Северо-Западная Русь между Востоком и Западом
Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС
Основные вопросы изучения материала |
1) Походы шведов. 2) Походы крестоносцев. 3) Князь Александр Ярославич. 4) Невская битва. 5) Ледовое побоище |
Тип урока |
Комбинированный |
Ресурсы урока |
Учебник, § 17. Карта «Русь в XII-XIII вв.». Видеофильм об Александре Невском (серия «Правители Руси»). К. Симонов. «Ледовое побоище» (поэма) |
Основные понятия и термины |
Крестовые походы. Орден меченосцев. Ливонский орден. Рыцари. Экспансия. Ополчение |
Основные даты |
15 июля 1240 г. — Невская битва. 5 апреля 1242 г. — Ледовое побоище на Чудском озере |
Персоналии |
Ярослав Всеволодович. Александр Невский. Биргер |
Домашнее задание |
§ 17 учебника. Продолжите синхронистическую таблицу «История в лицах: современники». Кто из известных исторических деятелей был современником князя Александра? |
Модули урока |
Учебные задачи для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой |
100 вёрст не дошли монголы до Новгорода… Но появился новый враг. Почему крестоносцы выбрали именно это время — середину XIII в. — для нападения на Северо-Запад Руси? Чем грозило Руси завоевание её земель крестоносцами? |
Формулировать познавательную задачу урока |
Беседа |
Ориентационный (актуализации/повторения) |
Что такое Крестовые походы? Кто и когда объявил их? Кто в них участвовал? Каковы были цели участников Крестовых походов? Как вели себя крестоносцы в Палестине, Византийской империи? Какие земли ещё должны были быть покорены, чтобы «замкнуть» католическое кольцо в Европе? |
Актуализировать знания из курса всеобщей истории. Аргументировать выводы и суждения для приобретения опыта цивилизационного подхода к оценке событий |
Беседа |
Содержательно-операционный |
Прочитайте пп. 1 и 2. Можно ли считать вторжение в Прибалтику Крестовыми походами? Какие цели преследовали немецкие и шведские рыцари в отношении Руси? На основе рассказа учителя, видеофильма, сведений «Повести о житии Александра Невского» (см. рубрику «Изучаем документ») приведите примеры, доказывающие полководческий талант Александра Невского, раскройте историческое значение побед русских воинов над немецкими и шведскими рыцарями. Почему Александр Невский был причислен церковью к лику святых ещё в Средневековье? |
Находить информацию в тексте. Устанавливать причины события, явления. Раскрывать историческое значение события. Давать характеристику деятельности полководца. Формулировать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой теме |
Работа с текстом. Беседа |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) |
Имя Александр в переводе с греческого означает «защитник людей». Какой образ князя Александра Невского сложился у вас? Какие качества привлекают вас в этом человеке? Князь новгородский, великий князь киевский, великий князь владимирский… Но в истории этот легендарный князь получил от потомков прозвище «Невский». А какие ещё прозвища мог, на ваш взгляд, заслуженно получить этот князь? Обоснуйте свой выбор. Напишите синквейн «Александр Невский». Выберите из ваших произведений самое точное и яркое. По итогам Всероссийского конкурса «Имя России» Александр Невский был выбран подавляющим числом россиян. Как вы считаете, почему князь стал одним из самых почитаемых деятелей российской истории? |
Характеризовать историческую личность. Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания. Высказывать собственное отношение к результатам деятельности правителя. Оценивать итоги выполнения творческого задания одноклассниками |
Беседа. Творческие задания |
Дополнительный материал
В XVI в. Александр Невский был причислен к лику святых.
В XVIII в. стал небесным покровителем Санкт-Петербурга (после апостолов Петра и Павла). Мощи князя в 1724 г. по приказу Петра I были перенесены в Александро-Невскую лавру. В 1790 г. прах перенесли в Свято-Троицкий собор лавры.
При Екатерине I был учреждён орден Святого Александра Невского. Девиз ордена: «За труды и Отечество».
В 1922 г. мощи князя, заключённые в многопудовый серебряный саркофаг, были изъяты из собора. Саркофаг ныне хранится в Эрмитаже, а прах князя в 1930-е гг. оказался в Казанском соборе (музее истории религии и атеизма).
В 1942 г., когда советский народ на берегах Волги сдерживал натиск фашистских войск, был учреждён полководческий орден Александра Невского. В статуте его записано: «За выбор удачного момента для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и нанесение ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск».
В 1989 г. митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий принял возвращённый православной церкви опечатанный кипарисовый ларец с мощами Александра Невского. Он вновь возвращён в лавру, в Свято-Троицкий собор.
В 2008 г. в национальном проекте «Имя Россия» имя Александра Невского заняло первое место.
Дидактический синквейн
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвёртая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово — резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Пример синквейна «Александр Невский»
Князь
Храбрый, надёжный.
Воевал, защищал, договаривался…
Не проиграл ни одной битвы:
Полководец!