Нашествие персидских войск на Элладу
Урок истории в 5 классе
Цели: завершить изучение истории героической борьбы греческих полисов с державой персов; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные картосхемы с опорой на их легенду, составлять рассказ.
Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.»
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Победа греков над персами в Марафонской битве»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 33.
КАРТОЧКА № 33
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как проходила Марафонская битва?»
Для этого вспомни:
— Почему в начале V в. до н. э. Дарий Первый решил завоевать Элладу?
— Как действовали многие греческие полисы, когда к ним прибыли послы Дария Первого?
— Кого назначило на должность стратега Народное собрание в Афинах?
— Как повели себя жители Спарты?
— Какую помощь оказали жители города Платеи?
— Как построились войска греков? Как они сражались?
Сделай вывод. Какое значение имела победа греков при Марафоне?
Примерный ответ учащегося
В начале V в. до н. э. царь Дарий Первый решил подчинить себе Элладу, так как персидская знать стремилась к новым завоеваниям, к новым землям, богатствам. Многие греческие полисы сразу покорились войскам Дария. Только афиняне и спартанцы решили встретить врага. На должность стратега афиняне выбрали Мильтиада, который хорошо знал военное дело. Спартанцы не отказывали в помощи, но и не выступили сразу. Лишь жители города Платеи прислали тысячу воинов. Мильтиад преградил путь врагам в Афины. Персы решили обогнуть Аттику и высадиться в Афинах. Тогда греки решили принять бой на Марафонской равнине. Они построились фалангой и сражались как обезумевшие. Персы прорвали боевую линию греков в центре, но края устояли. Воины, стоявшие по краям, замкнули кольцо. Персам пришлось отступать. Таким образом, впервые над персами была одержана победа.
2. Работа с классом.
а) Подготовка к контрольно-обобщающему уроку.
— Дайте определения понятиям «классы», «государство», «эксплуатация», «полис», «демократия», «реформы», «религия», «олигархия».
— Что обозначают слова: ареопаг, архонты, илоты, граждане, Народное собрание, стратег, колония?
б) Проверка умений показывать на карте исторические объекты.
— На какие части разделена Греция? (Южная, Средняя и Северная.)
— Какой полуостров считается Южной Грецией? (Полуостров Пелопоннес.)
— Где находится город Афины. (В Аттике.)
— Где находится Спарта? (На полуострове Пелопоннес, в местечке Лакония.)
3. Устный ответ ученика по карточке № 33 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).
III. Переход к изучению новой темы
Итак, мы познакомились с Марафонской битвой. Мы узнали, что благодаря своему мужеству, храбрости, силе воли греки одержали победу над персами. Но опасность нового нападения противника исключить было нельзя, так как у греков были деньги, корабли, товары, в Эгейском море шла оживленная торговля, да и самих греков можно было обратить в подданных «царя царей». Это понимали немногие афиняне. Среди них был и Фемистокл. Под его руководством греки вновь начали готовиться к войне.
— В каких крупных сражениях с персами смогли победить греки благодаря тщательной подготовке?
IV. Изучение новой темы
План
1) Подготовка эллинов к новой войне.
2) Бой в Фермопильском ущелье.
3) Саламинское сражение.
На доске: тема урока, новые слова: Фемистокл, Фермопильское ущелье, триера, о. Соломин, Ксеркс, Коринфский перешеек.
1. Рассказ учителя.
Фемистокл — вождь демоса. Он выступил в Народном собрании и убедил всех в том, что флот — опора демократии, потому что в него брали даже неимущих бедняков. Афиняне прислушались к его предложению и за короткий срок построили двести триер. На таком судне было сто восемьдесят гребцов. Кстати, существует мнение, что в античном мире на веслах кораблей сидели рабы. В действительности же рабу не доверяли весел, даже на торговых судах гребцами были свободные люди. Фемистокл убедил греков прекратить вражду и объединить силы для борьбы с врагом. Тридцать греческих государств создали союз, чтобы вместе обороняться от персов. И вот в 480 г. до н. э. сын Дария Ксеркс повел свои войска на Элладу. Серьезное столкновение с неприятелем произошло у греков в Фермопильском, который отделял Северную Грецию от Средней Греции.
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
а) Прочитать п. 3 и 4 § 35 на с. 163—165 Вигасина или п. 3 и 4 § 29 на с. 165-167 Михайловского.
б) Заполнить таблицу, начатую на прошлом уроке.
«Греко-персидские войны»
Дата | Сражение | Результаты сражения |
1) 490 г. до н. э. | Марафонская битва | Победа греков |
2) 480 г. до н. э. | Бой в Фермопильском ущелье | Победа персов |
3) 480 г. до н. э. | Саламинское сражение | Победа греков |
3. Рассказ учителя (дополнение к тексту учебника).
а) К Фермопильскому сражению.
Личная гвардия персидского царя называлась «бессмертные», это было целое войско в 10 000 человек. Бессмертными их называли потому, что их числу не позволялось убывать, потери в сражениях немедленно восстанавливались — в корпус «бессмертных» тут же зачисляли новых воинов.
Леонид знал про обходную тропу и заранее поставил на ней отряд в 1000 воинов. Но охранявшие ее греки потеряли бдительность, так как здесь было тихо и спокойно. Поэтому, когда персы неожиданно подошли, греки, не выдержав натиска, бежали.
б) К Саламинскому сражению.
Саламинское сражение было решающим в ходе греко-персидских войн. Среди афинян нашлись 500 греков, которые заявили, что они отказываются оставлять город со всеми вместе, укрепились на акрополе и все героически погибли.
V. Закрепление изученного материала
1. Беседа по вопросам.
— Почему Греция — небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств — сумела дать отпор могущественной Персидской державе? (Греки мужественно сражались за свою родину. На время войны 30 греческих государств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился незаурядный талант Фемистокла.)
— Какое значение имели эти крупные военные сражения? (В ходе таких сражений греки смогли отстоять свою независимость.)
2. Проверка заполнения таблицы.
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 35 Вигасина или § 29 Михайловского; подготовиться к контрольному тесту по истории Греции: а) повторить § 30, 31 Вигасина, § 26, 27 Михайловского; б) повторить термины; для любознательных: у Фермопильского ущелья поставлен памятник погибшим спартанцам. Это фигура льва. Почему? (Имя Леонид в переводе с греческого означает «лев».)