Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Боярское правление. Елена Глинская.

2) Личность Ивана IV.

3) Венчание на царство.

4) Московское восстание 1547 г.

5) Избранная рада.

6) Укрепление центральной власти.

7) Военная реформа.

8) Реформы местного управления и налогообложения

Типы уроков

Изучение нового материала

Ресурсы уроков

Учебник, § 6. Карта.

Фильм 16 «Царь всея Руси Иван IV Грозный» из серии «Правители Руси» (Интернет)

Основные понятия и термины

Царь. Венчание на царство. Боярское правление. Избранная рада. Земский собор. Приказы. Челобитные. Стоглав. Местничество. Стрельцы. Губа. Городовые приказчики. Земский староста. Черносошные крестьяне. Централизованное государство. Сословно-представительная монархия

Основные даты

1533-1584 гг. — правление Ивана IV.

1538 г. — смерть Елены Глинской.

1547 г. — венчание Ивана IV на царство; восстание в Москве.

1549 г. — Земский собор.

1550 г. — принятие Судебника (Стоглава).

1551 г. — Церковный собор.

1556 г. — реформа местного управления (отмена кормлений)

Персоналии

Юрий Дмитровский. Андрей Старицкий. Иван IV. Анна и Елена Глинские. Сигизмунд I. Митрополит Макарий. А. Ф. Адашев. Сильвестр. М. И. Воротынский. А. М. Курбский. И. В. Шереметев, И. М. Висковатый

Домашнее задание

§ 6 учебника.

*Мини-проект

Задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

[post_ads_shortcode]
 

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Рассмотрите в учебнике и найдите в Интернете иллюстративный ряд, посвящённый жизни и деятельности Ивана IV. Что вы знаете об этом русском царе? Как его прозвали в народе? Почему многие события, произошедшие во время его правления, до сих пор вызывают споры, неоднозначные оценки?

Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на дополнительные сведения.

Формулировать выводы, суждения на основе дополнительных сведений, жизненного опыта

Работа с иллюстрациями.

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Покажите на карте территорию, входящую в состав России накануне вступления на престол Ивана IV. Вспомните его современников из других стран — правителей, деятелей культуры.

Какие способы управления были известны в то время? Каким образом можно было изменить ситуацию в государстве, в его отдельных сферах?

Что такое реформа? Приведите из всеобщей и отечественной истории примеры проводимых реформ. Каков был их результат?

Определять по карте и словесно описывать границы государства.

Применять ранее полученные знания в историческом контексте

Работа с картой.

Беседа

Содержательно-операционный

Прочитайте отрывок из «Большой челобитной» И. С. Пересветова. Как характеризуется «боярское правление»? В чём автор видит главный вред подобного правления? Какие последствия оно имело?

Каким образом обстановка начала правления Ивана IV могла повлиять на формирование его личности? Какие черты личности Ивана IV привлекательны для вас, а какие нет? Почему?

Иван IV стал первым в истории России «боговенчанным царём». Что это означает?

Прочитайте п. 4 § 6. Почему именно народные восстания убедили царя в необходимости реформ?

Лаборатория историка: представьте, что вы являетесь научными сотрудниками трёх лабораторий. Прочитайте документы (см. дополнительный материал), проясняя смысл незнакомых слов с помощью словарей, Интернета. Кратко перескажите их. Сделайте вывод: что хотел изменить правитель, принимая то или иное решение?

Расскажите об Избранной раде. Какова была роль ближайших советников царя? Как вы оцениваете её деятельность? Опираясь на отрывок из Домостроя, определите, какой позиции придерживался автор

Находить информацию из разных исторических источников.

Оценивать влияние различных факторов на становление личности и деятельность правителя, давать оценку его человеческим качествам, выявлять мотивы поступков.

Определять причинно-следственные связи.

Участвовать в работе группы. Планировать распределение функций в совместной деятельности.

Применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач.

Сжато представлять информацию.

Высказывать собственное отношение к событиям, позиции.

Оценивать мнения и позиции представителей разных групп

Работа с учебником, историческими источниками.

Беседа.

Рассказ

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Назовите основные направления реформ Избранной рады. Согласны ли вы с мнением, что её можно назвать первым в истории России правительством? Все ли были согласны с проводимыми реформами? Почему прервались реформы Избранной рады?

Какие факты свидетельствуют о формировании в России сословно-представительной монархии?

Как в записках о России итальянский иезуит, писатель и дипломат А. Поссевино описывает правление Ивана IV (см. дополнительный материал)? Какие черты этого правления выделяет иностранный автор? Почему?

Историки ведут дискуссии о характере народного представительства в Земских соборах, их роли в истории России. С помощью учителя обсудите основные точки зрения по этому вопросу (см. учебник и др.). Приведите аргументы в защиту того мнения, которое вы считаете более убедительным.

Чем отличались органы сословного представительства России от западноевропейских? Выясните общее и особенное в централизации государства в России и европейских странах.

Предположите, как сложилась дальнейшая судьба Избранной рады, её членов. Найдите подтверждение или опровержение своему мнению в дополнительной литературе, интернет-ресурсах

Обобщать информацию по теме урока.

Оценивать мнения и позиции представителей разных социальных групп.

Формулировать свою точку зрения и аргументировать её с помощью учителя.

Приводить примеры для подтверждения вывода, суждения.

Находить информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность с помощью педагога.

Определять информационную ценность исторического источника (под руководством учителя).

Участвовать в обсуждении версий и оценок исторических процессов и явлений (под руководством учителя), аргументировать своё мнение.

Сравнивать (с помощью учителя) исторические объекты на основе анализа и выделения существенных признаков.

Планировать и осуществлять дополнительную познавательную деятельность по теме

Работа с историческим источником.

Беседа.

Рассказ

Дополнительный материал

Памятка по работе с историческим источником

  1. Прочитайте заглавие (если оно есть).
  2. Назовите вид исторического источника. При каких обстоятельствах, когда и кем он был создан? Каковы цели его создания?
  3. Прочитайте текст. Объясните незнакомые понятия и термины.
  4. Какую новую для вас информацию содержит документ? Кратко изложите её.

Лаборатория историка

УЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ, 1556 г.

Посем же государь и сея разсмотри, которые велможы и всякие воини многыми землями завладали, службою оскудеша, — не против государева жалования и своих вотчин служба их, — государь же им уровнения творяше: в поместьях землемерие им учиниша, комуждо что достойно, так устроиша, преизлишки же разделиша неимущим; а с вотчин и с поместья уложеную службу учини же: со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспехе полном, а в далной поход о дву конь, и хто послужит по земли и государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложеные люди даёт денежное жалование: а хто землю держит, а службы с неё не платит на тех на самех имати денги за люди; а хто даёт в службу люди лишние перед землёю, через уложенные люди, и тем от государя болшее жалование самим, а людем их перед уложеными в полътретиа давати денгами. И все государь строяше, как бы строение воинъству и служба бы царская бозо лжи была и без греха вправду; и подлинные тому розряды у царьскых чиноначалников, у приказных людей.

Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней // А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М., 1999. — С. 115.

УЧРЕЖДЕНИЕ СТРЕЛЕЦКОГО ВОЙСКА

1550 г. Того же лета учинил у себя царь и великий князь Иван Васильевич выборных стрельцов с пищалей 3000 человек, а велел им жити в Воробьёвской слободе, а головы у них учинил детей боярских: в первой статье Гришу Желобова сына Пушечникова, а у него пищальников 500 человек, да с ним головы, у ста человек сын боярской, а в другой статье дьяк Ржевский, а у него пищальников 500 человек, а у всяких у ста человек сын боярской; в третьей статье Иван Семёнов сын Черемисинов, а у него 500 человек, а у ста человек сын боярской в сотниках; в четвёртой статье Васка Фуников сын Прончищев, а с ним 500 человек, а у ста человек сын боярской; в пятой статье Фёдор Иванович сын Дурасов, а с ним 500 человек, а у ста человек сын боярской; в шестой статье Яков Степанов сын Бунтов, а у него 500 человек, а у ста человек сын боярской. Да и жалованье стрельцам велел давати по 4 рубля на год.

Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней// А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М., 1999. — С. 114.

ОТМЕНА КОРМЛЕНИЙ, 1556 г.

Приговор царской о кормлениях и о службе. Лета 7064-го (1556) приговорил царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии з братиею и з боляры о кормлениях и о службе всем людем, как им впредь служити. А по се время бояре и князи и дети боярскые сидели по кормлениям по городом и по волостем для росправы людем и всякого устроениа землям и собе от служеб для покою и прекормления; на которых городех и волостех были в кои лета наместникы и волостели, и тем городом и волостем розсправу и устрой делали и от всякого их лиха отбращали на благое, а сами были доволны оброкы своими и пошлинами указными, что им государь уложил. Многие грады и волости пусты учинили наместникы и волостели, изо многих лет презрев страх божий и государьскые уставы, и много злокознённых дел на них учиниша. <…>

О повелении царьском. И повеле государь во градех и в волостях разчинити старосты, и сотцкые, и пятьдесятцкые, и десятцкые и з страшным и грозным запрещением заповедь положити, чтоб им разсужати промежь разбои и татбы и всякие дела, отнюдь бы никотора вражда не именовалася, также ни мзда неправедная, ни лжывое послушество; а кого промеж собою такова лиха найдут, таковых велел казнем предавати; а на грады и на волости положити оброкы по их промыслом и по землям, и те оброкы збирати к царьскым казнам своим диаком…

О рассмотрении государьском. По сем же государь и сея рассмотри: которые велможи и всякие воины многыми землями завладали, службою оскудеша,- не против государева жалования и своих вотчин служба их — государь же им уровнения творяше: в поместьях землемерие им учиниша, комуждо что достойно, так устроища, преизлишки же разделища неимущим; а с вотчин и с поместья уложеную службу учини же: со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспесе в полном, а в далной поход о дву конь; и хто послужит по земли, и государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложеные люди даёт денежное жалование; а хто землю держит, а службы с неё не платит, на тех на самех имати денги за люди… И все, государь, строяще, как бы строение воинъству и служба бы царская безо лжи была и без греха…

Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней // А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М., 1999. — С. 121-122.

А. Поссевино. «Исторические сочинения о России XVI в.» (фрагмент)

Московиты с детства имеют обыкновение так говорить и думать о своём государе, получив это установление из рук предков, что чаще всего на ваш вопрос отвечают так: «Один бог и великий государь это ведают», «Наш великий государь сам всё знает», «Он единым словом может распутать все узлы и затруднения», «Нет такой религии, обрядов и догматов которой он бы ни знал», «Что бы мы ни имели, когда преуспеваем и находимся в добром здравии, всё это мы имеем по милости великого государя».

Такое мнение о себе он поддерживает среди своих с удивительной строгостью, так что решительно хочет казаться чуть ли не первосвященником и одновременно императором.

Самой своей одеждой, окружением и всем прочим он старается выказать величие даже не королевское, но почти папское. Можно сказать, что всё это заимствовано от греческих патриархов и императоров, и то, что относилось к почитанию бога, он перенёс на прославление себя самого.

Он носит тиару, пышно украшенную жемчугом и драгоценными камнями и не одну (их он постоянно меняет, чтобы показать своё богатство; говорят, что они привезены из Византии). Их он или имеет при себе, когда сидит на троне, или носит на голове. В левой руке у него жезл, или посох, украшенный довольно большими алмазными зёрнами, как бы узлами. Он носит спускающуюся до пят одежду, почти такую, какую обычно носят папы, когда исполняют торжественное богослужение, на руках его много перстней с огромными драгоценными камнями. Справа над его троном, на котором он восседает, лик спасителя и пречистой девы. По обеим сторонам стоят по два человека, вроде королевских телохранителей, одетые в белые кафтаны с обоюдоострыми секирами, приложенными к плечам. На скамьях же во внутренних и внешних покоях сидят люди в златотканой одежде до пят (если они сами не имеют такой одежды, князь имеет обыкновение при приезде послов выдавать её на время). Они похожи на дьяконов, когда те помогают священникам в церковной службе. В удивительном молчании следят они за выражением лица и движениями головы князя…

Так как князь признаёт и называет себя наследником всех своих владений и того, что в них находится, земли и имущество он передаёт, кому захочет и у кого захочет, в любое время отнимает. По этой причине они не осмеливаются отойти от своей схизмы и каждый идёт на войну, не получая жалованья. Они настолько зависят от воли князя, что сразу же отправляются, куда бы их ни послали, и желают этого не столько для себя, сколько ради детей. Ведь если те проявят какие-нибудь способности, а родители их провели жизнь честно, государь даст им или всё имущество или часть его. Таким образом, он хочет быть полным господином имущества, тела, души и даже как бы мыслей подданных. И так как он хочет знать, что они между собой говорят, получается, что никто не смеет рта раскрыть. Каждое высказанное слово может в такой же мере снискать милость государя, как и стать причиной наказания.

Без его уведомления и разрешения не дозволяется уезжать к иноземцам. Хотя купцы других стран приплывают и приезжают в Московию, однако никто из московитов обычно не ездит в другие страны, если его не пошлют…

По-видимому, с давних пор они привыкли к такому почитанию, никогда, ни при каких обстоятельствах они не забывают о нём, платя дань почтения государю и чуть ли не посвящая ему свои души.

Какими бы влиятельными ни были какие-нибудь люди, если они окажутся замешанными в тяжком преступлении (или таком, которое кажется тяжким), по приказанию и соизволению государя они подвергаются высшей каре: по большей части их топят в воде или запарывают плетьми. Это до такой степени не считается позорным, что даже наказанные плетьми возносят хвалы государю.


Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. Елена Попова:

    Спасибо Вам за Ваш труд! Если что-нибудь ищу и выходит ссылка на Ваш блог, то всегда нахожу интересный материал. Дальнейших творческих успехов!
    С уважением, Елена.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.