«Европейское чудо»
Урок истории в 8 классе
Особенности и значение темы. Урок насыщен фактическим материалом, обобщение которого формирует представление учащихся о процессе модернизации. Желательно при этом соблюсти определённый баланс: жизнь европейцев в XVIII в. не была лёгкой и безоблачной, демографические сдвиги не затмевают данных о высокой детской смертности; показатели роста уровня жизни — проблемы бедности; информация о научной революции и росте грамотного населения — в целом низкого уровня образования. В этом плане актуален также материал о работорговле. Использование гистограмм и графиков позволяет облегчить усвоение теоретических знаний и создаёт основу для развития умения анализировать статистические данные.
Планируемые результаты изучения материала
Личностные:
— понимать значение открытий и инноваций, новых знаний в формировании картины мира, осознавать взаимосвязь и взаимовлияние различных сфер жизни общества и видов деятельности людей и их роль в модернизации общества.
Метапредметные (УУД):
— устанавливать временные и причинно-следственные связи между событиями и процессами;
— решать проблемные и познавательные задачи, используя полученные знания;
— искать и отбирать аргументы, подтверждающие приведённые суждения, в различных источниках информации (текст, статистические данные, историческая карта);
— представлять текстовую информацию в форме таблицы;
— организовывать учебное сотрудничество при работе в группах.
Предметные:
— определять значение понятий и терминов и уметь применять термины при выполнении познавательных заданий: «европейское чудо», демографическая революция, модернизация, промышленная революция, научная революция, транспортная революция, меркантилизм, разделение труда, биржи, «треугольная торговля», мальтузианство;
— рассказывать о технических усовершенствованиях и изобретениях;
— анализировать статистический материал и делать выводы;
— сравнивать исторические процессы, находить их сходство и различие;
— извлекать информацию из письменных и визуальных источников;
— оценивать деятельность исторических личностей эпохи Великих географических открытий.
Межпредметные связи. Обществознание (экономическая сфера, товарно-денежные отношения). География (географическое положение ведущих стран Европы и Азии, географическое разделение труда, специализация).
Внутрикурсовые связи. История раннего Нового времени (Великие географические открытия, Реформация).
Варианты проблемных и познавательных заданий. Почему Европа XVIII в. становится мировым лидером? В чём проявлялось европейское лидерство?
Проектные и исследовательские задания: «Транспортная революция» в XVIII в. Разделение труда в Европе в XVIII в.: предпосылки и последствия.
Основные понятия и термины: «европейское чудо», демографическая революция, модернизация, промышленная революция, научная революция, транспортная революция, меркантилизм, разделение труда, биржи, «треугольная торговля», мальтузианство.
Дополнительные источники информации:
Литература: Алъдебер Ж., Бендер Й. и др. История Европы. — М.: Просвещение, 1996. — С. 264-266.
Энциклопедия для детей: Общество. — М.: Аванта +, 2005. — Т. 21. — Ч. 1. -С. 478-488.
Ресурсы Интернета: Повседневная жизнь в XVII-XVIII вв. (для любознательных) http://fcior.edu.ru/card/11111/povsednevnaya-zhizn-v-xvii-xviii-vv-dlya-lyuboznatelnyh.html
План урока:
1. Европа становится лидером мира.
2. Рост населения.
3. Наступление капитализма.
4. Транспортная революция.
5. Торговля преображает мир.
ХОД УРОКА
Первый вариант изучения нового материала
Первый пункт плана изучается с опорой на учебник. Восьмиклассники начинают работу над понятием «модернизация» (переход от традиционного к индустриальному обществу, в процессе которого структура общества, государства, экономики, культуры преобразуется в соответствии с требованиями времени). В параграфе раскрыты факторы европейского взлёта. Учитель может использовать приём комментированного чтения п. 1 и составления плана: перечисление факторов модернизации, создавших условия превращения Европы в мирового лидера. Рекомендуется уточнить также термин «фактор» (от лат. «делающий», «производящий») — движущая сила, причина процесса или явления. В сильном классе можно использовать иной приём: предложить учащимся таблицу «Факторы лидерства Европы» (используется компьютерная доска или раздаточный материал) и дать задание раскрыть каждый из факторов с опорой на текст учебника. Перечень факторов приводится в таблице (первая строка), их конкретизация в устной или письменной форме выполняется учащимися.
Факторы лидерства Европы в XVIII в.
Геополитические факторы (географическое положение, влияние соседних государств и народов) |
Политические факторы (взаимодействие европейских государств, политика государей) |
Великие географические открытия |
Реформация |
Научная революция |
1. Благоприятные климатические условия. 2. Защита от завоевателей |
1. Соперничество множества европейских государств. 2. Государство не подавляет общество, а поддерживает его |
Выгоды заморской торговли |
1. Веротерпимость и конкуренция религий. 2. Протестантизм нацеливает на личное преуспеяние |
Научные открытия влияют на появление и внедрение технических новшеств |
Для изучения 2-5 вопросов организуется самостоятельная работа по вариантам или в группах с текстом учебника и раздаточным материалом. Предварительно учитель выписывает на доске и объясняет термины «капитализм», «разделение труда», «меркантилизм». Время выполнения заданий — 5-7 мин. Отчёт о выполнении задания группой или ответ одного из учащихся не должны затягиваться и превышать 4-5 мин. Используются 3-4 задания по выбору учителя, при выборе всех вариантов не будет возможности организовать коллективное обсуждение результатов. Остальные задания могут быть даны на дом.
Вопросы и задания
1 вариант. Проанализируйте статистические данные и сделайте выводы о демографической ситуации в Европе XVIII в. Найдите информацию в учебнике и объясните, почему складывается именно такая демографическая ситуация (с чем связаны рост рождаемости и снижение смертности).
2 вариант. Прочитайте фрагмент из трактата Т. Мальтуса «Опыт закона о народонаселении» (1798 г.) и ответьте на вопросы: какую закономерность пытался обосновать Т. Мальтус? В чём Мальтус увидел стоящую перед человечеством опасность в XVIII в.? Сбылись ли прогнозы автора? Объясните, почему.
3 вариант. Найдите в параграфе данные об изменении уровня жизни в ведущих европейских государствах. В каком государстве уровень жизни был наиболее высоким? Какие факторы сделали это возможным?
4 вариант. Найдите в параграфе информацию и заполните таблицу «Изменения в организации промышленного и сельскохозяйственного производства в условиях капитализма (Англия, XVIII в.)».
Изменения в организации |
|
промышленного производства |
сельскохозяйственного производства |
|
|
5 вариант. Найдите информацию в параграфе и заполните схему «Транспортная революция в Европе». Объясните причины происходящих перемен.
6 вариант. Найдите информацию в параграфе и составьте аналитическую справку «Европейская торговля». Отразите в ней: а) разделение труда в Европе; б) новые формы торговых сделок, которые появились в XVIII в.
7 вариант. Найдите информацию в параграфе и составьте аналитическую справку «Заморская торговля Европы». Отразите в ней: а) импорт (ввоз) и экспорт (вывоз); б) «треугольную торговлю».
8 вариант. Прочитайте фрагмент из книги судового врача А. Фальконбриджа «Отчёт о работорговле на побережье Африки» (1788 г.) и ответьте на вопросы: каковы были цели работорговцев? В каких условиях содержались африканские рабы? Дайте оценку работорговле.
Второй вариант изучения нового материала
Школьная лекция по плану параграфа. Для активизации деятельности учащихся в начале лекции ставятся проблемные познавательные задания; пункты плана и основные понятия учитель записывает на доске в процессе объяснения. В конце урока организуется обсуждение проблемных заданий.
Домашнее задание. § 1, выполнить задания, не использованные на уроке (первый вариант планирования) или ответить на вопросы к параграфу по выбору учителя (второй вариант планирования).
Опережающее задание к уроку «Век Просвещения»: подготовить биографические справки о философах: И. Кант (1724-1804), Т. Гоббс (1578-1679), Д. Локк (1632-1704), Монтескье (1689-1755), Вольтер (1694-1778). Если учитель планирует организацию выставки репродукций портретов философов, учащимся рекомендуется единая форма оформления подготовленных материалов.