Политика и власть
Урок обществознания в 9 классе
Цели и задачи: охарактеризовать сущность политической власти и ее особенности; познакомить с влиянием СМИ на политическую жизнь; вызвать интерес к учебному предмету.
Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значения понятий: политика, политическая власть, средства массовой информации (СМИ); описывать роль политики в жизни общества; выделять особенности политической власти; исследовать особенности политической жизни; оценивать степень влияния СМИ на политическую жизнь страны; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; изучать и систематизировать информацию из различных источников; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: работая в группе, определять свою роль и вклад всех участников в общий результат; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: формулировать при поддержке учителя новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; 3) познавательные: работать с учебной и дополнительной информацией; обобщать факты: собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач; личностные УУД: формирование и развитие устойчивого познавательного интереса, становление смыслообразующей функции познавательного мотива; формирование основ гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Мотивационно-целевой этап
— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы, где какая-то женщина рыдала над могилой. Философ послал к ней своего ученика, чтобы узнать о причине столь глубокой скорби.
— Вы так убиваетесь, — заметил ученик, — видимо, ваша скорбь очень глубока.
— Так оно и есть, — ответила женщина, — когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, затем муж, а теперь вот и сын.
— Отчего же не покинете эти места? — спросил Конфуций.
— Здесь нет жестоких властей, — ответила женщина.
— Запомни это, ученик, — сказал Конфуций, — жестокая власть — свирепее тигра.
Вопросы к классу
— О чем эта притча?
— Какие уроки из нее можно извлечь?
(Ответы учеников.)
III. Введение в новый материал
Платон полагал что политика — это «искусство жить вместе». Макиавелли считал, что политика — это деятельность, преследующая сугубо политические цели (например, власть, единство государства и т. д.). Кто из философов был более близок к истине?
Попробуем выяснить это на нашем уроке.
Тема урока: «Политика и власть».
План урока
1. Что такое политика?
2. Политическая власть.
3. Роль политики в жизни общества.
4. Политическая жизнь и средства массовой информации.
Проблемный вопрос
— Почему общество не может нормально жить без власти?
IV. Работа по теме урока
1. Что такое политика?
(Учитель предлагает ответить на первый вопрос рубрики «Подумаем» на с. 4 учебника.)
— Познакомьтесь с высказываниями выдающихся людей, найдите черты сходства и различия.
«Политика — это не наука, а искусство» (О. Бисмарк).
«Политика есть умение добиваться равновесия» (П. Моруа).
«Политика — это стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти» (М. Вебер).
(Проверка выполнения задания.)
Одно из последних по времени определений политики выглядит следующим образом.
Политика — это сфера определенных отношений между различными социальными группами по поводу использования институтов власти для реализации собственных интересов.
Политическая система складывается из трех основных компонентов:
— политические институты — государство, партии и др.;
— политические нормы — конституции, законы, подзаконные акты;
— политическое сознание — обыденные представления о политике, власти, государстве, а также политические идеи и теории.
В разных общественных группах отношение к правительству и политике разное — от полной поддержки до оппозиции.
— Привлекая знания по всеобщей истории и истории России, приведите примеры, иллюстрирующие это утверждение.
(Учитель может привести пример: массовые выступления различных слоев населения против власти на протяжении всей Петровской эпохи, поддержка Михаила Романова всеми слоями общества при избрании на престол.)
2. Политическая власть
— Какие ассоциации вызывает у вас слово «власть»? (Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из выписанных слов выделяются ключевые.)
В словаре Ожегова дано три толкования понятия «власть» — это:
1) право и возможность распоряжаться кем-то или чем-нибудь, подчинять своей воле;
2) политическое господство, государственное управление и его органы;
3) люди, обладающие определенными правами и обязанностями, осуществляющие управление государственным аппаратом, отдельными его органами и людьми.
Проблемное задание. Проанализируйте следующие ситуации. Определите, что общего можно заметить в отношениях людей, участвующих в них, и чем отличаются эти отношения.
Ситуация 1. Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на этой неделе?»
Ситуация 2. Франциск Ассизский, собравшись с последователями своих идей, повелел одному из верующих «говорить о Боге все, что внушил тому Дух Святой». И только начал тот исполнять приказание, как святой Франциск «наложил на него молчание».
Ситуация 3. В спорах и разногласиях, как вспоминают видные деятели правозащитного движения, мнение академика А.Д. Сахарова часто оказывалось решающим. Главную роль играли его безукоризненная честность и признаваемая всеми порядочность.
Ситуация 4. Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке, вызванной невыполнением администрацией условий трудового договора. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался. Он заявил, что согласен с требованиями профсоюза, но боится остаться без работы.
Ситуация 5. Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства.
Ситуация 6. Президент подписал указ об амнистии. Министр юстиции и министр внутренних дел возражали против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении.
(Проверка выполнения задания при консультативной помощи учителя.)
Примерное содержание ответа
1. Общее в данных отношениях то, что они выстраиваются по принципу власть — подчинение.
Ситуация |
Кто главенствует? |
Кто подчиняется? |
1 |
Отец |
Сын |
2 |
Франциск Ассизский |
Верующий |
3 |
А.Д. Сахаров |
Деятели правозащитного движения |
4 |
Владелец фирмы |
Рабочий пенсионного возраста |
Профсоюз |
Рабочие |
|
5 |
Журналист |
Правительственный деятель |
6 |
Президент |
Министры |
2. Различия в данных отношениях касаются сфер воздействия власти.
Ситуация 1. Семейная сфера — власть родителей над детьми.
Ситуация 2. Идеологическая (духовная) сфера — власть идеи.
Ситуация 3. Нравственная сфера — власть авторитета.
Ситуация 4. Экономическая сфера — власть трудового коллектива (профсоюз -> рабочие) и власть работодателя над наемным рабочим (владелец фирмы -> рабочий пенсионного возраста).
Ситуация 5. Информационная сфера — власть общественного мнения.
Ситуация 6. Государственная сфера — власть государства.
Участники рассмотренных отношений не равны между собой, так как одни властвуют (проявляют власть), а другие им подчиняются. Таким образом, власть — это отношения руководства и подчинения, складывающиеся между людьми в процессе организации общественной жизни.
Надеюсь, вы заметили, что в рассмотренных нами ситуациях проявлялись три формы влияния — сила, авторитет и собственно власть.
Проблемное задание. Изучите дополнительный материал и ответьте на следующие вопросы:
— Как вы думаете, какая из трех форм влияния самая прочная и почему?
— Какая самая уязвимая?
— Всегда ли эти формы влияния проявляются в чистом виде?
— Как они взаимосвязаны?
Дополнительный материал
Великие империи Ассирии, Персии, Македонии и, наконец, Рима были созданы силой оружия, воспринимались многими народами как навязанное господство. Власть постепенно все больше стала отрываться от простых людей, возникала пропасть между государством (официальным носителем власти) и обществом. Однажды известный полководец и политический деятель Алкивиад пришел к Периклу, но слуга не пустил его в дом, сказав, что господин занят обдумыванием того, как отчитаться перед афинянами. На это Алкивиад заметил: «Лучше бы он подумал, как не давать им никакого отчета».
Египтяне называли своего царя фараоном, что в переводе означало «большой дом» или «дворец». Они считали, что слово «царь» и имя царя нельзя часто произносить, так как эти слова священны. Подобное почитание было и у других народов — в древнем Китае никто кроме императора не мог носить одежды желтого цвета, не говоря уже о том, что в большинстве стран простым людям было запрещено смотреть на правителя, а нарушение этого правила каралось смертной казнью.
Руководители забывали о своем долге защищать справедливость и интересы народа, это вызывало восстания, революции, войны, движения протеста. До нас дошли имена людей, возглавлявших народные волнения: Спартак, Ян Гус, Мартин Лютер, Степан Разин, Емельян Пугачев и др.
В XVI-XVIII вв. в Европе, как вы знаете из курса всеобщей истории, вспыхнуло несколько революций. Этот период характеризовался не только значительным индустриальным развитием, но и новой организацией государства. Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, А. де Токвилль и многие другие говорили о власти как о взаимодействии между всеми членами общества. Для них власть основывалась не на вере в божественное происхождение правителей, а на разуме и установлении контроля над государственными органами со стороны общества. Источником власти признавался народ, который выражал свою волю через выборы. Выдвигалось требование разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых сдерживала бы другую. Наметился отход от противопоставления государства, обладающего абсолютной властью, и общества, вынужденного подчиняться требованиям представителей государства.
В XX в. люди наблюдали яркие примеры как деспотического злоупотребления властью, так и стремления обратить ее на пользу всех народов. Адольф Гитлер хотел установить власть арийцев над миром и использовал силу оружия для развязывания самой кровопролитной войны в истории человечества, поддерживал практику создания концлагерей для уничтожения других народов. Вместе с тем появились государства, в которых было введено всеобщее избирательное право, провозглашено равенство всех граждан, созданы благоприятные условия для развития творческих способностей каждой личности. Государства начали отчитываться перед своим народом.
(Проверка выполнения задания.)
Политическая власть использует открытое законное применение силы через специальные государственные органы принуждения (полиция, армия, налоговые службы), для нее характерны публичность и наличие центра принятия важнейших решений.
А власть — это добро или зло? Еще древнекитайский философ Мо-цзы утверждал: «Только нравственная власть пользуется уважением». Однако в истории человечества слишком много примеров, которые свидетельствуют о том, что политика плохо согласуется с моралью. Например, римский диктатор Сулла после захвата власти устроил резню шести тысяч своих противников. Когда его спросили, что за страшные крики слышны за окном, он ответил: «Там по моему приказу наказывают нескольких негодяев».
(Проведение мини-дискуссии на тему «Власть: добро или зло?».)
Вопросы для дискуссии
— Согласны ли вы с мнением русского философа Н.А. Бердяева «всякая власть открыто и прикрыто заключает в себе яд»?
— Обязательно ли борьба за власть является злом?
— Может ли политик быть честным? Верны ли, на ваш взгляд, утверждения, что честный политик — тот, у кого едины слово и дело, а благородный политик — это толерантный политик, т. е. терпимый к чужой точке зрения, уважающий мнение другого?
Цель не должна оправдывать средства. Это очень важный вывод, который должно усвоить человечество.
— Работая с п. 2 § 1 и рубрикой «Документ» (с. 5, 6), выделите и проанализируйте особенности и признаки политической власти.
Запись в тетради
Особенности политической власти:
1) распространяется на все общество;
2) все, к кому относятся требования власти, обязаны их выполнять;
3) имеет возможность опираться на силу государства и, если необходимо, принуждать к подчинению своей воле, используя суд, полицию, армию;
4) играет большую роль в любом современном обществе.
Признаки политической власти:
— легитимность;
— публичность;
— многообразие ресурсов (интерес, убеждение, закон, обычаи, традиции, страх);
— верховенство над всеми иными силами общества.
3. Роль политики в жизни общества
(Рассказ учителя в пределах материала учебника, учащиеся ведут опорные конспекты.)
Запись в тетради
Функции (роль) политики:
— организационная — управление и руководство общественными процессами;
— коммуникативная — обеспечение обмена информацией между людьми, диалога граждан и государства;
— регулятивная — воздействие на людей, их поведение, условия жизни;
— интегративная — сплочение различных слоев и групп общества с целью поддержания стабильности и порядка в обществе;
— воспитательная — приобщение индивида к общественным делам, социализация личности (человек — социально активное существо).
Творческое задание. Прослушайте фрагмент из драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов», изучите информацию, представленную в рубрике «Мнения» на с. 7 учебника, и ответьте на вопросы.
Царь.
Умираю;
Обнимемся, прощай, мой сын: сейчас
Ты царствовать начнешь… о Боже, Боже!
Я, с давних лет в правленьи искушенный,
Мог удержать смятенье и мятеж;
Передо мной они дрожали в страхе,
Возвысить глас измена не дерзала…
Будь молчалив; не должен царский голос
На воздухе теряться по-пустому;
Как звон святой, он должен лишь вещать
Велику скорбь или великий праздник.
Вопросы к классу
— Согласны ли вы с методами правления, которые использовал Борис Годунов? Обоснуйте свою точку зрения.
— С какими точками зрения россиян согласуется позиция царя?
— Как вы полагаете, возможна ли в настоящее время в демократическом государстве информационная закрытость власти, исповедуемая героем драмы Пушкина? Ответ обоснуйте.
(Ответы учеников, возможно проведение мини-дискуссии.)
4. Политическая жизнь и средства массовой информации
(Изучение материала с помощью приема комментированного чтения. Формулирование и фиксирование выводов в тетради при консультативной помощи учителя.)
Запись в тетради
Функции СМИ:
1) информационная — доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества;
2) аналитическая — осмысление и комментирование фактов, событий, общественных процессов, организация общественного диалога;
3) идеологическая — формирование массового сознания;
4) развлекательная.
Давайте поразмышляем о том, как СМИ влияют на жизнь общества.
Дискуссия. Представьте, что мы оказались на заседании дискуссионного клуба, участники которого разошлись во мнениях. Одни полагают, что СМИ играют положительную роль в политической жизни общества, другие придерживаются противоположной точки зрения.
— Разделитесь на две группы, каждая из которых подберет аргументы в защиту той или иной позиции.
(В ходе проверки выполнения задания составляется перечень.)
Позитивная роль СМИ в политической жизни общества:
— оперативное освещение информации — обращение внимание людей на проблемы общества;
— утоление информационного голода;
— повышение общей, в том числе и политической, культуры людей;
— взаимное информирование властей и населения, снятие социальной напряженности.
Негативная роль СМИ в политической жизни общества:
— манипуляция общественным сознанием — может быть предоставлена заведомо ложная информация (иногда из разных источников), которая откладывается в сознании людей и влияет на принятие важных решений (когда станет известна правда, цель уже достигнута);
— демонстрация ложных и опасных ценностей — культ насилия, грубое и пошлое поведение и т. д.;
— опасность подражания подростков и людей с сформированными жизненными ценностями отрицательным персонажам, которые, например, на экране никак не наказываются и даже не порицаются.
V. Подведение итогов урока
(Учитель помогает ученикам сформулировать выводы по теме урока. Фронтальный опрос.)
— Китайская мудрость гласит: «Власть, чтобы ее уважали, должна начинать со строгости, а кончить великодушием». Согласны ли вы с этим утверждением?
— Вспомните слова Вольтера: «Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за ваше право его высказывать я готов пожертвовать жизнью». О чем свидетельствуют эти слова?
— Бывший президент Франции Ж. Помпиду когда-то провел границу между политиком и государственным деятелем, утверждая, что последний работает для нации, тогда как первый — для себя. Прокомментируйте это высказывание.
— У Льва Толстого есть притча. Крестьянина, привязанного к дереву, облепили здоровенные комары. Подходит помещик и говорит: «Давай сгоню». Крестьянин просит: «Не надо, барин. Эти уже насосались, а сгонишь — новые прилетят». Какое отношение притча имеет к проблеме власти в обществе?
— Раскройте смысл высказывания А. Камю: «Свободная печать бывает хорошей или плохой… но еще более верно то, что несвободная печать бывает только плохой».
— Раскройте смысл высказывания О.В. Ключевского: «Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает».
— Раскройте смысл высказывания С. Прествича: «Комментарии свободны, но факты священны».
Домашнее задание
1. Прочитать § 1 учебника.
2. Выполнить задание 3 или 4 рубрики «В классе и дома» (на выбор).
3. Написать эссе на тему «Недолговечна та власть, которая управляет во вред народу» (Сенека).