Политические режимы

Урок обществознания в 9 классе

Цели и задачи: охарактеризовать основные виды политических режимов; познакомить с современными трактовками демократии; развивать интерес к учебному предмету.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значения понятий: авторитаризм, демократия, тоталитаризм, парламент; объяснять сущность различных политических режимов, их роль в жизни общества; характеризовать условия, необходимые для возникновения того или иного политического режима; высказывать суждения на обществоведческие темы; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; изучать и систематизировать информацию из различных источников; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; оценивать правильность решения учебной задачи; 3) познавательные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию, обобщать факты и явления; давать определения понятий; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; предъявлять результаты своей деятельности; личностные УУД: формирование собственного отношения к явлениям современной жизни, основ гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности; настроенность на посильное и созидательное участие в жизни общества.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Вариант 1

1. Признак унитарного государства:

1) объединение государств на добровольной основе

2) существование двух уровней власти

3) сочетание местного и общегосударственного законодательства

4) одноуровневая система законодательства

2. В государстве Е. существуют два уровня государственного аппарата: центральный и региональный и двухканальная система налогов: центральные и региональные. Это государство:

1) конфедерация

2) федерация

3) унитарное

4) содружество

3. Государства Б. и Т. объединились для проведения совместной внешнеполитической деятельности. При этом оба государства полностью сохранили свой суверенитет и самостоятельность. Это объединение:

1) конфедерация

2) федерация

3) унитарное государство

4) содружество

4. Из двух суждений: а) федерация — объединение государств, создавших союзный центр, но сохранивших при этом относительную политическую самостоятельность; б) в республике решающую роль в управлении страной играет правитель, получивший верховную власть по наследству:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. По форме правления США:

1) президентская республика

2) парламентская республика

3) смешанная форма республиканской власти

4) уникальная форма республиканской власти

6. Отметьте понятие, не относящееся к территориально-государственному устройству.

1) монархия

2) федерация

3) унитарное государство

4) конфедерация

7. Отметьте верные варианты.

Для республики характерны:

1) избрание высших органов власти

2) неограниченная власть президента

3) наследственная передача власти

4) наличие трех ветвей власти

Вариант 2

1. Характерная черта демократического государства:

1) открытый, публичный характер деятельности властей

2) отсутствие свободных средств массовой информации

3) формальный характер выборов, отсутствие конкурентной борьбы

4) организация внесудебного преследования оппозиции

2. Главой государства М. является король. Он правит единолично, его власть неприкосновенна и признана верховной. Свой престол он передаст по наследству в соответствии с традициями или своим личным выбором. Это государство:

1) конституционная монархия

2) дуалистическая монархия

3) абсолютная монархия

4) парламентская монархия

3. В государстве А. существует единый государственный аппарат. Глава государства распространяет свою власть на всю территорию страны. Все регионы имеют равный статус и равное положение по отношению к центральным органам власти. Это государство:

1) конфедерация

2) федерация

3) унитарное

4) содружество

4. Из двух суждений: а) примером современной республики можно считать Великобританию; б) республика — это такая форма правления, при которой глава государства избирается народом:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. В парламентской республике правительство формирует:

1) председатель парламента

2) народ на референдуме

3) президент

4) Верховный суд

6. Отметьте понятие, не относящееся к территориально-государственному устройству.

1) республика

2) федерация

3) унитарное государство

4) конфедерация

7. Отметьте верные варианты.

В президентской республике президент:

1) формирует правительство

2) отчитывается перед правительством

3) избирается правительством

4) обладает полнотой прав в чрезвычайных ситуациях

(Проверка выполнения заданий.)

III. Введение в новый материал

Согласно шутке, популярной у политологов, политические режимы Великобритании, Испании и Советского Союза в 1950-х гг. отличались следующим образом. В Великобритании разрешалось все, что не запрещалось, в Испании запрещалось все, что специально не разрешалось, а в Советском Союзе было запрещено все, включая и то, что официально считалось разрешенным. Эта шутка отражает отношение различных политических режимов к правам и свободам человека.

Тема урока: «Политические режимы».

План урока

1. Тоталитарный режим.

2. Авторитарный режим.

3. Демократия.

Проблемный вопрос

— Действительно ли «режим плох, если правят худшие»?

Что понимают под понятием «политический режим»? Наверное, главным является то соотношение, которое складывается между обществом и государством. Кратко это соотношение можно выразить словами: либо государство для людей, либо люди для государства.

Политический режим оказывает воздействие на все стороны жизни общества: экономическую, социальную, духовную.

IV. Работа по теме урока

— Разделитесь на две группы. С помощью п. 1 § 3 учебника и дополнительного материала исследуйте и проанализируйте недемократические режимы (тоталитарный и авторитарный соответственно). Представьте результаты работы по следующему плану.

План

1. Определение режима.

2. Признаки режима.

3. Достоинства и недостатки режима.

4. Разновидности (формы) режима.

1. Тоталитарный режим

Дополнительный материал для первой группы

Тоталитарный режим

Тоталитаризм — политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Признаки тоталитарного политического режима:

1) централизованная форма власти, находящейся в руках вождей партии, которая срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;

2) единственная находящаяся у власти партия не позволяет формироваться новым партиям с отличающейся идеологией;

3) партия строится вокруг лидера, для нее характерна жесткая полувоенная структура; все члены партии безусловно подчинены вождю;

4) абсолютный контроль над обществом, в том числе террористический полицейский контроль (не нужно доказывать вину человека, чтобы его ликвидировать);

5) пропаганда политики во всех областях деятельности;

6) тотальная идеологизация населения (политический лидер определяет идеологию), масштабная цензура СМИ;

7) выделение одной расы или народа как превосходящих все прочие расы или народы.

Для тоталитаризма характерны обстановка политической напряженности, поиск внутреннего и внешнего врага. Враг вождя — это враг всего народа. Контрольные функции выполняют все: граждане, общественные организации. Специальные учреждения (карательные) воспринимаются как исполняющие волю народа. Народные массы одобряют режим, воспринимают вождя «как родного», выполняющего их волю, не сомневаются в его правоте, голосуют «за». Сам вождь демонстрирует близость к народу, единство с ним. Люди полны энтузиазма, политически активны.

Среди политологов утвердилось и более краткое определение тоталитаризма как закрытой системы, в которой все (от воспитания детей до выпуска продукции) контролируется из единого центра.

Тоталитарные режимы очень эффективны. Сталинская индустриализация вывела СССР на первые места в мире по целому ряду показателей. При этом тоталитаризму свойственно полное поглощение общества государством. Так, успехи в социалистическом строительстве сталинской эпохи достигались за счет сверхконцентрации всех сил общества, вымирания деревни, использования подневольного труда (например, узников ГУЛАГа).

В новейшей истории тоталитаризм проявился в трех формах — социализм сталинской эпохи, национал-социализм и фашизм.

Тоталитарный режим и сталинизм. Для сталинизма характерны все черты тоталитарного строя в том числе, выделение национальной особенности и единства, хоть и несколько завуалированное: «единый советский народ». Поскольку цель тоталитаризма — заменить собой все, то в этом ряду находится и религия. В то время запрещалось посещать церкви, а иконы заменили плакатами Ленина, а затем Сталина.

Сталинизм предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Однако социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, в СССР повысился уровень образования, для народа стали доступными достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т. д. В стране сократился уровень преступности, а после смерти Сталина система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Тоталитарный режим и фашизм. Фашистские режимы возникли в странах, переживающий экономический кризис (Италия, Испания). Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Здесь ярко проявилось радикальное разделение общества на «высших» и «низших.

Для фашизма характерен традиционализм, выражающийся в принятии традиции как одной из основных ценностей, а также агрессивный милитаризм и вождизм. Он выражал интересы реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений, сохранения существующего строя и осуществления имперских амбиций на международной арене

Муссолини действительно был вождем, всегда произносил пламенные эмоциональные речи, внедрял жесткую цензуру и поддерживал Германию в ее военных, а также других не менее безнравственных действиях.

Тоталитарный режим и национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй национал-социализм возник в Германии в 1933 г. Адольф Гитлер совместил в своей идеологии антисемитизм, расизм и фашизм. Основывался национал-социализм на идее о расовых особенностях немецкой нации (социальный дарвинизм), для которой было необходимо захватить жизненное пространство в Восточной Европе (хотя немцев, а в нацистской интерпретации — арийцев, было не настолько много, чтобы не уместиться в Германии). Нацисты известны массовым уничтожением евреев. Было объявлено, что семиты пытаются захватить мир, а их внешность носит черты ущербности. Этот выдуманный повод, мотивированный безудержным стремлением к власти, был основан на психологических проблемах фюрера.

Если в коммунистических системах агрессивность чаще всего направлена на поиски внутренних противников — «врагов народа», угрожающих режиму, то в национал-социализме — против других народов.

(Презентация работы первой группы. Формулирование вывода.)

Вывод. Тоталитаризм — исторически обреченный строй. Такое общество не способно к долгосрочной эффективной хозяйственной деятельности. Оно существовало за счет богатых природных и человеческих ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм — закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

2. Авторитарный режим

Дополнительный материал для второй группы

Авторитарный режим

Авторитарный режим — такая форма правления, при которой власть сконцентрирована в руках одного человека или органа власти. Зачастую авторитаризм совмещается с диктатурой. Оппозиционная структура при этом режиме невозможна, но в экономической сфере, например культурной или личной жизни, остаются личностная автономия и некоторая свобода действий.

Признаки авторитарного политического режима:

1) автократический не ограниченный законами характер власти — правит страной один человек (диктатор) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа); власть неподконтрольна гражданам (может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению);

2) опора на силу — режим обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению;

3) монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции; возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям;

4) обновление руководящих кадров методом самопополнения, а не конкурентной борьбы, назначения сверху; отсутствие механизмов преемственности и перехода власти;

5) установление режима в основном посредством переворота с помощью вооруженных сил и принуждения;

6) власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, хотя может влиять на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного регулирования.

Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. При нем сохраняются автономные, не регулируемые государством общественные сферы, особенно экономики и частной жизни, сохраняются элементы гражданского общества. Происходит отказ от тотального контроля над обществом.

Таким образом, авторитаризм — это политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих существование политической оппозиции, но сохраняется автономия личности и общества во внеполитических сферах.

Его слабыми сторонами можно считать:

— полную зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей;

— отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола властей;

— ограниченность политического выражения общественных интересов.

К достоинствам авторитарного режима относятся:

— способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок;

— возможность мобилизовать общественные ресурсы на решение определенных задач.

Авторитарные формы правления весьма разнообразны, к ним относятся тиранический, деспотический, военный и клерикальный режимы.

Тиранический режим. Власть узурпируется одним человеком, который осуществляет единоличное правление. Она лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел.

Тиранические режимы в древности нередко устанавливались на завоеванных землях. Захватчики широко используют принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией другой страны связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранические режимы можно было наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах. В современном мире тирания неприемлема.

Деспотический режим. Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Этот режим характерен для стран с абсолютистской монархией. Ярким примером является период царствования в России Ивана Грозного. Этот режим может возникнуть и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или способов подавления противников режима и т. д.

Клерикальный режим. На господстве религиозных лидеров, которые сосредотачивают в своих руках как светскую, так и духовную власть, базируется клерикальный режим. В качестве примера можно привести Иран.

Военно-диктаторский режим. На власти высшей военной элиты, захватившей правление в результате переворота, основан военный режим. Армия становится господствующей социально-политической силой, которая реализует как внешние, так и внутренние функции государства. Страны с авторитарным режимом такого типа — это Ирак при правлении С. Хусейна, Мьянма, а также ряд стран Тропической Африки.

(Презентация работы второй группы. Формулирование вывода.)

Вывод. Авторитаризм не опирается на активную массовую поддержку и большинство демократических институтов, поэтому способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти. Он не может стать инструментом прогрессивного реформирования общества.

3. Демократия

(Рассказ учителя в пределах материала учебника.)

— Работая с дополнительным материалом, определите сущность, основные черты, достоинства и недостатки демократических режимов.

Дополнительный материал

Демократический режим

Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав. Однако зачастую демократия связана с государством, а значит, с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Характерные черты демократического режима:

1) суверенитет народа — народ выбирает представителей власти и может периодически их сменять;

2) всеобщее, равное и тайное избирательное право — выборы проводятся регулярно на соревновательной основе, т. е. различные группы или индивидуумы свободны выставлять свою кандидатуру, а избиратели — изъявлять свою волю;

3) периодическая выборность основных органов власти — лица, осуществляющие верховную власть, избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства происходит в результате выборов;

4) защита прав отдельных личностей и меньшинства — сочетание правления большинства и защита прав меньшинства; если в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим;

5) равенство прав граждан на участие в управлении государством — свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве;

6) законодательное закрепление основных прав человека — гарантия этих прав, приоритет прав личности над государством; обеспечение одобренного гражданами механизма разрешения споров между личностью и государством;

7) разделение властей — законодательная, исполнительная и судебная власть;

8) развитая система представительства — парламентаризм;

9) плюрализм — возможность легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям; свобода выражения суждений;

10) демократическая процедура принятия решений (выборы, референдумы, парламентское голосование и др.) — решения принимаются большинством при уважении права меньшинства проявлять несогласие, меньшинство (оппозиция) имеет право выступать с критикой в адрес правящей власти и выдвигать альтернативные программы.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

Прямая демократия. При прямой демократии все граждане непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей (в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов). Так, в Древних Афинах осуществлялась прямая демократия с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тыс. свободных граждан.

Плебисцитарная демократия. Если прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), то при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Это могут быть референдумы, на которых гражданам посредством голосования предоставляется право одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона.

Возможность участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелика.

Представительная демократия. При представительной демократии граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы при принятии политических решений, принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, выборные лица занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.

Вопросы к тексту

— В чем вы видите достоинства демократии?

— Каковы ее недостатки?

— Какие признаки характерны для демократического режима?

(Ответы учеников. Формулирование вывода при консультативной помощи учителя.)

Демократическое государство придерживается принципа «разрешено все, что не запрещено законом». Оно служит человеку и обществу, а не наоборот. Современная демократия — это представительство интересов всего народа, а не его отдельных сословий.

Дискуссия. Изучите материал рубрики «Мнения» на с. 25 учебника. Представьте, что мы оказались на заседании дискуссионного клуба, участники которого разошлись во мнениях.

Вопросы для дискуссии

— С какой точкой зрения вы согласны?

— Какие аргументы вы можете привести в защиту своей позиции?

— Возможно, у вас есть свои версии?

(Подведение итогов дискуссии.)

V. Подведение итогов урока

(Учитель помогает ученикам сформулировать основные выводы и заполнить сравнительную таблицу.)

Политические режимы

Критерии для сравнения

Тоталитарный

Авторитарный

Демократический

Полномочия главы государства

Практически не ограничены

Фактически не ограничены

Строго ограничены законом

Представительные органы власти

Отсутствуют или марионеточные

Имеют широкий круг полномочий

Разделение властей

Формально признается

Отвергается

Реализуется на практике

Полномочия местных органов власти

Формальные

Минимальные

Максимальные

Партии

Одна массовая политическая партия

Правящая государственная партия

Многопартийность

Идеология

Господство одной идеологии

Политический плюрализм

Права и свободы

Разрешено только то, что приказано

Разрешено то, что не имеет отношения к политике

Разрешено все, что не запрещено законом

Карательные органы

Проводят массовые политические репрессии

Осуществляют тайный политический сыск

Строго регламентированы законом

Оппозиция

Запрещена

Действует легально

Мера осуществления власти

Всеобщий контроль, насилие

Существуют неконтролируемые властью области общественной жизни

В рамках закона

Отношение людей к власти, их взаимодействие

Слияние общественного сознания с властью

Отчуждение народа от власти

Поддержка представителей власти народом

Творческое задание. Вспомните сюжет русской народной сказки «Теремок». Представьте, что в нем представлена модель некоего государства.

— Из-за чего теремок оказался разрушен в сказке?

— Что произошло бы, если бы в теремке был установлен авторитарный и тоталитарный режимы?

— Как развивались бы события, если бы герои сказки установили демократический режим?

(Ответы учеников.)

Домашнее задание

§ 3. Дифференцированное задание:

1. Для сильных учеников — выполнить задание 4 рубрики «В классе и дома» на с. 26 учебника и написать эссе на тему «Лучшие должны править во всех государствах и при всех режимах. Всякий режим плох, если при нем правят худшие» (И.А. Ильин).

2. Для средних учеников — выполнить задания 1-3 рубрики «В классе и дома» на с. 26 учебника.

3. Для слабых учеников — ответить на вопросы 1, 2, 5, 6 рубрики «Проверим себя» на с. 25 учебника.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.