Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в.

Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Европа и Россия накануне Тридцатилетней войны.

2) Россия и Речь Посполитая.

3) Россия и Крымское ханство.

4) Россия и Османская империя.

5) Россия и Персия.

Тип урока

Изучение нового материала.

Ресурсы урока

Учебник, § 13. Карта.

Основные понятия и термины

Протестантизм. Шляхта. Беспошлинная торговля.

Основные даты

1584-1598 гг. — правление Фёдора Ивановича.

1594 г. — установление беспошлинной торговли между Россией и Персией.

1597 г. — установление 5-летнего срока сыска беглых крестьян.

1598 г. — Нантский эдикт.

Персоналии

Карл V Габсбург. Фёдор Иванович. Борис Годунов. Григорий Отрепьев. Казы-Гирей. Аббас I Великий.

Домашнее задание

§ 13 учебника. Задание 2 рубрики «Работаем с картой».

*Опережающее задание

Соберите информацию, подготовьте и представьте в классе электронную презентацию о Григории Отрепьеве.

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Рассмотрите карту русских земель к началу XVII в. Какие задачи внешней политики удалось решить?

Какова была главная внешнеполитическая задача России в конце XVI — начале XVII в.?

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.

Работа с картой.

Беседа.

Ориентационный (актуализации/повторения)

Какие важные события происходили в это время в Западной Европе? Покажите на карте государства Восточной и Северной Европы, существовавшие на рубеже XVI- XVII вв.

Когда образовалась Речь Посполитая? Какие государства вошли в её состав?

Почему России пришлось искать новых союзников в Европе (используйте информацию п. 1 параграфа)?

Привлекать межкурсовые, межпредметные знания.

Использовать карту как информационный источник.

Определять главные причинно-следственные связи событий и процессов.

Беседа.

Работа с картой, учебником.

Содержательно-операционный

Можно ли утверждать, что главную задачу по защите южных рубежей России от набегов крымских татар выполняли казаки? Своё мнение аргументируйте. Прочитайте п. 5 параграфа. Какие экономические и военные выгоды видел Борис Годунов в союзе с Персией?

Прочитайте фрагмент из «Краткого известия о начале войн в Московии» И. Массы (см. рубрику «Изучаем документ»). Вспомните, что вы знаете об авторе. О каких событиях рассказывается в отрывке? В чём причина недовольства московских бояр? Как это могло сказаться на внутренней ситуации в стране?

Соберите информацию, подготовьте и представьте в классе электронную презентацию о сражении русского войска с крымскими татарами во главе с Казы-Гиреем (показать ход битвы, места современной Москвы, где она проходила).

Раскрывать роль казачества в укреплении Российского государства.

Определять мотивы, цели политической деятельности.

Анализировать исторический источник, выделять информацию о событии.

Самостоятельно отбирать информацию по теме, представлять результаты познавательной деятельности в классе.

Определять главные причинно-следственные связи событий и процессов.

Работа с текстом.

Беседа.

Презентация (сообщение).

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Назовите основные направления внешней политики России на рубеже XVI-XVII вв.

Составьте рассказ «Россия и Крымское ханство в XVII в.». Сравните политику России в отношении Крымского ханства и Речи Посполитой (основания для сравнения выберите самостоятельно). Определите, в отношении какого из этих государств политика России оказалась более эффективной.

Раскройте на примерах вывод: «На рубеже XVI-XVII вв. внешняя политика России была успешной во всех направлениях».

Выделять главные направления политики.

Рассказывать об отношениях России с соседними государствами, давать сравнительную характеристику.

Давать оценку последствиям исторического события, процесса.

Аргументировать вывод на основе материалов параграфа, собственных суждений.

Работа с учебником.

Рассказ.

Сравнительное описание.

Дополнительный материал

Современники и потомки по-разному объясняли причины, породившие Смуту. Современники считали Смуту карой за грехи и безбожие. Кризис вызревал ещё при жизни Ивана Грозного: опричный террор, борьба за власть, хозяйственный упадок, закрепощение крестьянства, неудачи во внешней политике, а главная причина Смуты — это политический кризис, связанный с прекращением династии.

По мнению Н. М. Карамзина, главную роль в развитии Смуты сыграл разврат, затронувший все слои русского общества — «от черни до вельможного сана».

С. М. Соловьёв также связывал Смуту с плохим состоянием нравственности и моральным разложением, поразившим как новых властителей, так и народ в целом. Против выступали славянофилы, не принявшие точку зрения о моральном разложении русского народа. Они объясняли происхождение Смуты узурпацией царского трона, тем, что русский народ не был готов принять выборного царя.

Н. И. Костомаров считал Смуту следствием католической интриги.

В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов представили Смуту как социальное движение, зародившееся в верхах русского общества и втянувшее в свою орбиту широкие слои населения. После революции история Смутного времени, как и вся русская история, становится всё более политизированной. Смута рассматривалась как мощный взрыв классовой борьбы, направленный на ниспровержение существующего строя — феодализма.

В последнее время в российской историографии утверждалась трактовка этих событий как «гражданской войны» (Р. Г. Скрынников). Гражданская война начала XVII в. круто изменила ход российской истории. Недаром многие исследователи считают её началом Нового времени.

Смута явилась катализатором многих принципиально новых явлений социально-экономической, политической и культурной жизни страны. Последствия Смуты были катастрофическими. Вплоть до 20-30-х гг. XVI в. длился период «великого московского разорения». Людские потери составили до трети населения страны. Царила хозяйственная разруха, был подорван военный потенциал страны, снизилась её международная роль. Усиливалась культурная замкнутость России. Традиции земского самоуправления показали в годы Смуты свои огромные возможности, но власть монарха укреплялась.

Автор

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *