Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Походы шведов.

2) Походы крестоносцев.

3) Князь Александр Ярославич.

4) Невская битва.

5) Ледовое побоище

Тип урока

Комбинированный

Ресурсы урока

Учебник, § 17. Карта «Русь в XII-XIII вв.».

Видеофильм об Александре Невском (серия «Правители Руси»).

К. Симонов. «Ледовое побоище» (поэма)

Основные понятия и термины

Крестовые походы. Орден меченосцев. Ливонский орден. Рыцари. Экспансия. Ополчение

Основные даты

15 июля 1240 г. — Невская битва.

5 апреля 1242 г. — Ледовое побоище на Чудском озере

Персоналии

Ярослав Всеволодович. Александр Невский. Биргер

Домашнее задание

§ 17 учебника. Продолжите синхронистическую таблицу «История в лицах: современники». Кто из известных исторических деятелей был современником князя Александра?

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

100 вёрст не дошли монголы до Новгорода…

Но появился новый враг. Почему крестоносцы выбрали именно это время — середину XIII в. — для нападения на Северо-Запад Руси? Чем грозило Руси завоевание её земель крестоносцами?

Формулировать познавательную задачу урока

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Что такое Крестовые походы? Кто и когда объявил их? Кто в них участвовал? Каковы были цели участников Крестовых походов? Как вели себя крестоносцы в Палестине, Византийской империи? Какие земли ещё должны были быть покорены, чтобы «замкнуть» католическое кольцо в Европе?

Актуализировать знания из курса всеобщей истории.

Аргументировать выводы и суждения для приобретения опыта цивилизационного подхода к оценке событий

Беседа

Содержательно-операционный

Прочитайте пп. 1 и 2. Можно ли считать вторжение в Прибалтику Крестовыми походами? Какие цели преследовали немецкие и шведские рыцари в отношении Руси?

На основе рассказа учителя, видеофильма, сведений «Повести о житии Александра Невского» (см. рубрику «Изучаем документ») приведите примеры, доказывающие полководческий талант Александра Невского, раскройте историческое значение побед русских воинов над немецкими и шведскими рыцарями.

Почему Александр Невский был причислен церковью к лику святых ещё в Средневековье?

Находить информацию в тексте.

Устанавливать причины события, явления.

Раскрывать историческое значение события.

Давать характеристику деятельности полководца.

Формулировать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой теме

Работа с текстом.

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Имя Александр в переводе с греческого означает «защитник людей». Какой образ князя Александра Невского сложился у вас? Какие качества привлекают вас в этом человеке?

Князь новгородский, великий князь киевский, великий князь владимирский… Но в истории этот легендарный князь получил от потомков прозвище «Невский». А какие ещё прозвища мог, на ваш взгляд, заслуженно получить этот князь? Обоснуйте свой выбор.

Напишите синквейн «Александр Невский». Выберите из ваших произведений самое точное и яркое.

По итогам Всероссийского конкурса «Имя России» Александр Невский был выбран подавляющим числом россиян. Как вы считаете, почему князь стал одним из самых почитаемых деятелей российской истории?

Характеризовать историческую личность.

Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания.

Высказывать собственное отношение к результатам деятельности правителя.

Оценивать итоги выполнения творческого задания одноклассниками

Беседа.

Творческие задания

Дополнительный материал

В XVI в. Александр Невский был причислен к лику святых.

В XVIII в. стал небесным покровителем Санкт-Петербурга (после апостолов Петра и Павла). Мощи князя в 1724 г. по приказу Петра I были перенесены в Александро-Невскую лавру. В 1790 г. прах перенесли в Свято-Троицкий собор лавры.

При Екатерине I был учреждён орден Святого Александра Невского. Девиз ордена: «За труды и Отечество».

В 1922 г. мощи князя, заключённые в многопудовый серебряный саркофаг, были изъяты из собора. Саркофаг ныне хранится в Эрмитаже, а прах князя в 1930-е гг. оказался в Казанском соборе (музее истории религии и атеизма).

В 1942 г., когда советский народ на берегах Волги сдерживал натиск фашистских войск, был учреждён полководческий орден Александра Невского. В статуте его записано: «За выбор удачного момента для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и нанесение ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск».

В 1989 г. митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий принял возвращённый православной церкви опечатанный кипарисовый ларец с мощами Александра Невского. Он вновь возвращён в лавру, в Свято-Троицкий собор.

В 2008 г. в национальном проекте «Имя Россия» имя Александра Невского заняло первое место.

Дидактический синквейн

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвёртая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово — резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Пример синквейна «Александр Невский»

Князь

Храбрый, надёжный.

Воевал, защищал, договаривался…

Не проиграл ни одной битвы:

Полководец!

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.