Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве
Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС
Основные вопросы изучения материала |
1) Первые Романовы. 2) Земские соборы. 3) Боярская дума. 4) Приказы. 5) Местное управление. 6) Реформа армии. 7) Законы. Соборное уложение 1649 г. |
Тип урока |
Изучение нового материала. |
Ресурсы урока |
Учебник, § 18. Карта. |
Основные понятия и термины |
Бюрократия. Воевода. Даточные люди. Драгуны. Полки нового (иноземного) строя. Соборное уложение. Социальная опора. |
Основные даты |
1613—1645 гг. — правление Михаила Фёдоровича Романова. 1645—1676 гг. — правление Алексея Михайловича. 1649 г. — принятие Соборного уложения. 1676—1682 гг. — правление Фёдора Алексеевича. |
Персоналии |
Филарет. Романовы: Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. |
Домашнее задание |
§ 18 учебника. Составьте биографические справки о первых Романовых. |
[post_ads_shortcode]
Модули урока |
Учебные задачи для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой |
В XVII в. в российском обществе назревала потребность во многих важнейших изменениях. Какие из них были начаты Алексеем Михайловичем? |
Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Аргументировать выводы и суждения для приобретения опыта историко-культурного, модернизационного подходов к оценке социальных явлений. |
Беседа. |
Ориентационный (актуализации/повторения) |
Вспомните, в каких европейских государствах в XIV—XVI вв. менялись правившие династии. Кто являлся родоначальником правившей в России династии Рюриковичей? Какие прозвища и почему получали представители династии? |
Актуализировать межкурсовые, предметные знания. |
Беседа. |
Содержательно-операционный |
Почему наряду с Боярской думой возникает «ближняя», или «тайная», Дума? Кто в неё входил? Как изменилось положение Земских соборов при Алексее Михайловиче? С чем это было связано? Можно ли согласиться с мнением историка В. О. Ключевского о том, что Алексей Михайлович «заморил Земский собор»? Прочитайте в учебнике фрагмент Соборного уложения (см. рубрику «Изучаем документ»). Какие категории владельцев крестьян перечисляются в документе? Как вы оцениваете введение бессрочного сыска беглых? Каковы были причины и задачи принятия Соборного уложения? В чём состоит его историческое значение? Познакомьтесь с различными мнениями историков об Алексее Михайловиче (см. дополнительный материал). Что общего в оценках и чем они различаются? Почему этого царя прозвали Тишайшим? * Сформулируйте наиболее спорные, на ваш взгляд, моменты, связанные с политическим развитием России в XVII в. |
Определять причинно-следственные связи событий и процессов. Давать оценку деятельности исторической персоны. На основе анализа документа выделять необходимую информацию. Давать оценку мерам, предпринимаемым властью. Использовать приёмы сравнительного анализа источников при формулировании и аргументации собственных выводов и оценок. Выделять и кратко формулировать основные проблемы политического развития страны на основе обобщения материалов темы. |
Работа с текстом. Дискуссия. Беседа. |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) |
XVII век называют временем расцвета приказной волокиты в России. На чём основывается данная оценка? *Сравните деятельность приказов в период царствования Ивана IV и во времена правления Алексея Михайловича. Составьте схему управления в Российском государстве в XVII в. (см. дополнительный материал). Можно ли говорить о расширении полномочий царя в период царствования Алексея Михайловича? *Сопоставьте систему управления в России в XVII в. с системой управления в любом европейском государстве в аналогичный период. Сделайте выводы о причинах имеющихся различий. Докажите примерами вывод: «Уже при первых царях династии Романовых произошло значительное укрепление царской власти». |
Выделять основные черты явления, процесса, конкретизировать их примерами. Сравнивать исторические объекты. Составлять схему (с помощью учителя). Конкретизировать суждения примерами. |
Составление схемы. Доказательство вывода. Беседа. |
Дополнительный материал
Историки о личности Алексея Михайловича
С. Ф. Платонов
Добродушный и маловольный, подвижный, но не энергичный и не рабочий царь… не мог быть бойцом и реформатором. Между тем течение исторической жизни поставило царю… много чрезвычайно трудных и жгучих задач внутри и вне государства: вопросы экономической жизни, законодательная и церковная борьба за Украину… — всё это требовало чрезвычайных усилий правительственной власти и народных сил… Правительство стояло на известной высоте во всём том, что ему приходилось делать: являлись способные люди, отыскивались средства, неудачи не отнимали энергии у деятелей… Чувствуется, что ни одно дело не проходит мимо него. Он знает ход войны, он желает руководить работой дипломатии, он в думу боярскую несёт ряд вопросов и указаний по внутренним делам. Он везде постоянно с разумением дела, постоянно добродушный, искренний и ласковый, но нигде не сделает ни одного решительного движения, ни одного резкого шага вперёд. Пользуясь его добротою и безволием, окружавшие не только своевольничали, но забирали власть и над самим «тихим» государем… Слабость характера была одним из теневых свойств царя Алексея Михайловича. Другое его отрицательное свойство легче описать, чем назвать. Царь Алексей не знал поэзии и радости труда и в этом отношении был совершенною противоположностью своему сыну Петру. Жить и наслаждаться он мог среди «малой вещи», как он называл свою охоту и как можно назвать все его иные потехи. Вся его энергия уходила в отправление того «чина», который он видел в вековом церковном и дворцовом обиходе. Вся его инициатива ограничивалась кругом приятных «новшеств», которые в его время, но независимо от него стали проникать в жизнь московской знати. Управление же государством не было таким делом, которого царь Алексей желал бы принять непосредственно на себя.
В. О. Ключевский
Царь Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении позу, соответствующую такому взгляду на дело; одной ногой он ещё крепко упирался в родную православную старину, а другой уже занёс было за её черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении…
М. Д. Хмыров
Глубоко религиозный, живой, впечатлительный, способный быть истинным другом и опасным врагом, тихий, но в то же время строгий, а иногда смирявший собственноручно провинившихся, милостивый, даже слабый к своим «ближним людям» и мстительный к недругам, мягкий и жестокий, сочинитель забавного Урядника и учредитель Тайного приказа, книгочтей и стихотворец.
Г. А. Панченко
«Тишайший монарх» — это царь, который умеет поддерживать порядок. Этой характеристике вполне соответствует его политика. Исследователи отмечают склонность Алексея Михайловича к компромиссу. Многие события его царствования подтверждают это.
Схема «Управление Российским государством в XVII в. (высшие органы государственной власти)»