Гражданское общество и государство

Урок обществознания в 9 классе

Цели и задачи: познакомить с сущностью и признаками гражданского общества; охарактеризовать формы местного самоуправления; развивать интерес к учебному предмету.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятия гражданское общество; определять факторы формирования гражданского общества; соотносить мировоззрение и жизненные ценности; характеризовать этапы становления гражданского общества; исследовать полномочия и деятельность местных органов самоуправления; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; изучать и систематизировать информацию из различных источников; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; 3) познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи; личностные УУД: формирование демократических ценностей; становление демократической политической культуры; осмысление своей гражданской позиции; настроенность на посильное и созидательное участие в жизни общества.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, экран, электронное приложение к учебнику, магнитная или интерактивная доска.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Актуализация опорных знаний

(Тестовый контроль.)

1. Для правового государства характерно:

1) господство государственной власти

2) подчинение суда праву

3) приоритет прав социально-экономической элиты

4) социальное равенство

2. Признак, присущий только правовому государству:

1) наличие публичной власти

2) разделение властей

3) единство территории

4) суверенитет

3. В правовом государстве права и свободы человека признаются:

1) отчуждаемыми

2) приобретаемыми

3) прирожденными

4) даруемыми

4. Из двух суждений: а) правовое государство предполагает взаимную ответственность государства и личности; б) правовое государство предполагает наличие гражданского общества:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Исключительным признаком правового государства является постулат:

1) источником закона является верховная власть, сама же она стоит выше закона

2) все государственные должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона

3) принятие законов должно осуществляться представительными законодательными органами

4) принятые законы обязательно должны быть опубликованы в средствах массовой информации

6. Идея о разделении властей на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную — принадлежит:

1) Аристотелю

2) Ш. Монтескье

3) Платону

4) Цицерону

7. В древнеримском суждении «Не царь закон, а закон царь», отразились принципы:

1) социалистического государства

2) тоталитарного государства

3) правового государства

4) коммунистического государства

8. Основная функция исполнительной ветви власти:

1) контроль над ходом политического процесса

2) принятие политических программ

3) реализация принятых решений, управление общественными делами

4) нормотворческая деятельность

9. Основная функция законодательной ветви власти:

1) выполнение международных обязательств

2) исполнение принятых решений

3) контроль за ходом политических процессов

4) нормотворческая деятельность

10. Основная функция судебной ветви власти:

1) контроль за соблюдением законодательства

2) надзор за политическими партиями и общественными организациями

3) исполнение законов и предписаний

4) законотворческая деятельность

(Проверка выполнения заданий.)

III. Введение в новый материал

(Учитель выводит высказывания на интерактивную доску или размещает распечатки на магнитной доске.)

— В приведенных утверждениях выделите ключевые слова, которые помогут определить тему урока.

Рабочий материал

1. Гражданское общество — это общество, где человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются и защищаются его права и свободы, обеспечиваются условия для самореализации личности.

2. Для меня гражданское общество — это, прежде всего, общество, в котором каждый отвечает за свои поступки сам, не перекладывает ответственность ни на кого другого. Гражданское общество — это общество, в котором нет равнодушных к происходящим событиям.

3. Наличие гражданского общества определяется существованием так называемого среднего класса. Хотелось бы добавить, что средний класс — это не только материальное благосостояние, но и определенный духовный уровень.

4. В моем понимании в гражданском обществе установлена правовая связь человека с государством, государство защищает гражданина, а тот, пользуясь своими правами, в свою очередь, выполняет определенные обязанности, которые заключаются главным образом в соблюдении законов.

Тема урока: «Гражданское общество и государство».

План урока

1. Что такое гражданское общество?

2. Местное самоуправление.

3. Общественная палата.

Проблемный вопрос

— Должно ли государство отвечать за все, что делается в обществе?

IV. Работа по теме урока

1. Что такое гражданское общество?

— Какие ассоциации вызывают у вас слова «гражданское общество»?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «гражданское общество».)

Запись в тетради

Гражданское общество — это общество с развитой системой экономических, политических, культурных отношений, которые законодательно ограждены от прямого вмешательства со стороны государственной власти.

— Изучите и прокомментируйте схему.

(Рассказ учителя, учащиеся ведут опорные конспекты.) Как вы помните из уроков всеобщей истории, первые государства возникли около 5-6 тыс. лет назад. А когда возникло гражданское общество? Процесс его формирования прошел несколько этапов:

1) XVII- XVIII вв. — складывание экономических и политических предпосылок для существования гражданского общества, переворот в общественной идеологии;

2) XIX в. — начало процесса формирования гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и в США;

3) XX-XXI вв. — становление правового государства и гражданского общества в различных странах.

Каковы предпосылки формирования гражданского общества? Их можно разделить на несколько групп:

— экономические — частная собственность (главная материальная гарантия личной свободы и человеческой самодеятельности), многоукладная экономика (разнообразие видов собственности), свободный рынок и конкуренция;

— социальные — большая роль среднего класса в жизни общества (образованных, профессионально востребованных людей, способных отстаивать свои права законным образом, обладающих социальной инициативой);

— политико-правовые — юридическое равенство, обеспечение прав граждан, децентрализация власти, политический плюрализм, местное самоуправление, личная свобода (свобода выбора, личная инициатива);

— культурные — доступ к информации (право на информацию о том, что происходит в обществе, как оно управляется, какие проблемы являются основными), высокий уровень образования, веротерпимость.

Таким образом, основные причины возникновения гражданского общества:

— развитие многообразных форм частной собственности;

— свободная рыночная экономика;

— утверждение демократических ценностей, прав и свобод человека и гражданина;

— признание ценности свободной и ответственной личности.

Структура гражданского общества:

— политические партии и движения;

— национальные движения и нации;

— общественные организации (экологические, антивоенные, правозащитные) и движения массового характера (например, любители собак, нумизматы);

— социальные слои общества (например, студенты, пенсионеры);

— религиозные организации;

— различные союзы и ассоциации (союз предпринимателей, профсоюз студентов);

— коллективы на производстве, в учебных заведениях;

— научные и культурные организации, спортивные общества;

— семья как ячейка общества.

Основные признаки гражданского общества:

— политический плюрализм (легально существующие независимые от государства политические организации);

— добровольность участия граждан в общественной жизни;

— частная собственность в качестве экономической основы;

— наличие справедливых законов, отстаивающих права человека;

— ответственность личности перед обществом (правовой и моральной) за свои действия;

— формирование идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности.

(Составление кластера при консультативной помощи учителя)

Местное самоуправление

(Самостоятельная работа, выполнение заданий учителя.)

— Изучив п. 2 § 5 учебника и извлечение из главы 8 Конституции РФ, выполните задания и ответьте на вопросы.

(Текст документа выводится на интерактивную доску (см. электронное приложение к учебнику).)

— Как вы понимаете положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти? (Органы местного самоуправления не могут назначаться государством, не находятся в подчинении его органам, а избираются местным населением и ему подконтрольны и подотчетны.)

— Объясните значение термина «муниципальная собственность». (Муниципальная собственность — земельные участки, движимое и недвижимое имущество, которое находится под управлением муниципальной власти.)

— В чем основная цель местного самоуправления? (Обеспечение решения населением вопросов местного значения.)

— Какие вопросы решают органы местного самоуправления? (Управляют муниципальной собственностью; формируют, утверждают и исполняют местный бюджет; устанавливают местные налоги и сборы; осуществляют охрану общественного порядка.)

— Выполните задание 2 рубрики «В классе и дома» на с. 44 учебника.

Практикум. Разделитесь на группы (от 3 до 5). Вам предстоит разработать мини-проект «Если бы меня выбрали в местные органы самоуправления, то в первую очередь я решил(а) бы следующие вопросы». В ходе работы учтите следующие моменты:

— как мое решение повлияет на жизнь различных групп населения;

— где можно взять материальные ресурсы на решение вопросов;

— входит ли решение подобных вопросов в компетенцию органов местного самоуправления.

(Проверка выполнения заданий, презентация мини-проектов, обсуждение причин допущенных ошибок.)

3. Общественная палата

(Коллективная работа с п. 3 § 5 учебника и рубрикой «Документ» на с. 42,43 с помощью приема комментированного чтения. Опрос.)

— Каковы цели и задачи Общественной палаты?

— Какая из этих задач самая важная? Ответ обоснуйте.

— Каковы результаты деятельности Общественной палаты?

V. Подведение итогов урока

Творческое задание. Предлагаю создать социальную рекламу по теме «Строим гражданское общество». Напомню, что социальная реклама должна: 1) выражать определенную идею; 2) быть позитивной; 3) побуждать к действию.

План

1. Выделить проблему.

2. Придумать идею для ее воплощения в рекламе.

3. Придумать рекламный лозунг (слоган).

4. Создать коллаж или плакат.

Домашнее задание

1. Прочитать § 5 учебника.

2. Выполнить задание 4 рубрики «В классе и дома» на с. 45 или написать эссе на тему «Если сила плохих людей в том, что они вместе, то хорошим людям, чтобы стать силой, надо сделать то же самое» (Л.Н. Толстой) (на выбор).

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.