Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Правление Ярославичей.

2) Княжеские усобицы.

3) Любечский съезд князей.

4) Киевское восстание 1113 г.

5) Правление Владимира Мономаха в Киеве

Тип урока

Комбинированный

Ресурсы урока

Учебник, § 8. Карта «Русь в X — начале XII в.»

Основные понятия и термины

Княжеские усобицы. Устав. Ссуды. Ростовщичество. Закупы. Рядовичи. Холопы

Основные даты

1072 г. — создание Правды Ярославичей.

1097 г. — съезд князей в Любече.

1113-1125 гг. — правление в Киеве Владимира Мономаха

Персоналии

Владимир Мономах

Домашнее задание

§ 8 учебника. Задание 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

*Задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

*Мини-проекты к уроку 13: подготовьте презентацию об одном из исторических деятелей — Алипий (Алимпий) и Феодосий Печерские, Авраамий Смоленский, Евфросинья Полоцкая, митрополит Иларион и др.

 

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Что могло мешать, а что помогать укреплению и успешному развитию Русского государства?

Формулировать познавательную задачу по теме урока

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Найдите на карте земли, вошедшие в состав Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Сделайте выводы.

Какое значение вы вкладываете в понятие «мудрый правитель»? Рассмотрите карту Руси начала XII в. Какие русские земли особенно сильно страдали от набегов кочевников?

Найдите на карте Киевскую, Черниговскую, Переяславскую, Тмутараканскую земли; территорию, занятую половецкими племенами. Почему борьба с набегами половцев стала важнейшей задачей русских князей?

Использовать карту как источник информации.

Давать характеристику деятельности правителей

Работа с картой, документом.

Беседа

Содержательно-операционный

Прочитайте п. 3 параграфа. Как изменялось управление государством в соответствии с принципом «каждый да держит отчину свою»? Дополните схему управления Древнерусским государством.

Прочитайте фрагмент Устава Владимира Мономаха (см. рубрику «Изучаем документ»). Объясните понятия: холопство, ссуда, ростовщичество. Какие меры принял Владимир Мономах? Какое значение имел Устав?

Составлять схему.

Объяснять смысл используемых в тексте терминов. Давать характеристику отдельным направлениям деятельности правителя, оценивать итоги.

Раскрывать историческое значение документа

Работа с документом, со схемой

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Прочитайте фрагмент «Поучения Владимира Мономаха своим детям» (см. дополнительный материал). Как дополнилось ваше представление об образе Владимира Мономаха после знакомства с текстом «Поучения…»?

Почему Владимир Мономах имел на Руси авторитет и его поддерживал весь народ?

Составьте собственные задания по теме урока

Раскрывать личностные качества исторического деятеля.

Оценивать итоги, раскрывать значение деятельности правителя.

Формулировать вопросы по теме урока

Характеристика государственного деятеля, личности

Дополнительный материал

ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА СВОИМ ДЕТЯМ (фрагмент)

Послушайте меня; если не всё примете, то хоть половину…

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придётся крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце своё, на чём можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите и с любовью принимайте от них благословение… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своём не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь и пьянства… Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите… Если будете забывать это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь… Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. <…>

Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днём, в жару и в стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов и о соколах и о ястребах заботился.

Также и бедного смерда, и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал. <…>

Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам бог пошлёт.

Памятники литературы Древней Руси: XI — начало XII века. — М., 1978. — С. 459


Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

Автор

Автор блога «Учитель в небольшом городе»

Смотрите также

Человек в Российском государстве второй половины XV в

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *