл Бенц |
Увеличение скорости передвижения до 15 км/ч |
|
Прообраз современного автомобиля |
Германия, 1895 г. |
Готлиб Даймлер |
Начало новой эры в автомобилестроении |
|
Связь, коммуникации |
Телеграф, азбука Морзе |
США, 1844 г. |
Сэмюэл Морзе |
Рост скорости передачи информации |
Прокладка телеграфного кабеля |
Англия, Бельгия, 1850-1860-е гг. |
— |
Увеличение скорости передачи информации между странами и континентами |
|
Телефон |
США, 1876 г. |
Илайша Грей, Александр Белл |
Рост коммуникаций |
|
Радио |
Россия, Италия, 1890-е гг. |
А.С. Попов, Гульермо Mapкони |
Развитие средств массовой информации |
|
Авиация |
Аэростат |
Франция, начало XIX в. |
Жак Шарль |
Первые полеты в воздухе, начало развития авиации |
Планеры, наука о планеризме |
Германия, середина — вторая половина XIX в. |
Отто Лилиенталь |
||
Дирижабль |
Германия, 1900 г. |
Фердинанд фон Цеппелин |
Появление транспортной авиации |
|
Электрическое освещение |
Электродуговая лампа накаливания |
Россия, 1875 г. |
П.Н.Яблочков |
Возможность улучшения вечернего и ночного освещения домов и улиц |
Лампочка Эдисона |
США, 1880 г. |
Томас Эдисон |
||
Военная промышленность |
Разрывной снаряд |
Англия, 1803 г. |
Генри Шрапнел |
Большая точность поражения цели |
Зажигательные ракеты |
Англия, начало XIX в. |
Уильям Конгрив |
Использование новых видов оружия, наносящего урон врагу на большом расстоянии |
|
Револьвер |
США, 1835 г |
Сэмюэль Кольт |
Автоматизация огнестрельного оружия |
|
Подводная лодка |
Россия, 1834-1836 гг. |
К.А. Шильдер |
Развитие подводного военного транспорта |
|
Нарезные стальные пушки |
Германия, 1846 г. |
Фирма Круппа |
Повышение мощности орудий: дальность, точность, больший калибр |
|
Нарезная винтовка |
Германия, Франция, 1860-е гг. |
Шасспо |
Скорострельность, многозарядность оружия |
|
Динамит и бездымный порох |
Швеция, 1860-е гг. |
Альфред Нобель |
Создание новых взрывчатых веществ |
|
Пулемет |
Англия, 1883 г. |
Хайрем Стивенс Мэксим |
Увеличение дальности и точности стрельбы |
3. Работа с дополнительным материалом
— Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Дополнительный материал
Томас Алва Эдисон — известный американский предприниматель и изобретатель. Он создал первую экономичную лампу накаливания, фонограф. Усовершенствовал киноаппаратуру, телеграф и телефон. Получил несколько тысяч патентов в США и других странах.
Эдисон появился на свет 11 февраля 1847 г. в городке Майлан (штат Огайо). Его отец владел магазином столярных изделий, а мать работала учительницей в школе.
Когда Томасу было 7 лет, отец обанкротился, и семья была вынуждена перебраться в город Порт-Гурон в штате Мичиган. В начальной школе Эдисон выдающихся способностей не демонстрировал. После того, как учитель обозвал Томаса тупицей, мать забрала его домой и стала учить самостоятельно. В десятилетнем возрасте мальчик увлекся химией, самостоятельно оборудовал небольшую лабораторию в подвале родного дома.
На опыты нужны были деньги, поэтому в 12 лет Эдисон начинает работать: торговал яблоками на городской площади, продавал различные товары в поездах. В 15-летнем возрасте Томас приобрел подержанный печатный станок и стал издавать свою газету.
В 1863 г. Эдисон устроился на работу телеграфистом. В 1868 г., прочитав книгу Фарадея «Экспериментальные исследования электричества», Эдисон задумался об изобретательстве. И в следующем году получил свой первый патент на электрический регистратор голосов. Покупателей на это изобретение не нашлось, что стало для Эдисона уроком. С этого момента он решил заниматься лишь теми изобретениями, которые наверняка принесут прибыль. В 1870 г. Томас продал патент на телеграфный аппарат, который сообщал биржевые котировки акций (тиккер). За это он получил 40 000 долларов — для того времени сумма очень большая.
Эти средства были потрачены на создание мастерской в Ньюарке. Производство тиккеров становится серийным. В 1873 г. Эдисон придумал диплексную схему работы телеграфа, которая позволяла одновременно передавать по одному проводу два сообщения в противоположных направлениях. Вскоре Эдисон мог передать уже четыре сообщения одновременно.
В 1876 г. Томас создает новую лабораторию, хорошо укомплектованную всем необходимым оборудованием. Он тщательно подбирает сотрудников. Их цель — совершенствование техники для применения в коммерческих целях. По сути, это был первый в мире научно-исследовательский институт.
В 1877 г. лаборатория представила свою первую продукцию — микрофон с угольным порошком. Это стало, пожалуй, наиболее ценным вкладом Эдисона в развитие техники. Такие микрофоны до сих пор используются в телефонах. Благодаря им громкость и качество звука в телефонных аппаратах были улучшены на порядок.
В том же 1877 г. Эдисон представил миру фонограф — прибор для записи и воспроизведения звука. Первые аппараты были далеки от совершенства, издавали грубые и резкие звуки, но популярностью пользовались невероятной.
В 1878 г. Эдисон приступил к промышленному внедрению ламп накаливания, чем и прославился больше всего. Именно Эдисон сумел сделать эти лампы экономически выгодными. С этого времени электрическое освещение начало успешно конкурировать с газовым, а затем и вовсе вытеснило его. После того как в 1882 г. Эдисон запустил первую электростанцию, началась эра американской осветительной индустрии. Изобретатель одновременно создал несколько акционерных компаний, которые занимались продажей ламп накаливания. В 1892 г. был образован крупнейший промышленный концерн «Дженерал электрик».
В 1883 г. Эдисон внес вклад и в «чистую науку», открыв термоэлектронную эмиссию.
В 1887 г. изобретатель построил более крупную и усовершенствованную лабораторию. Сотрудники Эдисона создали флуороскоп, диктофон, кинескоп, щелочной аккумулятор, усовершенствовали фонограф. В общей сложности Эдисон получил около 1400 патентов в США.
(По материалам сайта «Биографии известных людей» — biografix.ru)
Вопросы к тексту
— Какой фрагмент текста характеризует предпринимательские способности Эдисона? (С этого момента он решил заниматься лишь теми изобретениями, которые наверняка принесут прибыль. В 1870 г. Томас продал патент на телеграфный аппарат, который сообщал биржевые котировки акций (тиккер). За это он получил 40 000долларов.)
— Какое из его изобретений вы считаете самым востребованным? (Электрическая лампочка накаливания, угольный микрофон.)
IV. Закрепление изученного материала
(Фронтальный опрос.)
— Какие технические изобретения и открытия в наибольшей степени повлияли на развитие общества? (Конвертер и мартеновская печь — увеличение и удешевление производства стали, пароходы и паровозы — рос объема перевозимых грузов, средства связи — ускорение передачи информации.)
— Почему открытия в военном деле играли важную роль в развитии промышленности? (Ведущие государства мира в XIX в. тратили огромные средства на перевооружение армий.)
— Какие негативные последствия имели открытия в области вооружения? (Создание оружия массового поражения увеличивало количество погибших.)
— Какую роль в развитии средств массовой информации сыграли телеграф и телефон? (Новости стали распространяться очень быстро, газеты стремились опередить конкурентов и первыми донести их до читателей).
V. Подведение итогов урока
Технические и научные изобретения повысили производительность труда, сократили время и расстояние, сделали более удобным быт человека. Они привели к промышленной революции, а развитие транспорта и связи позволило объединить все части света в единую экономическую систему.
Домашнее задание
1. Прочитать § 1-2 (с. 10-21).
2. Выполнить задания 1, 3 рубрики «Подумайте» на с. 24 учебника.