Города Эллады подчиняются Македонии
Урок истории в 5 классе
Цели: подвести учащихся к пониманию причин подчинения городов Эллады Македонии; продолжить формирование умений составлять рассказ, делать несложные выводы, использовать исторические документы как источник знаний.
Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Афинская демократия при Перикле»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 36.
КАРТОЧКА № 36
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как управлялось Афинское государство при Перикле?»
Для этого вспомни:
— Кто мог участвовать в работе Народного собрания — главного органа власти в Афинах?
— Как часто собиралось Народное собрание, где?
— Какие вопросы решало Народное собрание?
— Как называлась такая форма правления государством?
Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося
В V в. до н. э. в Афинах власть принадлежала демосу. Популярным вождем афинского демоса длительное время был Перикл. Для решения государственных дел представители демоса (только граждане-мужчины, начиная с 20 лет) собирались 3-4 раза в месяц для участия в работе Народного собрания. Путем поднятия рук Собрание выбирало первого стратега (он ведал отношениями Афин с другими государствами, флотом и войском), объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной и решало, какую зарплату платить выборным лицам. Такая форма правления называлась демократией.
2. Дифференцированная работа учащихся по карточкам письменно на листочках (5-7 человек). Задания выбирает учитель.
а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 40 (с. 28), задание № 47, (с. 31-32).
б) Решение задач.
Задача 1. Знойное летнее утро… Земледельцы с надеждой смотрят на вершины гор: не покрылись ли они тучами? Но нет, уже много дней безоблачное небо, засуха выжигает поля, предвещает голод. «О ты, Тучегонитель! — молятся греки. — Полям нужен дождь, иссохшие комья земли кричат о жажде. Каждый из нас принес тебе подарки: один — барана, другой — козла, третий — кабана, а бедняки — по лепешке. Подай нам дождь!»
— Назовите имя бога, которому молились древнегреческие земледельцы. Почему древние египтяне не обращались с подобными молитвами к своим богам? (Речь идет о боге грома и молний Зевсе. Египтяне не почитали аналогичное божество, т. к. в Египте дожди очень редки (за исключением дельты Нила) и основную влагу, необходимую для посевов, давали разливы Нила, а не дожди.)
Задача 2. Плывут на корабле греческие мореходы… Вдруг поднимается сильный ветер, море, прежде спокойное, становится неузнаваемым. Маленький деревянный корабль бросает как щепку, ветер свалил мачту, водой смыло несколько гребцов. Корабль дал течь… Люди в ужасе: чем они прогневали грозного бога, пославшего эту бурю?!
— Какому богу молились древние греки о спасении корабля? Почему этот бог был одним из самых главных в их религии? (Бог моря Посейдон. Почитание бога было связано с развитием мореплавания.)
г) Работа по карточкам.
КАРТОЧКА 1
Афинский стратег Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот еще одним педагогом стало больше!»
— Что означали слова Перикла?
— Кого греки называли педагогами?
Ответ: Педагогами греки называли сопровождающего ребенка. Как правило, это были рабы, которые состарились или получили увечье, поэтому не могли выполнять какую-то другую более сложную работу.
КАРТОЧКА 2
В V в. до н. э. жили многие знаменитые греки. Вот имена некоторых из них:
Геродот __________
Фидий __________
Аристофан __________
Мирон __________
Анаксагор __________
— Кем были и чем занимались эти люди? __________
КАРТОЧКА 3
Современников так поражало мастерство греческих скульпторов, что они писали о статуях: «Она живая, она дышит, вот-вот заговорит».
— О чем свидетельствуют эти сравнения?
— Как можно определить, что эти статуи принадлежат мастерам Древней Греции а не Древнего Востока?
Ответ: Современники известных скульпторов считали, что статуи очень похожи на живых людей, в точности передавали их образы. Главное отличие скульптур, сделанных в Древнем Востоке: чаще всего голова и ноги изображались в профиль, а торс развернутым.
3. Работа с классом. Беседа по вопросам.
— Что свидетельствует о развитии демократии в нашем государстве сегодня? (Возможность говорить то, что ты думаешь, участвовать в выборах в Государственную думу, президента России.)
— А кто сегодня в нашем государстве может участвовать в выборах? (Это все взрослые люди, достигшие 18 лет.)
— Могут ли женщины участвовать в выборах? (Да, могут.)
— Могут ли они быть избраны в органы государственной власти? (Да, могут.)
4. Устный ответ ученика по карточке № 36 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).
III. Переход к изучению новой темы
Расцвет греческих городов-государств был недолгим. Еще при жизни Перикла в самой Греции начались войны между городами за право главенствовать в Элладе. Для греков настали страшные времена: лилась кровь, разрушались жилища, приходили в запустение оливковые рощи и виноградники… А между тем северный сосед Греции Македония в это время становится сильными мощным государством. Царь Македонии Филипп смогут покорить Грецию. Почему? Вот это мы и выясним сегодня на уроке.
— Каковы причины подчинения Эллады Македонии? IV. Изучение новой темы
План
1) Потеря Грецией независимости.
2) Приход к власти Александра Македонского.
На доске: тема урока.
1. Работа по карте (с. 194 Вигасина или с. 164 Михайловского).
— В какой части Балканского полуострова находится Македония? (На севере Балканского полуострова.)
2. Сообщение одного учащегося о вооружении македонской армии (в объеме учебника).
3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п. 2 § 41 Вигасина или п. 3 § 35 Михайловского.
Задание: выписать в тетрадь причины покорения Греции Македонией.
Ответы:
а) Греки воевали между собой, это ослабило страну.
б) Филипп создал сильную, мощную армию.
в) Умение Филиппа поссорить противников.
4. Рассказ учителя и работа по историческим документам.
Подчинив Грецию, Филипп не остановился на этом, он решил подготовить поход в Азию. Но осуществить ему самому этот замысел было не суждено, он трагически погиб. Его дело продолжил сын Александр. Каким человеком он был? Об этом писали его современники, прочитайте исторические документы.
Плутарх. Александр
IV … Еще в детские годы обнаружилась его воздержанность: будучи во всем остальном неистовым и безудержным, он был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно; честолюбие же Александра приводило к тому, что его образ мыслей был не по возрасту серьезным и возвышенным. Он любил не всякую славу и искал ее не где попало, как это делал Филипп, подобно софисту хваставшийся своим красноречием и увековечивший победы своих колесниц в Олимпии изображениями на монетах. Однажды, когда приближенные спросили Александра, отличавшегося быстротой ног, не пожелает ли он состязаться в беге на Олимпийских играх, он ответил: «Да, если моими соперниками будут цари!» Вообще Александр, по-видимому, не любил атлетов: он устраивал множество состязаний трагических поэтов, флейтистов, кифаредов и рапсодов, а также различные охотничьи соревнования и бои на палках, но не проявлял никакого интереса к кулачным боям или к панкратию и не назначал наград их участникам.
Когда в отсутствие Филиппа в Македонию прибыли послы персидского царя, Александр, не растерявшись, радушно их принял; он настолько покорил послов своей приветливостью и тем, что не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяженности дорог, о способах путешествия в глубь Персии, о самом царе — каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы силы и могущество персов, что они немало удивлялись и пришли к выводу, что прославленные способности Филиппа меркнут перед величием замыслов и стремлений этого мальчика.
VIII. Мне кажется, что и любовь к врачеванию Александру более, чем кто-либо другой, внушил Аристотель. Царь интересовался не только отвлеченной стороной этой науки, но, как можно заключить из его писем, приходил на помощь заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим.
Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 163-164, 165.
Полученную информацию учитель может дополнить дополнительным материалом.
IV. Закрепление изученного материала
С каждым годом росли усадьбы и мастерские рабовладельцев в Греции. Все больше скапливалось у богатых эллинов «говорящего скота». Пришел час, когда рабы превратились в страшную разрушительную силу.
— Почему рабы стали опасны для рабовладельцев? (Они могли поднять мятеж против рабовладельцев. Могли встать на сторону македонского войска, тем они и были опасны для рабовладельцев.)
V. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 41 Вигасина или § 35 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему Греция потеряла независимость?»; ответить устно на вопрос 2 на с. 192 Вигасина.