Усиление Московского княжества

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Политическое устройство Северо-Восточной Руси.

2) Борьба за великое княжение.

3) Правление Ивана Калиты.

4) Москва при Иване Калите.

5) Причины возвышения Москвы

Тип урока

Комбинированный

Ресурсы урока

Учебник, § 20. Карта «Русские земли в XIV-XV вв.». Контурные карты.

Фрагменты исторических источников, сочинений историков

Основные понятия и термины

Слободы. Калита

Основные даты

1276-1303 гг. — правление Даниила Александровича в Москве.

1303-1325 гг. — правление Юрия Даниловича.

1325-1340 гг. — правление Ивана Калиты в Москве.

1327 г. — восстание в Твери

Персоналии

Даниил Александрович. Юрий Данилович. Иван Калита. Хан Узбек

Домашнее задание

§ 20 учебника.

*Видеофильм «Иван Калита» из серии «Правители Руси».

*Задание 1 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

 

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Что мешало успешному экономическому и политическому развитию Руси в начале ХIV в.?

Какие задачи стояли перед правителями Руси?

Аргументировать выводы и суждения для приобретения опыта оценивания последствий социальных явлений и процессов.

Формулировать познавательную задачу урока

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Что входило в обязанности баскаков? Какие повинности несли перед Золотой Ордой русские князья? Какой из русских князей считался главным?

Расскажите, каково было политическое устройство Северо-Восточной Руси в первой половине ХIV в.

Актуализировать знания по истории Руси

Беседа.

Рассказ

Содержательно-операционный

Прочитайте п. 2 параграфа. Какова была главная цель московских князей?

Как географическое положение влияло на экономическое развитие Москвы и Твери? Имел ли какой-то из городов более выгодное положение, например, для торговли с Ордой (см. карту)?

Прочитайте фрагмент летописи о восстании в Твери 1327 г. (см. дополнительный материал).

Определите причины восстания тверичей против ордынцев. Проследите за развитием восстания в Твери. Что послужило поводом к мятежу? Какова была позиция князя? Почему собралось вече? Как изменялся характер выступления горожан? По каким деталям можно предположить, что автор сообщения был непосредственным свидетелем событий?

На основе п. 3 параграфа уточните, как во время восстания в Твери повёл себя Иван Калита. Дайте оценку его поведению.

Какое влияние оказало восстание в Твери на дальнейшее развитие русско-ордынских отношений? на возвышение Москвы? Приведите примеры, какие меры принимал Иван Калита для укрепления своей власти (используйте фрагмент книги историков И. Б. Грекова и Ф. Ф. Шахмагонова в учебнике). Докажите свой вывод цитатами из отрывка

Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного вида.

Использовать приёмы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.).

Формулировать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой теме

Работа с текстами учебника, исторического источника

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Покажите на карте/контурной карте территории, входившие в состав Московского княжества к началу ХIV в., а затем к концу правления Ивана Калиты.

Почему личность Ивана Калиты часто вызывает негативные оценки? Справедливы ли, на ваш взгляд, такие оценки? Мог ли Иван Калита действовать по-другому?

Каковы причины возвышения в Северо-Восточной Руси Московского княжества?

Определять по карте расширение территории княжества, соседние государства и народы.

Раскрывать историческую обусловленность и мотивацию поступков людей предшествующих эпох в соответствии с возрастными возможностями. Высказывать собственное отношение к оценкам деятельности правителя.

Определять причины исторического события, процесса

Работа с картой.

Беседа

Дополнительный материал

ЛЕТОПИСЬ О ВОССТАНИИ В ТВЕРИ ПРОТИВ ОРДЫНЦЕВ В 1327 г.

В год 6834 (1326). <…> В том же году Алекcандру Михайловичу (тверскому князю. — О. Ж.) было дано княжение, и он пришёл из Орды и сел на великокняжеский престол. Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов… сказали они [монголы] своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними». Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный диаволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе». И царь велел ему так сотворить.

Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошёл на Русь и пришёл в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени.

И случилось так, что 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некий диакон — тверянин, — прозвище ему Дудко, — повёл кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой к Волге. Ордынцы же, увидев её, отняли. Диакон же очень огорчился и стал вопить: «Люди тверские, не выдавайте!»

И началась между ними драка. Ордынцы же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. Те взяли лучших жеребцов и быстро бежали в Москву, а оттуда в Орду, и там возвестили о кончине Шевкала. <…> Убит же был Шевкал в 6835 (1327) году. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю — пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушёл во Псков с княгиней и детьми своими и остался в Пскове.

Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV века / Пер. Я. С. Лурье. — М., 1981. — С. 62-65.


Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

Автор

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Человек в Российском государстве второй половины XV в

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *