Правовое государство

Урок обществознания в 9 классе

Цели и задачи: познакомить с сущностью и ролью правового государства в жизни современного общества; охарактеризовать сложность взаимоотношений общества и государства; развивать интерес к учебному предмету.

Планируемые результаты: предметные: научиться применять изученные понятия для раскрытия причин и предпосылок формирования правового государства; анализировать современную трактовку сущности правового государства; описывать принципы (признаки) правового государства; характеризовать три ветви власти — законодательную, исполнительную и судебную; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; изучать и систематизировать информацию из различных источников; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 2) регулятивные: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи; определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; решать творческие задачи; личностные УУД: формирование гражданских качеств; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности; настроенность на посильное и созидательное участие в жизни общества.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Актуализация опорных знаний

(Тестовый контроль.)

Вариант 1

1. Политический режим в государстве определяется:

1) формой правления

2) методами осуществления государственной власти

3) наличием законодательства

4) налоговой системой

2. Один из признаков тоталитарного государства:

1) регулярные, конкурентные выборы в органы законодательной власти

2) господство единой идеологии

3) гарантированность законами прав меньшинств

4) открытость власти, партнерские отношения с обществом

3. Одно из нарушений принципов демократии:

1) безальтернативные выборы в органы государственной власти

2) ограничение срока президентских полномочий

3) организация пикетов и митингов

4) взаимосвязь прав и обязанностей граждан

4. Из двух суждений: а) все монархические государства являются тоталитарными; б) все республики являются демократическими государствами:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Один из признаков демократического режима:

1) всесторонний контроль государства за жизнью общества

2) господство исполнительной власти

3) милитаризация общественной жизни

4) политический плюрализм

6. При тоталитарном режиме, в отличие от демократического:

1) существует суверенное государство

2) гарантируется широкий спектр прав и свобод граждан

3) существует свободная пресса

4) осуществляется всесторонний контроль над жизнью общества

7. В демократическом государстве, в отличие от тоталитарного:

1) деятельность главы государства и должностных лиц ограничена законами

2) оппозиция подавляется насильственными методами

3) судьи находятся в подчинении у исполнительных органов власти

4) деятельность высших должностных лиц имеет закрытый для общества характер

8. Особенность политических выборов при демократическом режиме:

1) наличие предвыборной агитации

2) высокая явка избирателей на выборы

3) безальтернативные выборы

4) конкуренция на политической арене различных партий и движений

9. Конституция государства Н. провозглашает основные права и свободы человека и гражданина, но фактически многие из них ограничены. Запрещается деятельность всех партий, кроме правящей. Власть сконцентрирована в руках органа исполнительной власти, который возглавляет партийный руководитель. Инакомыслие не допускается. В экономической сфере возможно многообразие форм собственности, государство не вмешивается в деятельность хозяйствующих субъектов. Политический режим, который сложился в государстве Н.:

1) тоталитарный

2) авторитарный

3) прямая демократия

4) представительная демократия

10. Отметьте политические ценности, присущие демократическому обществу.

1) однопартийная система

2) парламентаризм

3) безальтернативные выборы

4) установление мирового господства

5) правовое государство

6) политический плюрализм

11. Из двух суждений: а) демократия предполагает экономическое равноправие граждан; б) демократия предполагает реальное участие граждан в управлении государством:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. Политический режим, которому свойственны четкое разделение властей, многопартийность, гарантированность проявления свобод граждан, регулярные выборы:

1) тоталитаризм

2) авторитаризм

3) демократия

4) олигархия

Вариант 2

1. Характерная черта тоталитарного политического режима:

1) отсутствие легальной оппозиции

2) участие граждан в альтернативных выборах

3) наличие разветвленной системы законов

4) политический плюрализм

2. Режим, отличительным признаком которого является наличие единой идеологии, насаждаемой государством:

1) прямая демократия

2) представительная демократия

3) авторитаризм

4) тоталитаризм

3. Один из признаков демократического режима:

1) наличие одной партии, сросшейся с государством

2) стремление государства регламентировать частную жизнь граждан

3) гарантированность законами прав и свобод человека

4) отсутствие законных гарантий прав меньшинств

4. Из двух суждений: а) в тоталитарном государстве полномочия главы государства не ограничены; б) в тоталитарном государстве рабочие и крестьяне не могут быть избраны (или назначены) в правящие органы власти:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. И демократический и тоталитарный режим характеризует:

1) многопартийность

2) отчуждение народа от власти

3) наличие силовых органов власти

4) гарантированные политические права граждан

6. При тоталитарном режиме, в отличие от демократического:

1) существует суверенное государство

2) гарантируется широкий спектр прав и свобод граждан

3) для удержания власти силовые структуры не используются

4) осуществляется контроль за деятельностью СМИ

7. В демократическом государстве, в отличие от тоталитарного:

1) существует разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную

2) исполнительная и законодательная власти не разделены

3) судьи находятся в подчинении исполнительных органов власти

4) деятельность высших должностных лиц имеет закрытый для общества характер

8. Особенность политических выборов при авторитарном режиме:

1) отсутствие предвыборной агитации

2) альтернативные выборы

3) безальтернативные выборы

4) конкуренция на политической арене различных партий и движений

9. В государстве Н. отсутствует правительственная цензура, свободно издаются оппозиционные печатные издания, существует независимое телевидение. Политический режим, который сложился в государстве Н.:

1) авторитарный

2) тоталитарный

3) демократический

4) диктаторский

10. В государстве А. власть находится в руках одной партии, существует жесткая цензура средств массовой информации. Отметьте еще одну черту, присущую подобным политическим режимам.

1) суверенитет народа;

2) разделение властей

3) господство одной официальной идеологии

4) политический плюрализм

11. Из двух суждений о тоталитарном государстве: а) выходцы из семей рабочих и крестьян лишены возможности получать образование и работу; б) выходцы из семей рабочих и крестьян не могут быть избраны в законодательные органы власти:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. Политический режим, которому свойственны монополия на власть одной группы лиц, незначительная роль парламента, контроль над политической оппозицией, сохранение свободы экономической деятельности и автономии частной жизни:

1) тоталитаризм

2) авторитаризм

3) демократия

4) олигархия

(Проверка выполнения заданий.)

III. Введение в новый материал

(Учитель читает высказывания или выводит их на интерактивной доске.)

«Правовое государство предполагает господство права во всех сферах государственной жизни; оно отрицает всякий абсолютизм и произвол власти и бесправие подвластных, притом не только в области частных отношений, но и в области политической, в отношении граждан к государственной власти» (К. И. Павленко, русский юрист).

«Коренное начало правового государства состоит в том, чтобы свято охранять всякое право — и особенно не отдельных лиц, а совокупности. Свобода гражданина есть основание правового государства» (Р. фон Моль, немецкий правовед).

«Суть правового государства в том, чтобы государственная власть признавала издаваемые ею нормы обязательными и для самой себя» (Р. Иеринг, немецкий правовед).

— Что объединяет все эти высказывания?

(Выслушиваются версии учеников.)

Юристы и правоведы высказали свои суждения о правовом государстве. Вы часто слышите фразу: «Российская Федерация представляет собой демократическое, правовое государство».

Тема урока: «Правовое государство».

План урока

1. Понятие правового государства.

2. Соединение силы и справедливости. Власть в правовом государстве.

3. Принципы (признаки) правового государства.

Проблемный вопрос

— Что выше: право или власть?

IV. Работа по теме урока

1. Понятие правового государства

На прошлом уроке мы изучали различные политические режимы.

— С каким режимом (или режимами) соотносится понятие «правовое государство»?

(Ответы учеников.)

Ответ на вопрос «Что такое правовое государство?» дают статьи 1-3 главы 1 Конституции РФ.

(Работа с документом в мини-группах или парах.)

— Каковы основные обязанности государства по Конституции РФ?

(Ответы учеников.)

— Изучив материалы рубрики «Документ» на с. 28 учебника, ответьте на вопросы после него.

(Проверка выполнения задания.)

Познакомимся еще с несколькими определениями правового государства.

Работа с терминами

Правовое государство — это государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права, в котором государственный интерес, постоянно обходящий законы, не имеет никакой ценности. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) точно соблюдают существующие законы (Философский энциклопедический словарь).

Правовое государство — это государство, способное обеспечить правовые отношения в обществе, правовое равенство, защитить права граждан (Философская энциклопедия).

Правовое государство — характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам, разделение властей и институт ответственности власти как организационную основу правового государства, независимость судей, приоритет норм международного права над нормами национального. Провозглашено в ст. 1 Конституции РФ. Правовое государство является также одной из центральных категорий современных демократических теорий права (Большой юридический словарь).

Правовое государство — это государство, построение и деятельность которого основывается на принципах приоритета права, правовой защищенности человека и гражданина, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти (Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению).

(Учитель помогает ученикам сформулировать общий вывод по данному вопросу.)

Вывод. Понятие «правовое государство» очень многогранно. Однако его сущность сводится к одной главной черте — господство права, ограниченность власти правом и контроль над властью со стороны общества.

2. Соединение силы и справедливости. Власть в правовом государстве

(Рассказ учителя в пределах материала учебника. Самостоятельная работа с п. 2 § 4 и рубрикой «Мнения» на с. 29 учебника — выполнение задания 2 рабочей тетради (с. 16) с дополнениями.)

Мыслитель

Идея

Платон

Государство возможно только там, где господствует справедливый закон

Аристотель

Государство вообще невозможно без власти закона

Цицерон

Право выше власти, т. е. и рядовые граждане, и сама власть должны быть подчинены праву

Ш. Монтескье

Принцип разделения властей на законодательную (создает законы), исполнительную (приводит законы в исполнение) и судебную (судит нарушителей закона). Это необходимо для взаимного контроля и сдерживания властей, чтобы не допустить тирании и деспотии

Дж. Локк

Верховенство юридических законов в государстве. С этой целью:

— провозглашаются юридические законы;

— признаются естественные, неотчуждаемые права человека;

— осуществляется разделение властей

М.М. Сперанский

Законы существуют для пользы и безопасности людей. Государством движут и управляют три силы: законодательная, исполнительная и судебная. Источник этих сил в народе

И. Кант

Государство должно быть правовым, с разделением властей

С.А. Котляревский

Государство уважает права личности и не должно оставаться равнодушным к тому, что благосостояние его граждан опускается ниже известного уровня

(Обсуждение выполненной работы. Ответы на вопросы учителя.)

Вопросы к классу

— Что объединяет представленные точки зрения?

— Какие отличия вы заметили?

3. Принципы (признаки) правового государства

(Рассказ учителя в пределах материала учебника, учащиеся ведут опорные конспекты.)

Запись в тетради

Признаки правового государства:

1) верховенство права — все организации, члены общества и само государство подчинены закону;

2) незыблемость прав и свобод человека — права человека являются ограничителем государственной власти;

3) разделение властей:

— законодательная власть — принимает законы, гарантирующие и защищающие права человека;

— исполнительная власть — исполняет принятые парламентом решения, действуя в рамках законов;

— судебная власть — защищает право путем осуществления судопроизводства на основе строгого соблюдения закона.

Дополнительный материал

Основы правового государства:

1) экономические — определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве; борьба с экономическим монополизмом;

2) политические — государственный суверенитет, т. е. государство концентрирует в себе суверенитет народов, населяющих определенную страну;

3) социальные — создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых способностей, обеспечение личных прав и свобод человека.

Особенности правового государства

1. Взаимная ответственность государства и личности. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством, а в правовом государственные органы и должностные лица ответственны перед гражданами и не должны посягать на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих жестокие санкции за это. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер.

2. Право граждан защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно Конституции РФ, властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы.

3. Соблюдение закона. Государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушить его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол. К ним относятся:

— политическая ответственность правительства перед органами государственной власти;

— политическая ответственность депутатов перед своими избирателями;

— юридическая ответственность должностных лиц любого уровня за невыполнение своих обязанностей.

4. Разделение властей. Первые конституции США 1787 г., Франции 1789 г. закрепили, хотя и в разных вариантах, разделение властей. В Российской Федерации этот принцип был впервые закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, введен в Конституцию РСФСР и затем в Конституцию РФ 1993 г.

Статья 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

5. Гарантия прав и свобод личности. Статья 2 Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а соблюдение и защиту прав и свобод человека возлагает на государство. Не человек создан для государства, а государство для человека. В этом состоит гуманистическая сущность Конституции и всего конституционного права России. Акцент делается не на коллективном пользовании правами, как это было свойственно тоталитарному государству, а на индивидуальном выборе образа действий.

Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирования. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Такое понимание соотношения человека, общества и государства подчеркивает гуманистическую сущность конституционного строя.

Принцип соблюдения прав и свобод личности требует от государственных органов как воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих эти права и свободы, так и создавать условия для их реализации людьми. Защита прав и свобод человека предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих гарантий.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Государство, кроме того, должно следить за законопослушанием своих граждан, требуя от них уважения к правопорядку. Граждане, в свою очередь, обязаны не нарушать правопорядок и действовать в соответствии со статьями Конституции РФ.

Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к институту гражданства. Преимущество гражданства состоит в том, что государство обязано защищать своих граждан даже за пределами страны. Следовательно, правовой статус, который предоставляется гражданством, наполнен гарантиями, реализация которых во многом зависит от должностных лиц государства. В статье 6 Конституции РФ закреплен принцип равного гражданства, независимо от оснований приобретения. Это означает, что для полноты прав и свобод не имеет значения стаж пребывания в гражданстве и различие между гражданством по рождению и гражданством приобретенным. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные права и обязанности, предусмотренные Конституцией.

— Как вы думаете, каковы пути формирования правового государства?

(По ходу обсуждения вопроса составляется перечень.)

Пути формирования правового государства:

— превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества;

— достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения;

— превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка;

— децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних.

Американский исследователь общественной жизни в России А. Валенский пришел к выводу: «В России право отвергалось по разным причинам: во имя самодержавия или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства». В конце XX в. наша страна стала на путь построения правового государства. В этом направлении уже много сделано. Приняты законодательные акты, создающие основы для развития демократии, — Декларация о суверенитете, Закон о Президенте РФ, Декларация прав и свобод гражданина, законы о гражданстве, о собственности, о статусе судей, о печати. Созданы некоторые гарантии защиты прав человека от произвола чиновников. Действует закон об обжаловании в суде действий, нарушающих права и свободы граждан. Если ваши права ущемлены, вы можете пожаловаться в суд на все органы власти и управления.

Проблемное задание. Работая в группах, предположите, что мешает успешнее и эффективнее строить правовое государство в нашей стране.

(Версии учеников.)

Одним из препятствий является низкая правовая культура населения. Американский юрист Л. Фридмен представляет правовую структуру в виде некой машины: тот, кто решает включить или выключить машину, определяет, как она будет использована.

Практикум. Разделитесь на группы (от 3 до 5 человек). Вам предстоит разработать мини-проект «Как повысить правовую культуру». В ходе работы рассмотрите следующие критерии правовой культуры:

— совершенствование законодательства;

— отношение людей к закону;

— высокое правовое сознание населения.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

(Фронтальный опрос с помощью вопросов 1-4 рубрики «Проверим себя» и заданий 1, 2 рубрики «В классе и дома» на с. 34, 35 учебника.)

Оцените свою работу на уроке, продолжив следующие фразы.

— На сегодняшнем уроке я понял(а)…

— Я похвалил(а) бы себя за то, что…

— Сегодня на уроке было…

— Общение на уроке было…

Домашнее задание

1. Прочитать § 4 учебника.

2. Выполнить задание 3 рубрики «В классе и дома» на с. 35 учебника.

3. Написать эссе на тему «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право» (В. Гюго).

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.