В гаванях афинского порта Пирей

Урок истории в 5 классе

Цели: контроль качества знаний учащихся по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»; показать роль Афин в истории Древней Греции, углубить знания учащихся об античной демократии; продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.», картина «Афинская гавань Пирей».

Информация для учителя

Поскольку объем материала по истории Древней Греции достаточно большой, целесообразно провести проверку того, как дети усваивают материал. Поэтому в первой половине этого урока проводится проверка качества знаний учащихся по ранее изученному материалу истории Древней Греции. Для экономии времени можно попросить учащихся выполнить тестовые задания. Вторая половина урока — изучение новой темы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Нашествие персидских войск на Элладу»

1. Выполнение тестового задания.

III. Переход к изучению новой темы

После победы при Саламине и Платеях жители Афин отстроили заново свой город, сожженный Ксерксом. Постепенно от персов были освобождены захваченные ими греческие города. Для борьбы с персами Афины создали военный союз греческих государств, который называли Афинским морским союзом. Именно этот союз смог окончательно разбить войска персов. По договору между противоборствующими сторонами персам и их военным кораблям было запрещено плавать в Эгейском море. Во многих освобожденных полисах была установлена власть демоса — демократия. Наибольшего расцвета она достигла в Афинах.

— Выясним, как жили жители афинского порта Пирей.

IV. Изучение новой темы

План

1) В военных и торговой гаванях.

2) Продажа рабов.

На доске: тема урока, новые слова: Пирей, верфи, Совет пятисот.

1. Рассказ учителя.

Главным портом Афинского государства в V в. до н. э. стал Пирей, расположенный в 5-6 км от Афин. Афиняне тщательно его укрепили. В Пирее находились две военные и одна торговая гавани. В военных гаванях находилось около 400 триер, служили на них только граждане. Кроме граждан, в Афинах были переселенцы и рабы. За порядком в военных гаванях следил Совет пятисот. Бурная жизнь кипела в торговой гавани этого порта.

2. Работа по картине и иллюстрации в учебнике «Афинская гавань Пирей» (с. 167 Вигасина или с. 11 Михайловского).

а) Внимательно рассмотрите картину.

б) Ответьте на вопрос:

— Чем торговали в этой гавани? (В глиняных сосудах могло быть оливковое масло, виноградное вино, в мешках — зерно, которое привозили из колоний, в плетеных корзинах — свежая рыба и, конечно, «живой товар» — рабы.)

3. Работа с историческим документом.

Аристотель. Политика, 1252в — 12546

1253а. Во всех ремеслах… нужны бывают соответствующие для них инструменты… и из этих инструментов одни являются неодушевленными, другие — одушевленными… раб же является в известной степени одушевленной частью собственности…

Ксенофонт. О доходах

Никий, сын Никерата, владел в рудниках тысячью рабами: он их отдавал внаем фракийцу Сесии под условием, чтобы тот платил ему за каждого раба ежегодно по одному оболу (мелкая монета) чистого дохода и потом сдал обратно то же самое число рабов.

Демосфен, I.III. Против Никострата

22. …Они предложили дать мне этих рабов для допроса под пыткой… Я ответил им при свидетелях, что готов пойти с ними в совет и допросить рабов…

Стела, столбец 1

… Кефисидора, метека в Пирее.

165 драхм — фракиянка, 144 драхмы — скиф

240 драхм — сириец, 72 драхмы — ребенок из Карий

161 драхма — иллириец, 60 драхм — лидиянка

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 144-146.

4. Вопросы к документам и беседа по ним.

— Где применялся труд рабов в Греции? (Во всех ремеслах, но самым тяжелым был труд рабов в серебряных рудниках.)

— Как обращались с рабами? (Рабы считались одушевленной частью собственности владельцев, «инструментом» в работе ремесленников. Их могли пытать на допросах, бить, продать, как скот.)

— Кто мог быть рабом в Древней Греции? (Это, как правило, были пленные иностранцы.)

V. Закрепление изученного материала

а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 39 (с. 28).

б) Ответьте на вопрос (текст задания зачитывает учитель). Знаменитые серебряные рудники Аттики, расположенные в Лаврийских горах, были громадным подземным городом, площадью около 150 кв. км. Входами в него служили 2000 шахт, уходящих в землю на глубину до 120 м. Ходы в рудниках были такими низкими, что один метр считался предельной высотой. А много было таких, по которым можно было продвигаться только ползком, лежа на боку. Тысячи заживо погребенных людей жили и работали в этом смрадном аду.

Стены каменных нор обдирают плечи и грудь. Маленькие глиняные светильники, расставленные в изредка выбитых в нишах, единственные светлые точки в кромешной тьме, мигают и захлебываются от недостатка кислорода.

Рабочего дня нет. Есть рабочие сутки. Только на несколько часов, выронив из ослабевших рук орудия — молот, клин или лопату, можно забыться тяжелым сном. Иногда в шахтах появляется вода. Черная и неподвижная, она кажется кровью, пролитой тысячами погибших людей. Ее вычерпывают глиняными сосудами, которые передаются из рук в руки.

— Каковы причины вооруженных выступлений рабов в Древней Греции?

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 36 Вигасина или § 31 Михайловского; подготовить рассказ от имени путешественника, посетившего древний порт Пирей; подготовить сообщение об Акрополе (1 ученик).

About ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Check Also

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *