Государство

Урок обществознания в 9 классе

Цели и задачи: охарактеризовать функции государства и его роль в жизни общества; познакомить с формами правления и формами государственного устройства; развивать интерес к учебному предмету.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значения понятий: суверенитет, гражданство, форма правления; характеризовать государство по его признакам и функциям; различать и сопоставлять формы правления и государственного устройства; оценивать роль государства для личности и общества; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; изучать и систематизировать информацию из различных источников; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; 2) регулятивные: планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3) познавательные: ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; устанавливать аналогии; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых и творческих задач; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения; личностные УУД: формирование гражданской позиции, ответственности за свое поведение в обществе; развитие устойчивого познавательного интереса к изучению обществознания.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска.

Тип уроков: уроки общеметодологической направленности.

Ход уроков

I Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

1. Институт политической системы, обладающий монополией на правотворчество и представляющий интересы общества в целом:

1) государство

2) СМИ

3) общественные движения

4) партии

2. Из двух суждений о СМИ как политическом институте: а) СМИ не оказывают существенного воздействия на формирование настроений в обществе; б) СМИ служат для распространения в обществе определенных политических взглядов и идей:

1) верно только а

3) верны оба суждения

2) верно только б

4) оба суждения неверны

3. Политическая партия — это организация, которая:

1) борется за власть

2) решает хозяйственные вопросы

3) объединяет людей по интересам

4) образуется стихийно

4. Политикой древние греки называли:

1) искусство ведения домашнего хозяйства

2) ораторское искусство

3) искусство управления государством

4) политический талант

5. Одна из обязательных характеристик государства:

1) разделение властей

2) наличие армии

3) осуществление тотального контроля над личностью

4) многопартийность

6. Признак правового государства:

1) суверенитет

2) наличие национальной валюты

3) разделение властей

4) институт президентства

7. Из двух суждений: а) политика объединяет людей для достижения социально значимых целей; б) политика в определенной мере обеспечивает права и свободы граждан:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Политической властью обладает:

1) начальник строительного участка

2) губернатор области

3) секретарь руководителя фирмы

4) директор библиотеки

9. К функциям политики не относится:

1) внедрение различных моделей поведения в обществе

2) выполнение задач, связанных с управлением и руководством жизнью в обществе

3) обеспечение формирования политической культуры

4) мобилизация людей для решения важных для общества задач

10. Из двух суждений: а) политика — это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами и государством; б) политика — это участие в делах государства, определение формы, задач, содержания деятельности государства:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11. Из двух суждений: а) политическая власть осуществляется только в рамках государства; б) политическая власть осуществляется в рамках партий, профсоюзов, международных организаций:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

(Проверка выполнения заданий.)

III. Введение в новый материал

В разные исторические времена люди задумывались о сущности и роли государства в жизни общества. Например, Конфуций так говорил о справедливом государстве: «Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести». Можно ли с ним согласиться? Или его слова безнадежно устарели? Попробуем ответить на эти вопросы на наших уроках.

Тема уроков: «Государство».

План уроков

1. Происхождение государства.

2. Признаки государства.

3. Формы государства.

4. Гражданство.

Проблемный вопрос

— Возможно ли существование общества без государства?

IV. Работа по теме уроков

1. Происхождение государства

Как возникают политическая власть и государство? Существует несколько теорий происхождения государства. Попробуем исследовать природу данного вопроса.

— Разделитесь на восемь творческих мини-групп (по 2-3 участника), исследуйте различные теории происхождения государства и представьте краткий отчет о проделанной работе.

Рабочий материал для первой группы

Теологическая теория происхождения государства

Одной из первых теорий происхождения государства была теологическая (в переводе с древнегреческого языка теос — бог). Согласно данной теории государство — это Божий промысел, а царь (правитель) — наместник Бога на земле, и его повеление — проявление Божьей воли. Египтяне почитали фараона наряду с богами — творцами мира. После смерти фараон автоматически становился великим богом и возносился на небо. Имя правителя не поминали всуе, говорили о нем лишь в прошедшем времени и непременно во множественном числе: «были». В древнем Китае императора называли сыном Неба, владыкой Поднебесной, так как его власть распространяется на весь поднебесный мир. В Европе теологическая теория происхождения власти была обоснована средневековым философом Фомой Аквинским. Российские самодержцы также считались наместниками Бога на Земле. Сторонники божественного происхождения власти существуют и в наши дни.

Верховная власть как воплощение Божьей воли не должна была вызывать сомнений в праве вершить судьбы людей. Она не должна была подтверждать свои полномочия при помощи законов и конституций. Даже на недостойного правителя нельзя роптать, ведь в его своеволии и жестокости виновны подданные — именно за их прегрешения боги ниспослали им такую власть, для назидания и во искупление грехов. А как же в таком случае быть со свободой человека, его достоинством? Сторонники теологической теории происхождения власти утверждали, что свобода и достоинство — внутреннее состояние духа, сопутствующее просветленному и праведному человеку. В лучшем из миров он получит воздаяние за смирение и покорность, а обидчики и гонители, деспоты и тираны — за зло, причиненное людям.

Теологическая теория удобна для власти, потому что лишает народ права на сопротивление насилию. Оспорить ее сложно: либо человек верует в постулат «всякая власть от Бога», либо нет, но за это его ждет Божья кара и воздаяние.

Рабочий материал для второй группы

Патриархальная теория происхождения государства

Патриархальная теория (от латинского слова патер — отец) происхождения государства родилась в Древней Греции. Ее приверженец Аристотель полагал, что сначала возникает семья, в которой человек учится порядку, подчинению, общению, а затем из семьи вырастает государство. Он именовал человека «политическим животным», которое обретает себя только в общении с себе подобными.

Глава семьи — отец. Он руководит всей жизнью дома, добывает средства пропитания и волен распоряжаться жизнью и смертью своих детей: может их наказать и даже убить за провинности. Вспомните героя повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», который говорит своему сыну Андрию: «Я тебя породил, я тебя и убью».

Наиболее естественным государственным строем в патриархальной теории признается монархия, ведь власть царя можно уподобить власти отца. Царь — отец своего народа, т. е. всех людей, живущих в управляемой им стране. Недаром одним из титулов императора в Древнем Риме и был титул патер патрие — отец отечества.

В китайском языке слово «государство» состоит из двух иероглифов — го (государство) и цзя (семья). В Древнем Китае подданные рассматривались как дети, а правитель наделялся функциями и качествами отца, обязанного заботиться об их благосостоянии. Сторонник патриархальной теории Конфуций утверждал, что для управления страной достаточно таких качеств, как сыновняя почтительность и братская любовь.

На Руси царя, который по своей воле казнит и милует подданных, называли батюшкой. Историк Н.М. Карамзин именовал российское правление «отеческим», патриархальным.

Понимание государства и политики как подобия семьи сохранилось и в современной политической мысли. Английский политолог Д. Пикклз отмечает, что там, где существует семья, неизбежно появляются правительство и политика. И в семье, и в обществе кто-то должен заботиться об интересах всех членов этих образований, о справедливости и безопасности.

Но если правитель — отец народа, то необходимы ли законы, одобренные народом? Нужен ли универсальный порядок, которому должен подчиняться и сам правитель? Ведь отцу для наказания сына не требуется особых разрешений. Получается, что правитель со своим окружением может управлять страной по собственному усмотрению. Таким образом, патриархальная теория предполагает добровольность подчинения народа власти, необязательность каких-либо формальных подкреплений полномочий правителей.

Рабочий материал для третьей группы

Договорная теория происхождения государства

Согласно договорной теории происхождения государственной власти, с усложнением хозяйственных отношений в древности люди решили, что заботиться об общих делах, о защите и безопасности членов общества должна определенная группа соплеменников. Остальные члены общества тогда смогли бы спокойно трудиться, торговать, заниматься своими частными делами, не отвлекаясь на вопросы управления. Для того чтобы власть могла решать важные общественные вопросы, ее наделили полномочиями, люди уступили ей часть личной независимости и свободы, обязались выполнять ее распоряжения, а также выплачивать налоги, на которые правители смогли бы существовать и выполнять свои функции. Таким образом, государство возникло в результате общественного договора.

Мыслители Древней Индии отмечали, что первый из царей был выбран людьми, убедившимися в том, что без единого для всех порядка жить нельзя. Ссоры и споры разрушали порядок жизни, не давали возможности трудиться сообща. Подобные идеи высказывались философами Древнего Китая и античности.

Наиболее полно теория общественного договора была представлена в трудах мыслителей Нового времени Томаса Гоббса и Джона Локка, Жан-Жака Руссо и Томаса Пейна. Гоббс в книге «Левиафан» утверждал, что в естественном (природном) состоянии человеком движут разрушительные страсти (стремление к наживе, алчность, честолюбие и т. п.). Однако помимо страстей человеку дан еще и разум. Для того чтобы выжить, люди осознанно уступают часть своей природной свободы государству. Оно должно быть грозным, устрашающим, словно библейское чудовище Левиафан, и принуждать человека к исполнению законов. Свобода по Гоббсу — это следование единому и равному для всех закону, запрещающему все, что идет во вред совместной жизни людей.

В эпоху Нового времени народы из пассивных наблюдателей превратились в активных участников и творцов истории (революции в Нидерландах и Англии, образование США). Главным в договорной теории происхождения государства стало положение о взаимной ответственности власти и народа по отношению друг к другу. Люди получили право на сопротивление тирании, нарушавшей установленный общественный договор.

Теория общественного договора определяла пределы вмешательства государства в жизнь человека. Приоритетом и ценностью для власти должны быть личные права, свободы людей, их жизнь, достоинство, собственность. Сила государства заключается в доверии граждан.

Рабочий материал для четвертой группы

Теория насилия

Интересный подход к проблеме происхождения государственной власти демонстрирует теория насилия. Согласно ей в древности один народ вторгался на земли другого народа и завоевывал его. Поработители устанавливали свои порядки, превращаясь в обладателей власти и богатств. Например, государство в Спарте — одном из греческих полисов — возникло следующим образом. Дикие дорийские племена с севера вторглись в Южную Грецию — Лакедемон, поработили местное население, обратив его в рабов-илотов. Сами же дорийцы-спартиаты стали господами. А вот пример из древней истории нашей страны, рассказанный в «Повести временных лет» — первой русской летописи. Новгородский староста Гостомысл, сетуя на непорядки и смуты в своей земле, снарядил посольство в соседнюю землю, к варягам. Послы обратились к варяжским князьям-конунгам со словами: «Земля наша велика и обильна, да порядка в ней нет. Придите и владейте нами». И пришли на Русь варяги во главе со своим князем Рюриком. И стал он править в Новгороде. Принесли варяги на Русь и законы, и порядок. А как образовались варварские королевства в средневековой Европе? Германское племя лангобардов вторглось в Северную Италию и основало там свое государство — Королевство Лангобардов. В качестве примера можно привести и норманнское вторжение на Британские острова. Конечно, покоренные народы постоянно стремились к свободе и поэтому нуждались в некой узде -новом государственном устройстве.

Но может ли в результате вмешательства одного народа в жизнь другого возникнуть государство? Ученые пришли к выводу, что для этого изменения должны произойти в жизни самого покоренного народа (развитие хозяйства, возникновение частной формы собственности, выделение знати). Например, варягов призывали на готовое княжение. Угроза со стороны соседей, вторжения и набеги, общение народов, стоящих на различных ступенях исторического процесса, могут лишь ускорить ход развития общества, стимулировать образование государства, но не создать его.

Рабочий материал для пятой группы

Ирригационная теория происхождения государства

Сторонники ирригационной теории происхождения государства полагают, что власть в древнейших государствах Востока (Египет, Месопотамия, Китай) возникла в силу необходимости координировать труд огромного числа людей по строительству каналов, дамб, очистке полей. Без обуздания вод великих рек невозможной была бы сама жизнь древних народов.

По преданию, правители первой китайской династии Ся руководили восстановлением разрушенных водой дамб, строительством плотин на реке Хуанхэ. В Египте периода Среднего царства фараоны организовывали работы по строительству новых каналов и плотин, а также огромного водохранилища — Меридова озера, где собирались во время разлива воды Нила. Общественные работы организовывали и древние правители Шумера и Аккада. Благодаря слаженному труду тысяч и тысяч людей болотистые земли Междуречья Тигра и Евфрата были превращены в плодородные поля. Необходимость обуздания природы послужила делу объединения страны, ее народа, образованию государства.

Централизация власти, сосредоточение ее в одних руках для организации общественно значимых работ привели к тому, что власть на Востоке приобрела деспотический характер. Был создан невероятно громоздкий аппарат чиновников, писцов, учитывавших и контролировавших труд народа. Правители, уверовав в свое могущество, расходовали силу и энергию народа уже не только на необходимые вещи, но и на строительство огромных гробниц, усыпальниц, дворцов. Власть сращивалась с собственностью — она давала право владения землями, мастерскими, а все жители страны становились ее подданными.

Безусловно, ирригационная теория имеет под собой исторические основания. Она учитывает особенности хозяйственной деятельности людей и объясняет возникновение государственной власти исходя из внутренних условий развития народов. Правда, данная теория имеет весьма локальное применение, поскольку распространяется только на определенные регионы орошаемого земледелия.

Рабочий материал для шестой группы

Психологическая теория происхождения государства

Российский ученый-социолог Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) выдвинул психологическую теорию происхождения государственной власти. Он полагал, что все люди от рождения обладают определенными психологическими особенностями: одни имеют стремление к управлению, другие — к подчинению. В государстве и праве находят свое воплощение именно эти проявления человеческой психики.

При всей условности и даже спорности выводов Л.И. Петражицкого в них содержится важная мысль: государство возникает не как внешняя сила, навязанная человеку, а как продукт развития самого человеческого общества. Правда, при этом социолог утверждал, что тех, в ком доминирует инстинкт послушания, большинство, следовательно, народ (а он и есть это большинство) — всего лишь пассивная масса, которую ведут некие вожди. «Народы сами не ходят, их необходимо направлять». Тем самым понятие гражданина как личности, активно участвующей в государственной политической жизни, как партнера властных отношений полностью обесценивалось.

Рабочий материал для седьмой группы

Биологическая теория происхождения государства

Сторонники биологической теории происхождения государства считают, что все люди, как и животные, делятся на две группы: хищников и травоядных, сильных и слабых. Причем первых значительно меньше, и. чтобы выстоять в борьбе против слабых, которые, следуя своей природе, «собираются встала», сильным необходимо захватить власть. Они должны провозглашать свои порядки, издавать законы для слабых и держать их в повиновении. Если побеждают сильные, то создают на основе собственных принципов государство и законы. По их воле возникли Римская империя, Пруссия. Российская империя. Идеи слабых — это христианство, социализм, анархизм. Захват власти слабыми может привести к концу мира.

Множество людей, познакомившись с подобной теорией, причислят себя к категории сильных. Ведь так приятно почувствовать себя в этой роли: я сильный, мне дано определять, что остальным можно делать, а чего нельзя. Особенно подвержены таким чувствам обделенные удачей, завистливые и малообразованные люди. И если волею судеб они действительно получат доступ к власти, то народ и страну ожидают черные времена.

В биологической теории размыты представления о том, что же такое «хорошо», а что «плохо». Если я сильный, то я могу отнять у слабого его дом, вещи, свободу и даже жизнь. Все нравственные ограничения — только для слабых; у сильного — своя мораль, свой закон.

Может ли государство служить только сильным? Долго ли оно просуществует в историческом времени? Конечно, страх — великая сила, он может служить опорой власти, но как только в сознание людей закрадывается сомнение и возникает свободная мысль, так все это могущественное государство сильных, подобно колоссу на глиняных ногах, начинает давать трещины и наконец рушится в одночасье. Что остается от его силы, от его былого величия?

Рабочий материал для восьмой группы

Классовая теория происхождения государства

Классовая теория происхождения государства была разработана К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным. Возникновение государств объяснялось процессами, явлениями, изменениями, происходящими в самом обществе. По мнению Энгельса, государства образовывались в итоге развития производительных сил общества (человек, техника, технологии) и общественного разделения труда. В результате выделились семьи как самостоятельно хозяйствующие ячейки общества, возникла частная собственность.

В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельс отметил три этапа в разделении труда, которые предшествовали возникновению государства: выделение в качестве самостоятельных хозяйственных единиц скотоводческих и земледельческих племен, развитие обмена между ними; выделение в самостоятельную сферу человеческой деятельности ремесла. Содержала ремесленников община, а они изготавливали необходимые для нее предметы труда и быта. Затем в соседской общине выделилась группа торговцев, которые ничего сами не производили, а только обеспечивали обмен продукцией в обществе.

Общественное разделение труда привело к появлению отдельно хозяйствующих семей, к обособлению собственности. Общество разделилось по имущественному признаку на богатых и бедных, угнетателей и угнетаемых. Государство же обязано было обслуживать интересы главным образом верхов и удерживать в повиновении трудовой народ.

Теоретики марксизма видели классический пример становления государственности в афинской истории, где реформы Солона, Клисфена и Писистрата закрепили разделение граждан по имущественному признаку. По их мнению, государства образовывались не в результате военных действий, а являлись продуктом длительного процесса экономического развития общества. Вырываясь благодаря усовершенствованию орудий труда и способов трудовой деятельности из-под жесткой власти природы, человек попал в зависимость от другой силы — силы государства. В мир пришли жестокие войны, цель которых — захват добычи, пленных, обращение их в рабов. Для теоретиков марксизма государство — это аппарат насилия, классового господства. Возникает оно как следствие раскола общества на враждебные классы угнетателей и угнетенных.

(Краткая презентация работы групп, составление и фиксирование в тетради перечня.)

Запись в тетради

Основные теории происхождения государства:

теологическая — государство сотворено Богом, правитель действует по его велению;

патриархальная — государство выросло из семьи, подданные относятся к правителю, как дети к отцу;

договорная — государство является продуктом договора между людьми о защите их естественных прав;

ирригационная — государство появляется из-за необходимости координировать труд огромного числа людей по строительству каналов, дамб, очистке полей;

теория насилия — государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных;

психологическая — государство возникает как реализация стремления одних людей к управлению, а других — к подчинению;

биологическая — государство образуют сильные, они руководят слабыми;

классовая — государство является продуктом классовой борьбы.

2. Признаки государства

(Рассказ учителя в пределах материала учебника, учащиеся ведут опорные конспекты.)

Запись в тетради

Признаки государства:

1) единство территории — единая территория, очерченная государственными границами, признаваемыми другими странами;

2) публичная власть — единая система управления, включающая разветвленный аппарат государственных чиновников и покоящаяся на принципе разделения властей;

3) законодательная деятельность — единая система законов, соблюдаемая всеми гражданами;

4) суверенитет — государство — высшая власть для своих граждан, оно независимо от других государств;

5) взимание налогов — право государства на взимание налогов, идущих на содержание многочисленных служащих и финансирование государственной политики: оборонной, экономической, социальной;

6) монополия на применение силы — легальное принуждение граждан (в случае необходимости с опорой на армию, полицию, суд, прокуратуру).

Функции государства:

1) внутренние:

— защита существующего способа производства, экономической и социальной системы;

— охрана общественного порядка и поддержание дисциплины;

— сохранение целостности общества;

— участие в управлении экономикой, выработка стратегических целей развития;

— регулирование социальных отношений;

— культурно-воспитательная и идеологическая деятельность;

2) внешние:

— защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами на международной арене;

— обеспечение обороны страны, развитие нормальных отношений с другими государствами.

3. Формы государства

Говоря о формах государства, различают форму правления, т. е. кто и как правит, и форму государственно-территориального устройства, т. е. как объединено население страны территориально и как распределяется власть по территории.

Древнегреческие мыслители Геродот, Платон и Аристотель, анализируя природу и сущность правления, пришли к выводам, что оно может быть трех видов:

1) правление одного;

2) правление немногих;

3) правление многих или большинства, т. е. демократия.

Аристотель в труде «Политика» выделял три «правильных» способа организации верховной власти в обществе:

1) царская власть;

2) аристократия;

3) полития (демократия).

Наилучшей формой правления он называет политию — правление большинства в интересах общей пользы. Признаками такого правления Аристотель считал:

— умеренный имущественный ценз на правящие должности;

— избрание путем голосования;

— лишение торговцев и ремесленников политических прав;

— преобладание среднего класса.

«Неправильными» философ называл неограниченные формы власти. По его мнению, неограниченная царская власть приводит к тирании, неограниченная аристократия — к олигархии, неограниченная демократия — к анархии. Наихудшим способом организации власти Аристотель признавал тиранию — деспотическую монархию. Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, он с одобрением относился к умеренной демократии, основанной на примирении богатых и бедных и господстве закона.

Конечно, современный мир дает нам значительно более широкую палитру форм государств, чем прежде. А потому и классификация типов организации государственной власти в настоящее время несколько изменилась.

Рассмотрим две исторические формы правления — монархию и республику.

Запись в тетради

Монархия (от греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху, передается по наследству, осуществляется бессрочно.

Проведем сравнительный анализ монархических форм правления.

(В ходе рассказа учителя заполняется сравнительная таблица или составляется схема.)

Виды монархии

Критерии для сравнения

Абсолютная

Дуалистическая

Парламентская

1. Принадлежность законодательной власти

Монарху

Разделена между монархом и парламентом

Парламенту

2. Осуществление исполнительной власти

Монарх

Формально — монарх, фактически — правительство

3. Назначение главы правительства

Монарх

Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов

4. Ответственность правительства

Перед монархом

Перед парламентом

5. Право роспуска парламента

Парламент отсутствует

У монарха (неограниченное)

У монарха (по рекомендации правительства)

6. Право вето на решения парламента

Парламент отсутствует

Абсолютное вето

Предусмотрено, но не используется

7. Законодательная власть

Указ монарха имеет силу закона

У монарха только в период между сессиями парламента

Предусмотрена, но не используется

8. Примеры

Саудовская Аравия, Катар, Оман, Бахрейн, Бруней, Кувейт, Ватикан

Марокко, Иордания, Таиланд, Непал, Малайзия

Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Испания, Дания, Швеция, Япония

— Обсудите достоинства и недостатки монархии (в группах или парах).

Достоинства монархии:

— является символом единства нации, общественной стабильности (например, в Великобритании);

— гарантирует стабильность политической системы;

— способна эффективно выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты (например, в России такую политику проводил Петр I);

— претворяет в жизнь благородные принципы в сфере социальных отношений (например, социальная политика в ОАЭ).

Недостатки монархии:

— случайность рождения (например, нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник);

— фаворитизм — склонность к выдвижению любимцев на руководящие посты.

Второй формой правления, наиболее распространенной в современном обществе, является республика (около 140 государств).

Запись в тетради

Республика (от лат. respublica — дело народа) — форма государственного правления, при которой высшая власть принадлежит представительным органам, избираемым населением на определенный срок.

— Применяя знания по истории, вспомните, какие республики существовали в древности.

(Ответы учеников.)

Проведем сравнительный анализ республиканских форм правления.

Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Так, в США исполнительная власть сконцентрирована в руках президента, который регулярно (через каждые четыре года) избирается всем народом. Президент назначает членов кабинета министров, которые подотчетны ему, а не парламенту. Это отнюдь не означает, что президент — диктатор. Он не имеет законодательных полномочий. Вся законодательная власть принадлежит высшему законодательному органу США — Конгрессу (палате представителей и сенату). При исполнении своих полномочий президент в определенной мере ограничен властью Конгресса. Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменить любые назначения президента США (право вето) и, наконец, начать процесс импичмента — отстранения президента от власти (за измену, за нарушение конституции и другие преступления).

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент формирует правительство; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов.

В современном мире распространены три типа парламентских режимов:

1) однопартийное большинство в парламенте — одна политическая партия настолько сильна, чтобы образовать правительство (например, Британский парламент, в котором партии достаточно 50% голосов, чтобы образовать правительство на весь срок выборов);

2) парламентская коалиционная система — кабинет министров формируется на основе коалиции (соглашения) различных партий, из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте (например, в Италии);

3) консенсуальный парламентский режим — для разрешения каких-либо спорных вопросов создаются комиссии из равного количества представителей различных этнических групп (например, в Бельгии, где фламандцы составляют менее 15% населения).

(В ходе рассказа учителя заполняется сравнительная таблица или составляется схема)

Виды республик

Критерии для сравнения

Президентская

Смешанная

Парламентская

1. Порядок избрания президента

Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь)

Избирается парламентом

2. Порядок образования правительства

Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле

Правительство формируется президентом и должно получить вотум доверия парламента

Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии

3. Ответственность правительства

Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству

Двойная ответственность: перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен

Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства

4. Право роспуска парламента президентом

Отсутствует

Президент имеет право роспуска парламента

5. Наличие поста премьер-министра

Отсутствует

Существует пост премьер-министра

6. Объем полномочий президента

Президент не только глава государства, но и глава исполнительной власти — правительства

Президент — глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством

Любые действия президент совершает по рекомендации правительства, которое несет за них ответственность

7. Примеры

США, Аргентина, Мексика, Бразилия

Казахстан, Румыния, Франция

Италия, Индия, ФРГ, Швейцария

По формам территориально-государственного устройства выделяют:

1) унитарные государства (от лат. унус — один) — единые государства (Франция, Греция, Португалия, Швеция, Япония), состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций);

2) федеративные государства — союзные государства (Соединенные Штаты Америки, Канада, Аргентина, Бразилия, Мексика, Федеративная Республика Германия, Австралийский Союз, Индия, Россия), складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик);

3) конфедерации — союз независимых суверенных государств, имеющих свои гербы, гимны, столицы, конституции, гражданство (Евросоюз, СНГ, Евразийский экономический союз).

Характерные признаки унитарного государства:

— одноуровневая система законодательства — единая конституция (основной закон страны), верховенство которой признается на всей территории;

— единая система органов государственной власти — один парламент, один глава государства, одно правительство; их полномочия распространяются на всю территорию страны;

— существование только одного гражданства;

— единая система правосудия;

— подразделение на административно-территориальные единицы (округа, департаменты), автономия допускается только в рамках местного самоуправления;

— одноканальная система налогов — поступают в центр и затем распределяются по территориям.

Унитарная форма государственного устройства относительно проста и считается наиболее удобной для управления экономикой, другими сферами жизни страны. Но далеко не всегда данная форма может в полной мере отразить интересы, традиции страны, ее народа. Например, в унитарной Испании, представляющей собой согласно конституции единое государство, вот уже много лет баски и каталонцы выступают за обособление своих территорий в отдельные страны. По испанским законам Страна басков и Каталония имеют только национально-территориальную автономию, т. е. местное самоуправление. Они требуют придать их автономии статус государственной. За создание федеративной государственности выступают и валлоны в Бельгии. А ведь это сравнительно благополучные государства с достаточно высоким уровнем жизни населения. Но наиболее неподходящей унитарная форма оказывается для крупных многонациональных государств со сложной исторической судьбой.

Характерные признаки федеративного государства:

— союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;

— наличие двухуровневой системы государственных органов;

— двухканальная система налогообложения.

В некоторых федеративных государствах существуют и территории, не являющиеся субъектами федерации. Например, в США есть федеральный округ Колумбия, в пределах которого расположена столица США — Вашингтон. В Индии помимо 26 штатов существуют особые территории центрального подчинения.

Субъекты федерации не имеют права от своего имени заключать международные соглашения. В основном они не обладают правом одностороннего выхода из союза. Именно антиконституционный выход южных штатов из состава США привел к тяжелой гражданской войне между Севером и Югом.

Для федеративного государства характерен сильный центр, доминирующий в политической сфере. Так, в США в случае необходимости федеральные власти могут ввести федеральные войска на территорию любого штата, даже если его власти и не просили об этом.

Субъекты федерации могут принимать свои законы, если они не противоречат федеральным. Например, в штате Массачусетс конституция была принята в 1780 г., в штате Нью-Гэмпшир — в 1783 г., в то время как федеральная Конституция США только в 1787 г. Также субъекты федерации могут иметь свою правовую и судебную системы.

В некоторых федеративных государствах гражданин является одновременно гражданином федерации и соответствующего государственного образования (например, штата в США или земли в ФРГ). В других федеративных государствах конституции признают только федеральное гражданство.

Для федеративных государств характерна двухпалатная структура парламента. Верхняя палата формируется из представителей субъектов федерации, обычно на основании равного представительства. Например, в Сенат США каждый из 50 штатов посылает по два представителя. Иной порядок, в зависимости от количества населения, принят в Индии, ФРГ, Канаде.

Во времена СССР формально существовало федеративное государство, но фактически все вопросы жизни государства решало руководство КПСС. В Конституции СССР было закреплено право союзных республик на выход из состава СССР, но реально законного механизма такого выхода не существовало. В Конституции Российской Федерации закреплено право каждой республики, входящей в состав нашего государства, на свою конституцию и законодательство. У других субъектов федерации есть свои уставы и законодательство. Так, Москва как город федерального значения имеет свой устав, утвержденный Московской городской думой.

Особой формой государственного устройства является конфедерация. Каждое из входящих в ее состав государств выступает членом международных организаций, проводит свою внешнюю политику. Но создаются и общие сферы, например, единая валюта, таможня, внешняя политика и оборона. Из истории нам известна конфедерация Швейцарских кантонов, которые в 1848 г. создали более прочный федеративный союз.

Характерные признаки конфедерации:

— отсутствие общей для всей конфедерации территории и государственной границы;

— отсутствие общих законодательных органов и системы управления.

В декабре 1991 г. появилось Содружество Независимых Государств. Страны, входящие в него, договаривались о сохранении единого экономического пространства, о «прозрачности» границ, единой таможенной границе, координации внешнеполитической деятельности, развитии систем транспорта и связи, борьбе с преступностью.

(В ходе рассказа учителя заполняется сравнительная таблица)

Формы территориально-государственного устройства

Особенности

Унитарное государство

1. Одноуровневая система законодательства.

2. Единая структура государственного аппарата.

3. Административно-территориальные единицы имеют равный статус, не обладают политической самостоятельностью.

4. Единое гражданство.

5. Единая система права и правосудия.

6. Одноканальная система налогов

Федеративное государство

1. Двухуровневая система государственных органов.

2. Двухканальная система налогообложения.

3. Субъекты федерации могут иметь свою правовую и судебную системы

Конфедерация

1. Объединение государств на договорной основе для достижения определенных целей

2. Субъекты конфедерации — самостоятельные государства

4. Гражданство

— Одинаковы ли по значению слова «человек» и «гражданин»?

(Ответы учеников.)

Запись в тетради

Гражданство — это устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.

(Самостоятельная работа с п. 4 § 2 учебника. Опрос.)

— Что значит быть гражданином? (Пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности перед государством — платить налоги, защищать Отечество, сохранять природу и т. д.)

— Каковы важнейшие права гражданина РФ? (Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на образование, на труд, свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и слова.)

— Где закреплены права и обязанности гражданина РФ? (В Конституции Российской Федерации.)

— В каком документе наиболее полно представлен комплекс прав человека? (Во Всеобщей декларации прав человека.)

— С выполнением каких обязанностей связана реализация права на образование? (Получить основное общее образование, соблюдать устав школы.)

— В каких документах закреплено право на гражданство? (Во Всеобщей декларации прав человека, в Конституции.)

— Как вы понимаете слова о том, что гражданство является «единым и равным независимо от оснований приобретения»? (Все люди, имеющие гражданство РФ, обладают одинаковым конституционно-правовым статусом, правами и свободами, несут обязанности, вытекающие из российского законодательства.)

V. Подведение итогов уроков. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

1. Ответьте на вопросы 1-4, 6, 7 и выполните задание 5 рубрики «Проверим себя» на с. 18 учебника.

2. Выполните задания рубрики «В классе и дома» на с. 18, 19 учебника (на выбор).

Игра «Открытая кафедра». Учащимся предлагается продолжить следующее предложение.

Если бы я был журналистом, пишущим на тему государства, и имел одну минуту в эфире, то я бы сказал людям следующее…

(Организация игровой деятельности.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 2 учебника.

2. Разработать проект «Гражданином быть обязан» или «Что значит быть сегодня достойным сыном Отечества» (на выбор).

3. Написать эссе на тему «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад» (Н.А. Бердяев).

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.