Возникновение искусства и религиозных верований

Урок истории в 5 классе

Цели: дать представление о древнейших религиозных верованиях и искусстве древних людей, сформулировать причины их возникновения; объяснить значения понятий пещерная живопись, колдовство, душа, страна мертвых, религиозные верования.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения возникновения искусства и религиозных верований; выявлять закономерности взаимосвязи искусства и религии в первобытном обществе; описывать памятники истории и культуры; метапредметные УУД: обрести навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; осознавать самого себя как движущую силу своего научения; обрести способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию, выбору в ситуации мотивационного конфликта, преодолению препятствий; работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; понимать культурное многообразие мира; уважать культуру своего и других народов; учиться быть толерантным.

Оборудование: проектор; мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Каким был мир человека разумного? Во что он верил? Что оставил нам, своим потомкам? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить на нашем уроке.

Всего 100 лет назад ученые мало знали о внутреннем мире первобытных людей. Никто и не подозревал, какие ценности древней культуры скрыты от наших глаз в глубинах темных и сырых пещер, какие загадки они таят, какие удивительные послания о себе оставили нам далекие предки.

Все началось в 1879 г., когда испанский археолог Саутуола производил раскопки в подземной пещере Альтамира. Однажды он взял с собой свою маленькую дочь Марию. Пока отец копал землю, надеясь обнаружить в ней следы жизни первобытных людей, девочка прошла вглубь низкой пещеры и внезапно закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!»

Археолог поднял голову и увидел там изображение…

(На экране слайды.)

Тогда он понял:

Пусть предок жизнью жил полузвериной,
Но мы его наследьем дорожим.
Он не умел слепить горшка из глины,
Боялся духов, выдуманных им.
Но до сих пор в его глухой пещере
Толпой теней стремительно живой
Летят по стенам яростные звери,
Свирепые противники его.
Глаз мамонта испуганно косится,
Бежит олень, погоней окрылен,
Упал, и, умирая, шевелится,
И кровь глотает раненый бизон.
Охотники бесшумно шли по следу,
И громким криком открывали бой,
И закрепляли трудную победу
Рисунком легким, тонкою резьбой.
(В. Берестов «Первые рисунки»)

Археолог Саутуола, открывший пещерную живопись, утверждал, что она создана много тысяч лет назад. Однако даже крупнейшие ученые того времени не поверили, что бизоны изображены первобытными людьми. Его обвинили в обмане, подлоге.

— Почему ученые не поверили археологу?

— Какие новые загадки таят в себе рисунки прошлого?

Тема урока: «Возникновение искусства и религиозных верований».

(Показывает презентацию.)

План урока

1. Возникновение религиозных верований.

2. Духи, идолы и жертвы.

3. Возникновения искусства.

Проблемные вопросы. Почему первобытные художники помещали свои картины в темных пещерах? Что означают древние наскальные рисунки? Почему возникли религиозные верования?

III. Работа по теме урока

1. Возникновение религиозных верований

— Вы любите разгадывать загадки? Давайте попробуем разгадать одну из них.

Загадочное послание наших предков № 1. В одной из пещер первобытный человек создал изображение убитого стрелами и камнями медведя, из пасти которого потоками хлещет кровь.

— Какую тайну хранит эта находка?

Загадочное послание наших предков №2. В пещерах археологи находят захоронения древних людей, в которых были положены еда, оружие, предметы роскоши.

— Зачем это было сделано?

Не спешите высказывать предположения, давайте лучше поближе познакомимся с нашими предками, которые оставили нам такие послания.

Итак, примерно 40 тыс. лет назад внешний облик человека и размер его мозга стали примерно такими же, как и у нас сегодня. Люди уже многое знали и умели. Они изучили ту местность, где жили, отлично знали, какие звери и птицы водятся в ближайших лесах, какие растения съедобны, а какие бесполезны для человека или даже ядовиты, хорошо разбирались в звериных следах, повадках животных, были наблюдательны и умели предугадывать погоду. Но все же наши предки были бессильны перед многими явлениями природы и очень их боялись.

— Как вы думаете, какие явления пугали первобытного человека, который не пасовал даже перед мамонтом? При ответе используйте дополнительный материал и текст учебника.

Дополнительный материал

Вера в существование души

Древние люди считали, что в теле каждого человека обитает душа, которая способна покидать тело. Когда человек спит, он ничего не видит и не слышит. Значит, думали люди, душа покинула его тело. Она скитается по земле, охотится и ловит рыбу, собирает плоды, встречается с душами других людей, ест и пьет, а спящему обо всем этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя: душа не успеет вернуться и войти в тело, и тогда человек умрет.

Путешествие в «страну мертвых»

Путешествие в «страну мертвых» считалось тяжелым и опасным: эта страна была отделена от мира живых бурными реками и высокими горами. Одни племена верили, что «страна мертвых» помещается на острове, другие думали, что она находится в глубинах Земли, третьи полагали, что она на небесах. Для такого путешествия умершим нужны были лодки, сани, повозки, кони, крепкая обувь, съестные припасы на дорогу. Все необходимое обычно клали в могилу. Верили, что на пути умерших встретятся преграды — огненные озера, бездонные пропасти, через которые вели узкие, как волос, мосты. Сорвавшихся с этих мостов ждала вторая, и окончательная, смерть. Преодолеть преграды умершим помогали священные животные, а также колдовские обряды, совершаемые живыми родичами. Вход в «страну мертвых» охранялся страшными чудовищами; например свирепым псом с тремя мордами, змеиным хвостом и туловищем, усеянным головами змей. Злой страж впускал только души тех умерших, которые не нарушали при жизни обычаев племени и были погребены по всем правилам.

Охотники на мамонтов

Ао подошел к обрыву и уверенными взмахами копья начертил на гладком откосе очертания зверя. Это был горбатый слон на толстых ногах. Он был покрыт прядями длинных волос и высоко поднимал концы могучих клыков. <…>

[Охотники] воткнули в землю острием вверх свои копья и ничком припали к земле; потом вскочили на ноги и затянули протяжную песню. Под монотонный мотив начался охотничий танец. Они ходили вокруг копий друг за другом, сгибая через каждые три шага то одно, то другое колено. <…>

Охотники набрали горсти песку и стали с силой бросать в чудовище. Они метили в то место, где Ао изобразил глаза — оба на одной стороне. <…> После этого Ао… быстро обвел тупым концом копья черту вокруг ослепленного зверя. <…> Наконец… танец кончился. Охотники поочередно вонзали копья [в изображение мамонта]. Одно из них пробило глаз, другое — сердце, третье — живот.

(Отрывок из повести С. В. Покровского «Охотники на мамонтов»)

— Объясните, с какой целью первобытные охотники совершали описанный обряд.

Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями — височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными комплексами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой.

Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей превышало двадцать экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них найдены железные ножи, наконечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное…

(Отрывок из монографии Р.Д. Голдиной «Силуэты растаявших веков»)

— Почему появились религиозные верования?

(Ученики высказывают версии, учитель рисует схему.)

Следовательно, религиозные верования зародились с появлением человека разумного, способного не только заботиться о своих непосредственных нуждах, но и размышлять о себе, о своем прошлом и будущем. Эти верования проявлялись в совершении специальных обрядов, связанных с важными событиями в жизни наши предков.

2. Духи, идолы и жертвы

Давайте подробнее познакомимся с религиозными представлениями древних людей.

— Работая с текстом п. 5 § 4, познакомьтесь с могущественными духами, в которых верили первобытные люди, и ответьте на вопросы.

— Каким образом мы подразделяем окружающие предметы?

— Существовало ли подобное разделение у первобытных людей?

— Приведите примеры, подтверждающие отсутствие такого разделения.

— Где, по мнению древних, обитали духи?

— Дайте определение понятия «боги».

— Как человек общался с могущественными духами?

— Кто такие идолы и какую роль они играли в жизни наших предков?

3. Возникновение искусства

Я предлагаю посетить картинную галерею первобытных художников.

(На экране слайды с изображением картин.)

— Какие открытия были сделаны археологами в этих пещерах?

(По ходу выполнения задания составляется схема.)

Проблемный вопрос. В чем заключалось мастерство первых художников?

Итак, мы выяснили, что мастерство древних художников состояло том, что они:

— владели рисунком и красками;

— владели объемным изображением животных;

— умели соблюдать пропорции;

— умели детально воссоздавать образы;

— умели передавать индивидуальные особенности животного.

Искусствовед Л. Любимов писал: «Взгляните на эти морды быков… Нам не представить себе более разительного образа бычьей силы… Скупые штрихи, передающие и упорный бычий взгляд, и мясистые бычьи ноздри, и огромные прямые рога, в которых власть и незыблемая уверенность…»

Итак, в своих произведениях первые художники правдиво изображали мир окружающей их природы.

— Докажите, что древние художники не только правдиво отражали окружающий мир, но и передавали свои мысли и чувства.

IV. Закрепление изученного материала

— Давайте отгадаем еще одну загадку. Объясните действия первобытного охотника и рыболова, описанные в отрывке.

Человек, отправляющийся на охоту в чужой район или на рыбную ловлю к озеру или реке, приносит в жертву этой местности некоторую часть из своих ограниченных запасов провизии. На суше он раскладывает по сторонам свое приношение, на реке или озере он бросает его в воду.

(В. Г. Тан-Богораз)

V. Подведение итогов урока

Домашнее задание

§ 3. Дифференцированное задание:

1. Для сильных учеников — ответить на вопрос: «Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного в пещере?»

2. Для средних учеников — проанализировать нарисованную сцену с раненым бизоном и охотником.

3. Для слабых учеников — ответить на вопрос: «Для чего археологи раскапывают древние могилы?»

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.