«Европейское чудо»

Урок истории в 8 классе

Особенности и значение темы. Урок насыщен фактическим материалом, обобщение которого формирует представление учащихся о процессе модернизации. Желательно при этом соблюсти определённый баланс: жизнь европейцев в XVIII в. не была лёгкой и безоблачной, демографические сдвиги не затмевают данных о высокой детской смертности; показатели роста уровня жизни — проблемы бедности; информация о научной революции и росте грамотного населения — в целом низкого уровня образования. В этом плане актуален также материал о работорговле. Использование гистограмм и графиков позволяет облегчить усвоение теоретических знаний и создаёт основу для развития умения анализировать статистические данные.

Планируемые результаты изучения материала

Личностные:

— понимать значение открытий и инноваций, новых знаний в формировании картины мира, осознавать взаимосвязь и взаимовлияние различных сфер жизни общества и видов деятельности людей и их роль в модернизации общества.

Метапредметные (УУД):

— устанавливать временные и причинно-следственные связи между событиями и процессами;

— решать проблемные и познавательные задачи, используя полученные знания;

— искать и отбирать аргументы, подтверждающие приведённые суждения, в различных источниках информации (текст, статистические данные, историческая карта);

— представлять текстовую информацию в форме таблицы;

— организовывать учебное сотрудничество при работе в группах.

Предметные:

— определять значение понятий и терминов и уметь применять термины при выполнении познавательных заданий: «европейское чудо», демографическая революция, модернизация, промышленная революция, научная революция, транспортная революция, меркантилизм, разделение труда, биржи, «треугольная торговля», мальтузианство;

— рассказывать о технических усовершенствованиях и изобретениях;

— анализировать статистический материал и делать выводы;

— сравнивать исторические процессы, находить их сходство и различие;

— извлекать информацию из письменных и визуальных источников;

— оценивать деятельность исторических личностей эпохи Великих географических открытий.

Межпредметные связи. Обществознание (экономическая сфера, товарно-денежные отношения). География (географическое положение ведущих стран Европы и Азии, географическое разделение труда, специализация).

Внутрикурсовые связи. История раннего Нового времени (Великие географические открытия, Реформация).

Варианты проблемных и познавательных заданий. Почему Европа XVIII в. становится мировым лидером? В чём проявлялось европейское лидерство?

Проектные и исследовательские задания: «Транспортная революция» в XVIII в. Разделение труда в Европе в XVIII в.: предпосылки и последствия.

Основные понятия и термины: «европейское чудо», демографическая революция, модернизация, промышленная революция, научная революция, транспортная революция, меркантилизм, разделение труда, биржи, «треугольная торговля», мальтузианство.

Дополнительные источники информации:

Литература: Алъдебер Ж., Бендер Й. и др. История Европы. — М.: Просвещение, 1996. — С. 264-266.

Энциклопедия для детей: Общество. — М.: Аванта +, 2005. — Т. 21. — Ч. 1. -С. 478-488.

Ресурсы Интернета: Повседневная жизнь в XVII-XVIII вв. (для любознательных) http://fcior.edu.ru/card/11111/povsednevnaya-zhizn-v-xvii-xviii-vv-dlya-lyuboznatelnyh.html

План урока:

1. Европа становится лидером мира.

2. Рост населения.

3. Наступление капитализма.

4. Транспортная революция.

5. Торговля преображает мир.

ХОД УРОКА

Первый вариант изучения нового материала

Первый пункт плана изучается с опорой на учебник. Восьмиклассники начинают работу над понятием «модернизация» (переход от традиционного к индустриальному обществу, в процессе которого структура общества, государства, экономики, культуры преобразуется в соответствии с требованиями времени). В параграфе раскрыты факторы европейского взлёта. Учитель может использовать приём комментированного чтения п. 1 и составления плана: перечисление факторов модернизации, создавших условия превращения Европы в мирового лидера. Рекомендуется уточнить также термин «фактор» (от лат. «делающий», «производящий») — движущая сила, причина процесса или явления. В сильном классе можно использовать иной приём: предложить учащимся таблицу «Факторы лидерства Европы» (используется компьютерная доска или раздаточный материал) и дать задание раскрыть каждый из факторов с опорой на текст учебника. Перечень факторов приводится в таблице (первая строка), их конкретизация в устной или письменной форме выполняется учащимися.

Факторы лидерства Европы в XVIII в.

Геополитические факторы (географическое положение, влияние соседних государств и народов)

Политические факторы (взаимодействие европейских государств, политика государей)

Великие географические открытия

Реформация

Научная революция

1. Благоприятные климатические условия.

2. Защита от завоевателей

1. Соперничество множества европейских государств.

2. Государство не подавляет общество, а поддерживает его

Выгоды заморской торговли

1. Веротерпимость и конкуренция религий.

2. Протестантизм нацеливает на личное преуспеяние

Научные открытия влияют на появление и внедрение технических новшеств

Для изучения 2-5 вопросов организуется самостоятельная работа по вариантам или в группах с текстом учебника и раздаточным материалом. Предварительно учитель выписывает на доске и объясняет термины «капитализм», «разделение труда», «меркантилизм». Время выполнения заданий — 5-7 мин. Отчёт о выполнении задания группой или ответ одного из учащихся не должны затягиваться и превышать 4-5 мин. Используются 3-4 задания по выбору учителя, при выборе всех вариантов не будет возможности организовать коллективное обсуждение результатов. Остальные задания могут быть даны на дом.

Вопросы и задания

1 вариант. Проанализируйте статистические данные и сделайте выводы о демографической ситуации в Европе XVIII в. Найдите информацию в учебнике и объясните, почему складывается именно такая демографическая ситуация (с чем связаны рост рождаемости и снижение смертности).

2 вариант. Прочитайте фрагмент из трактата Т. Мальтуса «Опыт закона о народонаселении» (1798 г.) и ответьте на вопросы: какую закономерность пытался обосновать Т. Мальтус? В чём Мальтус увидел стоящую перед человечеством опасность в XVIII в.? Сбылись ли прогнозы автора? Объясните, почему.

3 вариант. Найдите в параграфе данные об изменении уровня жизни в ведущих европейских государствах. В каком государстве уровень жизни был наиболее высоким? Какие факторы сделали это возможным?

4 вариант. Найдите в параграфе информацию и заполните таблицу «Изменения в организации промышленного и сельскохозяйственного производства в условиях капитализма (Англия, XVIII в.)».

Изменения в организации

промышленного производства

сельскохозяйственного производства

 

 

 

5 вариант. Найдите информацию в параграфе и заполните схему «Транспортная революция в Европе». Объясните причины происходящих перемен.

6 вариант. Найдите информацию в параграфе и составьте аналитическую справку «Европейская торговля». Отразите в ней: а) разделение труда в Европе; б) новые формы торговых сделок, которые появились в XVIII в.

7 вариант. Найдите информацию в параграфе и составьте аналитическую справку «Заморская торговля Европы». Отразите в ней: а) импорт (ввоз) и экспорт (вывоз); б) «треугольную торговлю».

8 вариант. Прочитайте фрагмент из книги судового врача А. Фальконбриджа «Отчёт о работорговле на побережье Африки» (1788 г.) и ответьте на вопросы: каковы были цели работорговцев? В каких условиях содержались африканские рабы? Дайте оценку работорговле.

Второй вариант изучения нового материала

Школьная лекция по плану параграфа. Для активизации деятельности учащихся в начале лекции ставятся проблемные познавательные задания; пункты плана и основные понятия учитель записывает на доске в процессе объяснения. В конце урока организуется обсуждение проблемных заданий.

Домашнее задание. § 1, выполнить задания, не использованные на уроке (первый вариант планирования) или ответить на вопросы к параграфу по выбору учителя (второй вариант планирования).

Опережающее задание к уроку «Век Просвещения»: подготовить биографические справки о философах: И. Кант (1724-1804), Т. Гоббс (1578-1679), Д. Локк (1632-1704), Монтескье (1689-1755), Вольтер (1694-1778). Если учитель планирует организацию выставки репродукций портретов философов, учащимся рекомендуется единая форма оформления подготовленных материалов.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.