Литовское государство и Русь

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Образование нового государства в Восточной Европе.

2) Устройство Литовско-Русского государства.

3) Значение присоединения русских земель к Литве.

4) Начало образования русской, белорусской и украинской народностей.

5) Союз Литвы и Польши

Тип урока

Комбинированный

Ресурсы урока

Учебник, § 19. Карта «Великое княжество Литовское в XIII — первой половине XV в.»

Основные понятия и термины

Великорусская народность. Великое княжество Литовское. Диалект. Уния. Католичество

Основные даты

1316-1341 гг. — правление князя Гедимина.

1385 г. — уния Литвы с Польшей.

1410 г. — Грюнвальдская битва

Персоналии

Миндовг. Гедимин. Ольгерд. Ягайло. Витовт

Домашнее задание

§ 19 учебника. Задание 1 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

 

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Общий язык, особенности хозяйственной жизни, культуры и быта, а также общая борьба с завоевателями объединяли население Северо-Восточной Руси в единую великорусскую народность. А какова судьба земель, не попавших под иго Золотой Орды?

Актуализировать знания из курса всеобщей истории.

Аргументировать выводы и суждения для приобретения опыта историко-культурного подхода к оценке социальных явлений

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Какие русские княжества не попали под власть Золотой Орды (см. карту)?

Расскажите, как владычество Орды отразилось на экономическом и политическом развитии Руси.

Расскажите о борьбе русского народа против ордынского владычества.

Составьте краткий рассказ по готовому синквейну «Ордынское иго» (см. дополнительный материал к предыдущему уроку)

Определять по карте исторические объекты.

Составлять рассказ с использованием различных источников (отрывки документов, иллюстрации, текст учебника и дополнительной литературы).

Выражать и описывать свои чувства при обсуждении исторического явления, события

Беседа

Содержательно-операционный

Определите территорию Литовского княжества в XIII в. и русские земли, вошедшие в состав Великого княжества Литовского в XIII — начале XV в. Какие государства были соседями Великого княжества Литовского?

Прочитайте п. 1 параграфа. Укажите причины роста территории Литовского княжества. Какие вопросы (задания) из предложенных потребуют работы с картой? Какой картой вы воспользуетесь?

Какой была религиозная политика литовских князей в XIII-XIV вв.? Почему и как началось формирование русской, украинской и белорусской народностей?

Как изменилась политика в Великом княжестве Литовском после союза (см. дополнительный материал, Акт Кревской унии 14 августа 1385 г.) с Польшей? Почему Литовское государство приняло католичество?

Определять причины и последствия исторического события, процесса.

Определять по карте расширение территории княжества, соседние государства и народы.

Показывать исторические процессы в развитии, выявлять причины изменений, в том числе с опорой на исторические документы (унию)

Работа с текстом, картой.

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Сравните государственные порядки, существовавшие в XIV в. в Великом княжестве Литовском и на Руси, используя памятку для сравнения (см. дополнительный материал).

В чём состояло историческое значение вхождения части русских земель в состав Великого княжества Литовского?

Сравнивать исторические объекты (с опорой на памятку).

Определять историческое значение события

Работа с памятками, алгоритмами.

Беседа

Дополнительный материал

Значение присоединения части русских земель к Литовскому государству

  1. Эти земли не подвергались губительным набегам, ограблению, как остальная Русь.
  2. Совместными русско-литовскими усилиями сдерживался натиск как с запада, так и с востока.
  3. Древнерусская культура оказала влияние на развитие культуры литовской.
  4. Русский язык был государственным.
  5. Большим авторитетом пользовалась православная церковь.

АКТ КРЕВСКОЙ УНИИ 14 АВГУСТА 1385 г.

Мы, Ягайло, божьей милостью великий князь литовский, Руси господин и наследник урождённый… со всеми своими братьями, ещё не крещёнными, также с родственниками, со шляхтой, дворянами большими и меньшими, в землях его живущими, хочет, желает и жаждет принять веру католическую святой Римской церкви. <…>

Для подтверждения и силы этого, обещает великий князь Ягайло собрать и отдать свои деньги для покрытия расходов, которые понесут как Литва, так и Польша, если только королева венгерская дочь свою, Ядвигу, королеву польскую, браком супружеским с ним соединит. <…> Этот самый князь Ягайло обещает и ручается собственными затратами и стараниями вернуть Королевству Польскому все земли, кем-либо оторванные от него и отнятые. Этот же князь Ягайло обещает вернуть первоначальную свободу всем христианам, особенно людям обоего пола из земли польской, по праву войны захваченным и переселённым, и таким образом, что каждый или каждая смогут отправиться куда захотят. Наконец, этот же великий князь Ягайло обещает земли свои литовские и русские на вечные времена к короне Королевства Польского присоединить.

Мы… соглашаемся и заявляем это так названной госпоже королеве… и это во всём подтверждаем.


Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

Автор

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Человек в Российском государстве второй половины XV в

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *