Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах
Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС
Основные вопросы изучения материала |
1) Правление Ярославичей. 2) Княжеские усобицы. 3) Любечский съезд князей. 4) Киевское восстание 1113 г. 5) Правление Владимира Мономаха в Киеве |
Тип урока |
Комбинированный |
Ресурсы урока |
Учебник, § 8. Карта «Русь в X — начале XII в.» |
Основные понятия и термины |
Княжеские усобицы. Устав. Ссуды. Ростовщичество. Закупы. Рядовичи. Холопы |
Основные даты |
1072 г. — создание Правды Ярославичей. 1097 г. — съезд князей в Любече. 1113-1125 гг. — правление в Киеве Владимира Мономаха |
Персоналии |
Владимир Мономах |
Домашнее задание |
§ 8 учебника. Задание 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». *Задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». *Мини-проекты к уроку 13: подготовьте презентацию об одном из исторических деятелей — Алипий (Алимпий) и Феодосий Печерские, Авраамий Смоленский, Евфросинья Полоцкая, митрополит Иларион и др. |
Модули урока |
Учебные задачи для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой |
Что могло мешать, а что помогать укреплению и успешному развитию Русского государства? |
Формулировать познавательную задачу по теме урока |
Беседа |
Ориентационный (актуализации/повторения) |
Найдите на карте земли, вошедшие в состав Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Сделайте выводы. Какое значение вы вкладываете в понятие «мудрый правитель»? Рассмотрите карту Руси начала XII в. Какие русские земли особенно сильно страдали от набегов кочевников? Найдите на карте Киевскую, Черниговскую, Переяславскую, Тмутараканскую земли; территорию, занятую половецкими племенами. Почему борьба с набегами половцев стала важнейшей задачей русских князей? |
Использовать карту как источник информации. Давать характеристику деятельности правителей |
Работа с картой, документом. Беседа |
Содержательно-операционный |
Прочитайте п. 3 параграфа. Как изменялось управление государством в соответствии с принципом «каждый да держит отчину свою»? Дополните схему управления Древнерусским государством. Прочитайте фрагмент Устава Владимира Мономаха (см. рубрику «Изучаем документ»). Объясните понятия: холопство, ссуда, ростовщичество. Какие меры принял Владимир Мономах? Какое значение имел Устав? |
Составлять схему. Объяснять смысл используемых в тексте терминов. Давать характеристику отдельным направлениям деятельности правителя, оценивать итоги. Раскрывать историческое значение документа |
Работа с документом, со схемой |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) |
Прочитайте фрагмент «Поучения Владимира Мономаха своим детям» (см. дополнительный материал). Как дополнилось ваше представление об образе Владимира Мономаха после знакомства с текстом «Поучения…»? Почему Владимир Мономах имел на Руси авторитет и его поддерживал весь народ? Составьте собственные задания по теме урока |
Раскрывать личностные качества исторического деятеля. Оценивать итоги, раскрывать значение деятельности правителя. Формулировать вопросы по теме урока |
Характеристика государственного деятеля, личности |
Дополнительный материал
ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА СВОИМ ДЕТЯМ (фрагмент)
Послушайте меня; если не всё примете, то хоть половину…
Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придётся крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце своё, на чём можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите и с любовью принимайте от них благословение… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своём не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь и пьянства… Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите… Если будете забывать это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь… Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. <…>
Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днём, в жару и в стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов и о соколах и о ястребах заботился.
Также и бедного смерда, и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал. <…>
Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам бог пошлёт.
Памятники литературы Древней Руси: XI — начало XII века. — М., 1978. — С. 459