Возникновение земледелия и скотоводства
Урок истории в 5 классе
Цели: дать представление о возникновении земледелия и скотоводства, новых орудиях труда первобытных людей и новых коллективах; охарактеризовать последствия возникновения новых занятий для жизни первобытных людей; объяснить значения понятий духи, боги, племя, молитва, жертва, идол, религиозный обряд.
Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; выявлять закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства; расширять опыт оценочной деятельности; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Оборудование: проектор; мультимедийная презентация.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Конец ледникового периода. Люди заселили Северную Европу, Америку и Австралию. Берингов пролив тогда представлял собой перешеек. По нему-то первобытные жители Сибири и проникли в Америку.
Преодолевая неширокие проливы между островами Индийского океана, пришельцы из Азии высаживались на австралийском берегу.
(Учитель сообщает о том, что 13 тыс. лет назад на Земле наступило значительное потепление, ледник таял и отступал на север.)
— Изменились ли наши предки? Что нового они научились делать? Обсудим эти вопросы на нашем уроке.
(На экране слайды — этапы эволюции человека.)
— Посмотрите на слайды. Изображения наших предков перепутаны. Расставьте их в том порядке, в каком менялась внешность человека, и объясните свои действия.
(Проверка выполнения задания и объяснение нового понятия эволюция.)
Итак, эволюция человека — это процесс его развития.
— Вспомните и назовите основные орудия труда древних людей. Объясните, в чем заключалась их эволюция.
— А как эволюционировало общество древних людей? Попробуйте изобразить этот процесс графически.
(Составление схемы.)
— Как вы считаете, остановится ли человек в своем развитии?
Тема урока: «Возникновение земледелия и скотоводства». (Показывает презентацию.)
План урока
1. Мотыжное земледелие.
2. Приручение животных.
3. Родовые общины и племя.
Проблемные вопросы. Почему на определенном этапе развития человеческого общества возникли скотоводство и земледелие? Почему первобытные люди часто считали животных своими сородичами и даже предками, называли себя «люди бобра», «люди орла»?
III. Работа по теме урока
1. Мотыжное земледелие
Представьте себе, что вы перенеслись на 10 тыс. лет назад и оказались в древнем родовом поселке. Дома здесь сделаны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пшеницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, а вокруг деревья и кустарники.
Жители поселка охотились на диких козлов, свиней, оленей и ловили рыбу. Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались собирательством. Они срезали колосья дикого ячменя и пшеницы ножами, сделанными из мелких и острых кремневых пластинок, вставленных в кость или рог. Это были древнейшие серпы. Женщины приносили злаки в поселок и растирали на зернотерках, состоявших из двух плоских камней.
Представьте картину. Женщины возвращаются с поля, где они срезали колоски дикой пшеницы. Одна из них запнулась о лежащий камень и упала, рассыпав на землю собранные зерна. Встав, она собрала их, но часть не заметила. Вскоре прошел дождь, и зерно проросло.
— Какой вывод могли сделать наши наблюдательные предки?
Итак, они поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает, дает колос, срезав который можно получить много зерен. Так возникло земледелие. Постепенно люди овладели культурой возделывания земли.
— Работая с текстом п. 1 § 4, опишите процесс выращивания урожая и дайте характеристику орудий труда, которые использовались в то время.
— Как возникло земледелие?
— Какое преимущество получили наши предки с его появлением?
(Ученики приходят к следующим выводам.)
1. Земледелие зародилось в Азии и возникло из собирательства.
2. Земледелие обеспечивало человека постоянной растительной пищей, в первую очередь зерновыми культурами.
(Составляется схема.)
2. Приручение животных
Издавна рядом с поселками людей селились дикие животные, особенно часто можно было видеть собак. Они любили рыться в помойных ямах, питались отбросами, которые выкидывали люди, предупреждали лаем о приближении других хищников.
— Как вы думаете, какую пользу собака могла принести человеку?
Действительно, часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследуют дикие собаки. Иногда они раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его добивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали собаки. Так собака стала первым домашним животным.
Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те могли найти логово дикой свиньи, охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили живыми в поселок. Благодаря луку и стрелам у людей стало больше мяса, поэтому не было необходимости съедать поросят сразу. Их стали держать за оградой. Так же поступали с пойманными козлятами. Молодняк подрастал. Живя около людей, животные привыкали к ним. Постепенно человек приручил и одомашнил свинью, козу, овцу и корову. Так возникло скотоводство.
— Внимательно изучите предложенную схему и ответьте, почему именно в таком порядке происходило приручение животных.
Таким образом, процесс приручения животных зависел от освоения человеком мест их обитания и целей, с которыми он использовал этих животных.
— Как возникло скотоводство?
— Какую роль оно сыграло в жизни людей?
(Ученики приходят к следующим выводам.)
Выводы, сделанные учениками:
1. Скотоводство возникло из охоты.
2. Скотоводство обеспечивало постоянное воспроизводство животных в домашних условиях и стабильное потребление человеком животных продуктов: мяса, молока, шерсти и т. д.
(Составляется схема.)
От хозяйства присваивающего наши предки перешли к хозяйству производящему.
При производящем хозяйстве человек сам производил все, что было необходимо ему для жизни. Сюда относятся земледелие и скотоводство.
Сотни тысяч лет люди, подобно животным, брали то, что давала им природа, в готовом виде. Только с возникновением земледелия и скотоводства они занялись производством хлеба, кожи, шерсти, рога, выращиванием овощей и др. Жизнь людей улучшилась, и население земного шара резко возросло.
Подведем итоги нашего исследования:
1. С возникновением скотоводства и земледелия люди получили возможность перейти к оседлому образу жизни.
2. Скотоводство и земледелие обеспечили людей пищей, что дало возможность заниматься ремеслом.
3. Родовые общины и племя
Переход к земледелию и скотоводству позволил первобытным людям вести оседлый образ жизни, что привело к увеличению численности родовых общин. Ведь вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало: расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай костяным серпом. Люди не могли справиться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу. Родовые общины становились все более сплоченными.
— Работая с текстом п. 4 § 4, попробуйте создать схему управления людей разными сферами жизни в период возникновения скотоводства и земледелия.
Несколько родовых общин, живших в одной местности, составляли племя.
IV. Закрепление изученного материала
— Насколько хорошо вы усвоили материал? Давайте проверим это, выполнив ряд заданий.
Задание 1. Найдите ошибки в тексте (не менее четырех).
Охотясь, наши предки стали замечать, что вместе с ними раненого зверя преследуют тигры. Иногда они раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его добивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая рыком о приближении других хищников.
Тигр стал первым домашним животным, он помогал людям на охоте, находил логово кабана. Охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около людей, животные к ним привыкали. Постепенно наши предки приручили свиней, коз, овец, коров и лошадей. Так возникло ремесло.
Задание 2. Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова-помощники.
Начало рассказа. Женщины нашего рода, перетирая принесенные из леса семена диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю …, поэтому….
Слова-помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие.
Задание 3. Распределите занятия по типам хозяйства.
1) собирательство;
2) скотоводство;
3) охота;
4) земледелие;
5) ремесла.
Присваивающее хозяйство |
Производящее хозяйство |
|
|
V. Подведение итогов урока
Домашнее задание
§ 4. Дифференцированное задание:
1. Для сильных учеников — составить кластер «Изменения в жизни людей в период потепления».
2. Для средних учеников — ответить на вопрос: «Почему сородичи слушали старейшин? Ведь все были равны».
3. Для слабых учеников — выполнить работу с контурными картами.