Свободный и монополистический капитализм

Урок истории в 8 классе

Цели: подвести учащихся к пониманию особенностей промышленного переворота и эпохи капитализма; сформировать навыки и умения работать с различными источниками информации (знаний).

Планируемые результаты: сформировать представление об основных чертах индустриального общества, его достижениях и проблемах; давать определения понятий: финансово-промышленные корпорации, картели, синдикаты, тресты, концерны; объяснять изученные положения на конкретных примерах; с помощью фактов доказывать, что промышленный переворот завершился переходом к монополистическому капитализму; группировать достижения по рейтингу социальной значимости.

Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку особенностям монополистического капитализма, выразить свое отношение к данному экономическому и историческому явлению.

Оборудование: учебник, карта «Мир в XIX в.», мультимедийное оборудование.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

(Проверка выполнения домашнего задания — заслушивание 2-3 сообщений и опрос.)

— Составьте план развернутого ответа по теме «Модернизация — переход к индустриальному обществу», включающий не менее трех пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

Примерное содержание ответа

План

1. Разрушение традиционного общества.

2. Темпы индустриализации.

3. Модернизация различных сфер жизни общества.

4. Противоречивость процесса модернизации.

Темпы индустриализации. Три эшелона модернизации: 1) эволюционный путь, быстрые темпы (Англия, Франция); 2) реформистский путь, централизованно (Германия, Россия, США, Япония); 3) под давлением, в отдельных областях (страны Латинской Америки, колонии в Азии, Африке).

Противоречивость процесса модернизации. С одной стороны — стремительное развитие машинного производства, товарного хозяйства, рыночной экономики, демократизация общества в Европе и США. С другой стороны — возникают глобальные проблемы, главной из которых в XIX в. становится экологическая проблема, грозящая всему человечеству.

III. Мотивационно-целевой этап

Как процессы индустриализации и модернизации повлияли на рыночные отношения? Каковы особенности развития капитализма в XIX в.? Выясним это в ходе нашего урока.

Тема урока: «Свободный и монополистический капитализм».

План урока

1. Эпоха свободного фабрично-заводского капитализма.

2. Монополистический капитализм.

IV. Работа по теме урока

1. Эпоха свободного фабрично-заводского капитализма

— Вспомните признаки рыночной экономики, которые вы изучали в курсе обществознания.

(Ответы учеников.)

Таким образом, основные признаки рыночной экономики:

1) частная собственность на средства производства и свободное предпринимательство;

2) свобода конкуренции;

3) свободное ценообразование;

4) ограниченное вмешательство государства в хозяйственные процессы.

(Самостоятельная работа с текстом учебника (с. 21, три первых абзаца сверху на с. 22), ответы на вопросы учителя.)

— Каковы отличительные черты капитализма свободной конкуренции?

(Учитель помогает кратко сформулировать основные положения.)

Запись в тетради

Отличительные черты капитализма свободной конкуренции:

1) рыночная экономика;

2) кризисы перепроизводства.

— В чем основные преимущества конкуренции? (Является стимулом к развитию экономики.)

— В чем роль кризисов как регуляторов экономики? (Выживают сильнейшие предприятия. Кризисы заставляют внедрять новые технологии, сокращать издержки производства, расширять ассортимент товаров.)

Развитие капитализма свободной конкуренции шло циклически. Чередовались периоды роста, кризиса и застоя.

Запись в тетради

1825 г. — первый кризис перепроизводства в Англии.

1858 г. — первый мировой кризис.

2. Монополистический капитализм

(Изучение материала (с. 22, 23 учебника) с помощью приема комментированного чтения.)

— Какие формы слияния предприятий существовали в XIX в.?

(Ответы учеников.)

Запись в тетради

Формы монополистических объединений:

1) картели — определяли цены и поделили рынки сбыта;

2) синдикаты — занимались совместным сбытом продукции;

3) тресты — объединялись для совместного производства и сбыта товаров;

4) концерны — объединения трестов или предприятий, зависящих от определенной монополистической группы.

— Работая с дополнительным материалом, выделите основные проявления монополистического капитализма.

Дополнительный материал

Историческое место империализма

Мы видели, что по своей экономической сущности империализм есть монополистический капитализм. Уже этим определяется историческое место империализма, ибо монополия, вырастающая на почве свободной конкуренции и именно из свободной конкуренции, есть переход от капиталистического к более высокому общественно-экономическому укладу. Надо отметить в особенности четыре главных вида монополий или главных проявлений монополистического капитализма, характерных для рассматриваемой эпохи.

Во-первых, монополия выросла из концентрации производства на очень высокой ступени ее развития. Это — монополистские союзы капиталистов, картели, синдикаты, тресты. Мы видели, какую громадную роль они играют в современной хозяйственной жизни. К началу XX века они получили полное преобладание в передовых странах, и если первые шаги по пути картелирования были раньше пройдены странами с высоким охранительным тарифом (Германия, Америка), то Англия с ее системой свободной торговли показала лишь немногим позже тот же основной факт: рождение монополий из концентрации производства.

Во-вторых, монополии привели к усиленному захвату важнейших источников сырья, особенно для основной, и наиболее картелированной, промышленности капиталистического общества: каменноугольной и железоделательной. Монополистическое обладание важнейшими источниками сырых материалов страшно увеличило власть крупного капитала и обострило противоречие между картелированной и некартелированной промышленностью.

В-третьих, монополия выросла из банков. Они превратились из скромных посреднических предприятий в монополистов финансового капитала. Каких-нибудь три-пять крупнейших банков любой из самых передовых капиталистических наций осуществили «личную унию» промышленного и банкового капитала, сосредоточили в своих руках распоряжение миллиардами и миллиардами, составляющими большую часть капиталов и денежных доходов целой страны. Финансовая олигархия, налагающая густую сеть отношений зависимости на все без исключения экономические и политические учреждения современного буржуазного общества, — вот рельефнейшее проявление этой монополии.

В-четвертых, монополия выросла из колониальной политики. К многочисленным «старым» мотивам колониальной политики финансовый капитал прибавил борьбу за источники сырья, за вывоз капитала, за «сферы влияния» — т. е. сферы выгодных сделок, концессий, монополистических прибылей и пр. — наконец за хозяйственную территорию вообще. Когда европейские державы занимали, например, своими колониями одну десятую долю Африки, как это было еще в 1876 году, тогда колониальная политика могла развиваться немонополистически по типу, так сказать, «свободно-захватного» занятия земель. Но когда 9/10 Африки оказались захваченными (к 1900 году), когда весь мир оказался поделенным, — наступила неизбежно эра монопольного обладания колониями, а следовательно, и особенно обостренной борьбы за раздел и за передел мира.

Насколько обострил монополистический капитализм все противоречия капитализма, общеизвестно. Достаточно указать на дороговизну и на гнет картелей. Это обострение противоречий является самой могучей двигательной силой переходного исторического периода, который начался со времени окончательной победы всемирного финансового капитала. <…>

Про быстроту экономического развития Германии автор исследования о немецких крупных банках Риссер говорит: «Не слишком медленный прогресс предыдущей эпохи (1848-1870) относится к быстроте развития всего хозяйства Германии и, в частности, ее банков в данную эпоху (1870-1905) приблизительно так, как быстрота движения почтовой кареты доброго старого времени относится к быстроте современного автомобиля, который несется так, что становится опасным и для беззаботно идущего пешехода, и для самих едущих в автомобиле лиц». В свою очередь этот необыкновенно быстро выросший финансовый капитал именно потому, что он так быстро вырос, не прочь перейти к более «спокойному» обладанию колониями, подлежащими захвату, путем не только мирных средств, у более богатых наций. А в Соединенных Штатах экономическое развитие за последние десятилетия шло еще быстрее, чем в Германии… С другой стороны, сравнение хотя бы республиканской американской буржуазии с монархической японской или германской показывает, что крупнейшее политическое различие в высшей степени ослабляется в эпоху империализма…

(Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма)

(Учитель помогает кратко сформулировать выводы.)

Запись в тетради

Проявления монополистического капитализма:

1) концентрация производства на очень высокой ступени ее развития (монополистские союзы капиталистов, картели, синдикаты, тресты);

2) захват важнейших источников сырья;

3) банки — монополисты финансового капитала, крупнейшие из них распоряжаются большей частью капиталов и денежных доходов государства;

4) колониальная политика как борьба за источники сырья, за вывоз капитала, за «сферы влияния» и хозяйственную территорию.

V. Закрепление изученного материала

(Фронтальный опрос.)

— Каковы основные признаки индустриального общества? (Разделение труда, массовое производство товаров, машинизация и автоматизация производства, высокий уровень миграции населения, бурный рост городов, возрастание государственного регулирования).

— Как промышленный переворот повлиял на сельскохозяйственное производство? (Новые орудия труда и прогрессивные способы обработки земли, сокращение числа занятых в сельском хозяйстве и времени их найма).

— Какие противоречия вызывал монополистический капитализм? (С одной стороны, — это внедрение современных технологий и научных открытий, повышение производительность труда, с другой стороны, — власть в руках небольшой группы людей).

— Почему монополистический капитализм получил также название «империализм»? (В этот период происходит основная масса колониальных захватов, борьба за влияние в мировой политике и создание империй).

VI. Подведение итогов урока

В последней трети XIX в. на смену капитализму свободной конкуренции пришел монополистический капитализм (империализм). Крупные корпорации обеспечили внедрение в производство современных технологий и научных открытий.

Домашнее задание

Прочитать § 1-2 (с. 21-23).

Выполнить задания 2,4 рубрики «Подумайте» на с. 24 учебника.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.