Новгородская республика
Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС
Основные вопросы изучения материала |
1) Территория Новгородской земли. 2) Занятия новгородцев. 3) Основные категории населения Новгорода. 4) Политические особенности Новгородской земли. 5) Культура Новгородской земли |
Тип урока |
Комбинированный |
Ресурсы урока |
Учебник, § 14 |
Основные понятия и термины |
Республика. Артель. Новгородское вече. Посадский. Тысяцкий. Владыка. Концы |
Основные даты |
Начало XII в. — республиканская форма правления в Новгороде |
Персоналии |
Всеволод Мстиславич |
Домашнее задание |
§ 16 учебника. Мини-проекты: задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». *Подготовить сообщение о берестяных грамотах, найденных на территории Руси |
Модули урока |
Учебные задачи для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой |
Какие формы устройства государства вы знаете? Каковы особенности республиканской формы государственного устройства? Могли ли возникнуть республики на Руси? |
Определять характерные черты формы правления |
Беседа |
Ориентационный (актуализации/повторения) |
Какое государство первым в мире называлось республикой? В каком году оно возникло? Какие республики существовали в Западной Европе в Средние века? Как назывались объединения купцов в западноевропейских средневековых городах? |
Использовать знания из истории Средних веков |
Беседа |
Содержательно-операционный |
Опишите местоположение Новгородской земли. Сравните природно-географические условия Новгородской и Владимиро-Суздальской земель. Какие торговые пути проходили по Новгородской земле? Перечислите народы, жившие на её территории. Какие занятия здесь развивались в соответствии с природно-климатическими условиями? Какие из предложенных вопросов (заданий) потребуют работы с картой? Какой картой вы воспользуетесь? Прочитайте отрывок из Новгородской летописи о восстании в Новгороде (см. рубрику «Изучаем документ»). Раскройте отношение летописца к князю с помощью цитат из документа. В чём новгородцы обвиняли князя Всеволода? На основе документа сделайте выводы о взаимоотношениях между князьями и новгородцами, между разными группировками среди самих новгородцев |
Описывать по карте геополитическое положение земель, называть народы и их занятия в соответствии с природно-климатическим фактором. Извлекать из источника дополнительную информацию и объяснять, оценивать действия людей |
Работа с картой, текстом источника |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) |
Расскажите, каковы были особенности системы управления во Владимиро-Суздальском княжестве. Каким образом князья Северо-Восточной Руси укрепляли свою власть? Можно ли назвать форму правления в Новгороде республикой (см. дополнительный материал, схему «Управление в Новгородской республике»)? Какова была роль в управлении различных слоёв населения? Чьи интересы выражала вечевая демократия в Новгороде прежде всего? Что было общего и что отличало Новгород от городов-республик, существовавших в Европе в Средние века? Сравните новгородское управление и самоуправление средневековых городов Западной Европы с опорой на памятку (см. дополнительный материал) |
Определять существенные черты исторического объекта. Сравнивать исторические объекты. Использовать памятку (алгоритм) при выполнении учебной задачи |
Рассказ. Работа с памяткой (алгоритмом). Беседа |
Дополнительный материал
Памятка для сравнения
- Установите цели сравнения.
- Определите критерии (основы) сравнения.
- Выявите сходство и различия сравниваемых объектов.
- Обобщите полученные результаты (можно в форме таблицы).
- Сделайте выводы, ориентируясь на выдвигаемые цели сравнения.
Управление в Новгородской республике (схема)
Спасибо! Очень хорошая разработка!