Общественный строй и церковная организация на Руси

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Формирование древнерусской народности.

2) Основные слои населения Древней Руси.

3) Земельные отношения.

4) Церковная организация. Храмы и богослужение.

5) Монастыри.

6) Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые

Тип урока

Комбинированный

Ресурсы урока

Учебник, § 10. Схемы.

«Преподобная Евфросинья Полоцкая» (фильм проекта «Эпоха», Беларусь) — видео

Основные понятия и термины

Вотчина. Бояре. Закупы. Рядовичи. Смерды. Древнерусская народность. Ценности. Благочестие. Мораль. Епископ. Митрополит. Монастырь. Игумен. Миссионеры

Основные даты

 

Персоналии

Алипий (Алимпий) Печерский, Антоний и Феодосий Печерские, Авраамий Смоленский, Евфросинья Полоцкая, Иларион и др.

Домашнее задание

§ 10 учебника.

*Задание 1 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

 

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Вспомните, из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века.

О каких группах населения Руси X-XI вв. вы уже знаете? Как принятие христианства на Руси изменило состав населения? Какие появились новые социальные группы?

По ходу урока и при выполнении домашнего задания выделите из предложенных заданий те, которые вы смогли выполнить сразу.

Отметьте задания, которые оказались для вас трудными. Какая помощь вам понадобилась?

Применять полученные знания.

Определять последствия исторического события.

Оценивать результаты своей учебной деятельности

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Какую роль играла церковь в жизни людей в Средние века? Почему?

За счёт каких доходов существовала церковь на Руси в X-XI вв.?

Раскрывать роль церкви в средневековых государствах

Беседа

Содержательно-операционный

Прочитайте п. 2 и 3 параграфа. Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю? При ответе используйте фразы и понятия «переход земли в частные руки», «княжеские владения», «вотчина».

Нарисуйте схему «Церковная организация на Руси».

Рассмотрите схему «Социальная структура и основные категории населения Руси» (см. дополнительный материал). Определите основные категории (группы) населения, их социальное положение. Работу можно организовать в малых группах (рассказ о привилегированных, полузависимых, зависимых категориях населения Руси)

Выделять главное из текста учебника.

Объяснять и применять новые термины и понятия.

Описывать с опорой на схему социальную структуру русского общества.

Определять характерные признаки категорий населения.

Раскрывать роль православной церкви в укреплении Древнерусского государства.

Организовывать сотрудничество в малой группе

Работа с текстом, схемой.

Работа в группе.

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Докажите, что у землевладельцев (князей, бояр) и у простых земледельцев имелись как общие, так и различные интересы.

Какую роль в жизни Руси играли монастыри?

Презентация мини-проектов:

Алипий (Алимпий) Печерский (иконописец), Антоний и Феодосий Печерские, Авраамий Смоленский, Евфросинья Полоцкая, митрополит Иларион и др.

Давать характеристику деятельности исторических персонажей, оценивать итоги.

Определять нравственные и культурные ценности людей прошлого и выражать отношение к ним

 

Дополнительный материал

СХЕМА «СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ РУСИ»

Схема Социальная структура и основные категории населения Руси


Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

Автор

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Человек в Российском государстве второй половины XV в

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *