Смута в Российском государстве

Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Экономические трудности начала XVII в.

2) Народные выступления.

3) Самозванец.

4) Политика нового правителя.

5) Боярский заговор.

6) Царь Василий Шуйский.

7) Восстание Ивана Болотникова.

8) Лжедмитрий II.

9) Тушинское правительство.

10) Перелом в настроении народа.

11) Вторжение Речи Посполитой и Швеции.

Типы уроков

Комбинированные.

Ресурсы уроков

Учебник, § 14-15. Карта «Смутное время в России (1604-1618)».

Основные понятия и термины

Самозванство. Магнат. Смута.

Основные даты

1605-1606 гг. — правление Лжедмитрия I.

1606-1610 гг. — правление Василия Шуйского.

1607 г. — установление 15-летнего срока сыска беглых крестьян.

1609 г. — вторжение войск Речи Посполитой в Россию.

Персоналии

Борис Годунов. Фёдор и Ксения Годуновы. Хлопко. И. Басманов. Лжедмитрий I. Марина Мнишек. Иван Болотников. Прокопий Ляпунов. Лжедмитрий II. М. Шеин. М. Скопин-Шуйский. Василий Шуйский. Сигизмунд III. Гермоген.

Домашнее задание

§ 14-15 учебника.

Проведите во внеурочное время дискуссию о причинах и последствиях Смуты. Используйте мнения современников, высказывания историков, публицистов (см. материалы рубрики «Историки спорят»).

Что такое гражданская война? Почему гражданские войны считаются самыми трагическими событиями в истории любой страны? Можно ли избежать гражданских войн? Почему Смуту называют гражданской войной?

[post_ads_shortcode]

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Объясните понятия «Смутное время», «Смута».

Кого можно считать главным виновником начала Смуты в Российском государстве?

Аргументировать выводы и суждения для расширения опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений.

Беседа.

Ориентационный (актуализации/повторения)

Вспомните, о каких гражданских войнах вам известно из курсов истории Древнего мира, Средних веков, Нового времени. Что общего было между этими войнами и событиями Смутного времени в России? Можно ли называть гражданскими войнами усобицы феодалов или князей?

Как смутные времена отражаются на государстве, народе?

Какие народные восстания из курса всеобщей истории вы помните? Чем они, как правило, заканчивались?

Привлекать межкурсовые, внутрипредметные знания.

Беседа.

Содержательно-операционный

Правительство Бориса Годунова не жалело средств на борьбу с голодом 1601-1603 гг. Царь Борис восстановил Юрьев день и отменил сыск беглых крестьян. Выскажите мнение о действиях царя Бориса Годунова. (Используйте материал пп. 1, 2 параграфа.)

На основе рассказа учителя, презентации о Борисе Годунове обсудите, почему боярство сначала встало на сторону самозванца, а затем поддержало заговор против него.

Как вы понимаете слова историка В. О. Ключевского о Лжедмитрии I: «Он был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве»?

Прочитайте п. 6 параграфа. Предположите, какие социальные группы поддерживали правление Василия Шуйского — «боярского» царя.

Составьте рассказ о восстании под предводительством Болотникова. Предварительно с помощью учителя составьте памятку по характеристике восстания. Используйте материал п. 7 параграфа, фрагмент «Московской хроники» К. Буссова (см. рубрику «Изучаем документ»), «Очерков» С. Ф. Платонова (см. дополнительный материал), карту.

Какие слои населения и почему поддерживали Лжедмитрия I, И. Болотникова, Лжедмитрия II? Что обусловило перелом в настроении народа?

Как повлияло на положение дел в стране участие в Смуте внешних сил? Какие цели ими преследовались?

Сформулируйте причины Смуты в виде тезисов. Запишите их в тетрадь.

Аргументировать вывод на основе материалов параграфа.

Определять мотивы, цели и последствия деятельности исторических персоналий.

Принимать участие в обсуждении проблемы.

Моделировать отношения социальных групп.

Составлять рассказ по теме, использовать памятку (алгоритм) и дополнительные источники информации.

Определять мотивы, цели деятельности социальных групп.

Давать оценку последствиям исторического события, процесса.

Фиксировать выводы по теме урока в виде тезисов.

Работа с текстом, картой.

Рассказ.

Составление памятки.

Беседа.

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Как вы объясните появление понятия самозванство? Можно ли назвать его одним из важных признаков Смуты?

Почему Лжедмитрий I не смог удержаться на русском троне? Каким должен был быть истинный царь в представлениях жителей России XVII в.?

Кого называли тушинцами? Дайте собственную оценку их действиям. Можно ли оценить одновременное существование московского и тушинского дворов как проявление двоевластия в стране?

Подготовьте эссе на темы: «Григорий Отрепьев — авантюрист на польской службе»; «Тушинский вор». (Используйте интернет-ресурсы.)

Выберите из работ одноклассников наиболее интересное эссе. Аргументируйте свой выбор. Что бы вы хотели дополнительно узнать об участниках Смуты в России?

*Почему в России до начала ХVII в. не было самозванцев? Самостоятельно сформулируйте условия, при которых появляются самозванцы.

Кто же, на ваш взгляд, виновен в начале Смутных времён? В чём вы видите главные уроки Смуты и интервенции для России?

Раскрывать смысл понятий.

Определять причинно-следственные связи событий и процессов.

Оценивать поступки людей и их последствия.

Моделировать отношения социальных групп.

Выполнять творческие задания по исторической тематике.

Давать оценку творческим работам одноклассников.

Определять свои познавательные интересы.

Раскрывать истоки и последствия исторических событий и процессов.

Доказать вывод, обосновывать суждение на основе систематизации информации.

Работа с картой.

Творческая работа (эссе).

Тезирование.

Беседа (дискуссия).

Дополнительный материал

Пример памятки по характеристике народных восстаний

  1. Причины восстания.
  2. Как началось восстание:
  3. А) что послужило поводом к нему;

    Б) кто возглавил восстание;

    В) социальный состав (участники) восстания.

  4. Ход восстания:
  5. А) действия восставших (использовать карту, схему);

    Б) цели, требования восставших;

    В) основные этапы восстания (если есть).

  6. Итоги восстания: причины его поражения; судьбы руководителей и участников.
  7. Последствия и историческое значение восстания.

Причины Смуты

  1. Экономический кризис (дожди и ранние заморозки три года подряд уничтожали урожай; крестьянское хозяйство потеряло устойчивость — в стране начался голод (1601-1603).
  2. Династический кризис (прекращение династии Рюриковичей: гибель сына Ивана IV царевича Дмитрия в Угличе (1591), смерть царя Фёдора Ивановича (1598).
  3. Кризис власти (борьба за власть между боярскими группировками; возникновение самозванства).
  4. Социальный кризис (неудовлетворённость своим положением всех социальных групп; социальный протест тяглого сословия против закрепощения, которое шло на протяжении XVI в.: указы о «заповедных летах» 1581 г., «урочных летах» 1587 г. — пятилетний сыск беглых крепостных крестьян; закон о холопстве; всплеск миграции (передвижения) населения внутри страны).
  5. Расширение сфер влияния военными методами соседних государств (Польши, Швеции).

С. Ф. Платонов. «Очерки по истории Смуты в Московском государстве» (фрагмент)

В развитии московской Смуты ясно различаются три периода. Первый может быть назван династическим, второй — социальным и третий — национальным. Первый обнимает собою время борьбы за московский престол между различными претендентами до царя Василия Шуйского включительно. Второй период характеризуется междоусобною борьбою общественных классов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достаётся успех в борьбе. Наконец, третий период Смуты обнимает собою время борьбы московских людей с иноземным господством до создания национального правительства с М. Ф. Романовым во главе. Главнейшие моменты в ходе Смуты следовали в такой постепенности: началась открытая Смута рядом боярских дворцовых интриг, направленных на то, чтобы захватить влияние во дворце, власть и впоследствии престол. Эти интриги открылись тотчас по смерти Грозного и разрешились регентством, а затем и воцарением Б. Годунова… Тогда оппозиционные элементы из дворца перенесли смуту в войско и, выдвинув Самозванца, сделали орудием борьбы войсковые массы. Эти массы, служа послушно тем своим вождям, которым они верили, сражались за Годуновых и за Дмитрия, или против Дмитрия за Шуйского, словом принимали пассивное участие в борьбе за престол, доставив последнее торжество в ней Шуйскому… Однако торжество Шуйского было непрочно. Он пал вследствие осложнений, созданных польским и шведским вмешательством, и взамен его слабого правительства создалась польская диктатура… Против иноземного господства спешили соединиться в одном ополчении все народные группы, до тех пор взаимно враждовавшие. Временное правительство, созданное в ополчении вокруг Ляпунова, собрало в себе представителей этих враждебных групп, но оно скоро погибло вследствие их слепой вражды… Тогда в 1611 году сложилась, наконец, программа действий, создано было нижегородское ополчение, освобождена Москва и побеждены казаки.

  1. Какие основные этапы Смуты в Российском государстве выделяет автор?
  2. Определите роль в Смуте различных социальных групп русского общества.

В. О. Ключевский о Лжедмитрии I

Он тотчас показал себя деятельным правителем, чуждался жестокости, сам вникал во всё, каждый день был в Боярской думе, сам обучал ратных людей… Он не хотел быть орудием в руках бояр, действовал слишком самостоятельно, развивал свои особые политические планы во внешней политике, даже очень смешные и широкие, хлопотал поднять против турок и татар все католические державы с православной Россией во главе. Своими привычками, отдельными поступками и распоряжениями, заграничными сношениями Лжедмитрий I возбуждал против себя в различных слоях московского общества множество нареканий и неудовольствий, хотя вне столицы, в народных массах, популярность его не ослабевала заметно.

Марина Мнишек

Марина Мнишек не обладала ни красотой, ни женским обаянием. Живописцы, щедро оплаченные самборскими владельцами, немало потрудились, чтобы приукрасить её внешность. Но и на парадном портрете лицо будущей царицы выглядело не слишком привлекательным. Тонкие губы, обличавшие гордость и мстительность, вытянутое лицо, слишком длинный нос, не очень густые чёрные волосы, тщедушное тело и крошечный рост не отвечали тогдашним представлениям о красоте. Подобно отцу, Марина Мнишек была склонна к авантюре, а в своей страсти к роскоши и мотовству она даже превзошла отца. Она умела писать, но за всю долгую разлуку с суженым ни разу не взяла в руки пера, чтобы написать ему письмо.

Боярская дума и православное духовенство и слышать не желали о браке царя с католической «девкой». Мнишек была во всех отношениях незавидной партией. Её семье недоставало знатности, к тому же эта семья погрязла в долгах и давно стояла на пороге разорения.

Отрепьев полностью отстранил бояр и князей церкви от брачных переговоров. Он сделал своим сватом дьяка Афанасия Власьева, «худородство» которого не соответствовало характеру его миссии. Вместе с дьяком в Польшу выехал секретарь С. Слоньский, член Тайной канцелярии.

Дьяк Афанасий Власьев был послан в Польшу с официальной миссией. Он должен был провести церемонию обручения царя с Мариной. Члену Канцелярии Яну Бучинскому поручены были тайные дела, связанные со сватовством. В конце 1605 г. он отправился в Самбор и передал Мнишеку настоятельную просьбу «Дмитрия» добиться от папского легата разрешения, «чтобы её милость панна Марина причастилась на обедне у патриарха нашего, потому что без того венчана не будет». Царской невесте надо было получить разрешение ходить в греческую церковь, есть в субботу мясо, а в среду печёное. Особый наказ предписывал Марине, чтобы «волосов бы не наряжала», чтобы за столом ей служили кравчие.

Московское посольство, насчитывавшее 300 человек, доставило в Польшу поистине царские подарки. Власьев передал Юрию Мнишеку шубу с царского плеча, вороного коня в золотом уборе, драгоценное оружие, ковры и меха. Подарки невесте, выставленные в королевской резиденции, вызвали всеобщее изумление. Тут были жемчужный корабль, несущийся по серебряным волнам (его оценивали в 60 000 злотых), шкатулка в виде золотого вола, полная алмазов, перстни и кресты с каменьями, огромные жемчужины, золочёный слон с часами, снабжёнными музыкальным устройством и движущимися фигурками, ворох парчи и кружев.

Сигизмунд III не пожелал, чтобы обручение Марины Мнишек было проведено во дворце в Вавеле или в кафедральном соборе Кракова. Церемония состоялась в «каменице» Мнишеков возле Рынка. Каменное здание оказалось тесным, и царскому тестю пришлось потратить деньги на покупку смежных зданий. В них была устроена и спешно освящена «каплица».

На торжестве присутствовали король Сигизмунд III и примас Польши кардинал Мациевский, родня Мнишеков.

В конце 1605 г. польская знать торжественно отпраздновала обручение царя с Мнишек. По польским представлениям, эта церемония была равнозначна венчанию.

Скрынников Р. Г. Три Лжедмитрия / Р. Г. Скрынников. — М., 2003. — С. 280.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.