Общественный строй и церковная организация на Руси
Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС
Основные вопросы изучения материала |
1) Формирование древнерусской народности. 2) Основные слои населения Древней Руси. 3) Земельные отношения. 4) Церковная организация. Храмы и богослужение. 5) Монастыри. 6) Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые |
Тип урока |
Комбинированный |
Ресурсы урока |
Учебник, § 10. Схемы. «Преподобная Евфросинья Полоцкая» (фильм проекта «Эпоха», Беларусь) — видео |
Основные понятия и термины |
Вотчина. Бояре. Закупы. Рядовичи. Смерды. Древнерусская народность. Ценности. Благочестие. Мораль. Епископ. Митрополит. Монастырь. Игумен. Миссионеры |
Основные даты |
|
Персоналии |
Алипий (Алимпий) Печерский, Антоний и Феодосий Печерские, Авраамий Смоленский, Евфросинья Полоцкая, Иларион и др. |
Домашнее задание |
§ 10 учебника. *Задание 1 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» |
Модули урока |
Учебные задачи для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой |
Вспомните, из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века. О каких группах населения Руси X-XI вв. вы уже знаете? Как принятие христианства на Руси изменило состав населения? Какие появились новые социальные группы? По ходу урока и при выполнении домашнего задания выделите из предложенных заданий те, которые вы смогли выполнить сразу. Отметьте задания, которые оказались для вас трудными. Какая помощь вам понадобилась? |
Применять полученные знания. Определять последствия исторического события. Оценивать результаты своей учебной деятельности |
Беседа |
Ориентационный (актуализации/повторения) |
Какую роль играла церковь в жизни людей в Средние века? Почему? За счёт каких доходов существовала церковь на Руси в X-XI вв.? |
Раскрывать роль церкви в средневековых государствах |
Беседа |
Содержательно-операционный |
Прочитайте п. 2 и 3 параграфа. Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю? При ответе используйте фразы и понятия «переход земли в частные руки», «княжеские владения», «вотчина». Нарисуйте схему «Церковная организация на Руси». Рассмотрите схему «Социальная структура и основные категории населения Руси» (см. дополнительный материал). Определите основные категории (группы) населения, их социальное положение. Работу можно организовать в малых группах (рассказ о привилегированных, полузависимых, зависимых категориях населения Руси) |
Выделять главное из текста учебника. Объяснять и применять новые термины и понятия. Описывать с опорой на схему социальную структуру русского общества. Определять характерные признаки категорий населения. Раскрывать роль православной церкви в укреплении Древнерусского государства. Организовывать сотрудничество в малой группе |
Работа с текстом, схемой. Работа в группе. Беседа |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) |
Докажите, что у землевладельцев (князей, бояр) и у простых земледельцев имелись как общие, так и различные интересы. Какую роль в жизни Руси играли монастыри? Презентация мини-проектов: Алипий (Алимпий) Печерский (иконописец), Антоний и Феодосий Печерские, Авраамий Смоленский, Евфросинья Полоцкая, митрополит Иларион и др. |
Давать характеристику деятельности исторических персонажей, оценивать итоги. Определять нравственные и культурные ценности людей прошлого и выражать отношение к ним |
|
Дополнительный материал
СХЕМА «СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ РУСИ»