Восточные славяне и их соседи
Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС
Основные вопросы изучения материала | 1) Происхождение восточных славян.
2) Хозяйство славян. 3) Быт и нравы восточных славян. 4) Духовный мир славян. 5) Общины земледельцев. 6) Восточные славяне и их соседи. |
Тип урока | Комбинированный |
Ресурсы урока | Учебник, § 3. Карта «Расселение славян и их соседей в VI-IX вв.».
Отрывки из сочинений византийских писателей Прокопия Кесарийского, Маврикия Стратега о славянах. |
Основные понятия и термины | Подсечно-огневое, переложное земледелие. Вервь. Племенные союзы славян. Соседи восточных славян. Идол. Капища. Язычество. Князь, дружина. Народное ополчение. |
Основные даты | 2 тыс. до н. э. — выделение из индоевропейских племен балто-славянских племен. VI-VIII вв. — расселения славян по Восточно-Европейской равнине. |
Персоналии | |
Домашнее задание | § 3 учебника. Составьте рассказ о жизни в славянском поселении, используя текст и иллюстрации учебника, сведения документа, представленного после параграфа.
Ответьте на вопрос 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». *Самостоятельно найдите дополнительную информацию для ответа на этот вопрос. |
Модули урока | Учебные задачи для организации образовательного процесса | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой | Что вам известно о происхождении, расселении, занятиях и верованиях восточных славян?
Что еще, на ваш взгляд, надо узнать, чтобы иметь наиболее достоверную и полную картину жизни наших далеких предков? |
Формулировать познавательные запросы по теме урока. | Беседа. |
Ориентационный (актуализации/повторения) | Постановка основных и проблемных вопросов: когда произошло выделение славянских племен из индоевропейских?
Какие племена участвовали в Великом переселении народов? Связана ли с Великим переселением народов история восточных славян? Работа с картой: на каких территориях в VI-VIII вв. расселились восточные славяне? Какие соседние народы населяли равнину? На берегах каких рек поселились восточные славяне? Какие природно-климатические условия ожидали переселенцев? Предположите, какие занятия могли успешно развиваться у обитателей равнины. Как они могли повлиять на организацию жизни восточных славян? |
Извлекать информацию и формулировать суждения, выводы на основе анализа карты.
Прогнозировать особенности исторического развития народа с учетом влияния природно-климатического фактора. Сравнивать (под руководством учителя) климатические условия Западной и Восточной Европы VI-VIII вв. Раскрывать (под руководством учителя) связь между климатическими условиями и социально-экономическим развитием общества. |
Беседа.
Работа с картой. |
Содержательно-операционный | Прочитайте п. 2 параграфа, перечислите главные занятия восточных славян и назовите орудия труда, которыми они пользовались. В чем преимущество двуполья и трехполья перед перелогом и подсечно-огневой системой?
Обсудите ответы с соседом по парте. Какие вопросы у вас возникли? Какие черты характера славян оказались востребованными при освоении ими просторов равнины? Используйте сведения из сочинения Маврикия Стратега (см. дополнительный материал — Маврикий Стратег о славянах и антах). На основе рассказа учителя сравните сложившуюся систему управления у восточных славян с системой управления древнегреческого полиса. Что в них общего, а что различного? Представьте материал в виде таблицы. ИЛИ Прокомментируйте таблицу, представленную учителем. Вспомните, каких религиозных взглядов придерживались древние египтяне, греки, римляне. Можно ли их назвать языческими? Дайте определение язычеству. |
Систематизировать информацию.
Выделять особенности исторических объектов. Объяснять особенности систем земледелия. Участвовать в обсуждении. Оценивать поведение людей, их деятельность. Под руководством учителя определять информационную ценность исторического источника. Сравнивать (с помощью учителя) исторические объекты на основе анализа и выделения существенных признаков. Представлять результат сравнительной характеристики в форме таблицы, комментировать ее содержание. Использовать знания из истории Древнего мира. Выделять существенные признаки исторического явления. |
Беседа.
Работа с источником. |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) | Презентация мини-проектов темы (см. урок 4).
Изменились ли ваши знания о жизни восточных славян? Что нового вы узнали? О чем бы вы еще хотели узнать? |
Обсуждать результаты проектной деятельности одноклассников и подводить ее итоги.
Оценивать и планировать свою познавательную деятельность. |
Презентация.
Беседа. |
Дополнительный материал
О каких чертах характера славян рассказывает византийский автор?
МАВРИКИЙ СТРАТЕГ о славянах и антах (конец VI в.)
Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам; свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле.
Они многочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры и дружелюбны… Пребывающих у них в плену они не держат в рабстве неопределенное время, как остальные племена, но, определив для них точный срок, предоставляют на их усмотрение: либо они пожелают вернуться домой за некий выкуп, либо останутся там как свободные люди и друзья. <…> Ведя разбойную жизнь, они любят совершать нападения на своих врагов в местах лесистых, узких и обрывистых. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными нападениями и хитростями, ночью и днем, выдумывая многочисленные уловки. Они опытнее всех людей и в переправе через реки… Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намазанными отравляющим веществом…
Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 1 (I-VI вв.)/ Сост. Л. А. Гиндин и др. — М., 1994. — С. 369-371.
Памятка по работе с историческим источником
- Прочитайте заглавие (если оно есть).
- Назовите вид исторического источника. При каких обстоятельствах он был создан? Каковы цели создания?
- Прочитайте имя автора документа, если оно имеется. Узнайте или вспомните, известно ли вам что-либо о нем.
- Прочитайте текст. Объясните незнакомые понятия и термины.
- Прочитайте вопросы и найдите ответы в тексте исторического источника.
- Подтверждает ли этот документ то, что вам известно? Если есть противоречия с тем, что вы уже знаете, то в чем они?
Спасибо за технологические карты, очень помогают в работе