Гражданское общество и государство

Урок обществознания в 9 классе

Цели и задачи: познакомить с сущностью и признаками гражданского общества; охарактеризовать формы местного самоуправления; развивать интерес к учебному предмету.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятия гражданское общество; определять факторы формирования гражданского общества; соотносить мировоззрение и жизненные ценности; характеризовать этапы становления гражданского общества; исследовать полномочия и деятельность местных органов самоуправления; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; изучать и систематизировать информацию из различных источников; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; 3) познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи; личностные УУД: формирование демократических ценностей; становление демократической политической культуры; осмысление своей гражданской позиции; настроенность на посильное и созидательное участие в жизни общества.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, экран, электронное приложение к учебнику, магнитная или интерактивная доска.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Актуализация опорных знаний

(Тестовый контроль.)

1. Для правового государства характерно:

1) господство государственной власти

2) подчинение суда праву

3) приоритет прав социально-экономической элиты

4) социальное равенство

2. Признак, присущий только правовому государству:

1) наличие публичной власти

2) разделение властей

3) единство территории

4) суверенитет

3. В правовом государстве права и свободы человека признаются:

1) отчуждаемыми

2) приобретаемыми

3) прирожденными

4) даруемыми

4. Из двух суждений: а) правовое государство предполагает взаимную ответственность государства и личности; б) правовое государство предполагает наличие гражданского общества:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Исключительным признаком правового государства является постулат:

1) источником закона является верховная власть, сама же она стоит выше закона

2) все государственные должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона

3) принятие законов должно осуществляться представительными законодательными органами

4) принятые законы обязательно должны быть опубликованы в средствах массовой информации

6. Идея о разделении властей на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную — принадлежит:

1) Аристотелю

2) Ш. Монтескье

3) Платону

4) Цицерону

7. В древнеримском суждении «Не царь закон, а закон царь», отразились принципы:

1) социалистического государства

2) тоталитарного государства

3) правового государства

4) коммунистического государства

8. Основная функция исполнительной ветви власти:

1) контроль над ходом политического процесса

2) принятие политических программ

3) реализация принятых решений, управление общественными делами

4) нормотворческая деятельность

9. Основная функция законодательной ветви власти:

1) выполнение международных обязательств

2) исполнение принятых решений

3) контроль за ходом политических процессов

4) нормотворческая деятельность

10. Основная функция судебной ветви власти:

1) контроль за соблюдением законодательства

2) надзор за политическими партиями и общественными организациями

3) исполнение законов и предписаний

4) законотворческая деятельность

(Проверка выполнения заданий.)

III. Введение в новый материал

(Учитель выводит высказывания на интерактивную доску или размещает распечатки на магнитной доске.)

— В приведенных утверждениях выделите ключевые слова, которые помогут определить тему урока.

Рабочий материал

1. Гражданское общество — это общество, где человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются и защищаются его права и свободы, обеспечиваются условия для самореализации личности.

2. Для меня гражданское общество — это, прежде всего, общество, в котором каждый отвечает за свои поступки сам, не перекладывает ответственность ни на кого другого. Гражданское общество — это общество, в котором нет равнодушных к происходящим событиям.

3. Наличие гражданского общества определяется существованием так называемого среднего класса. Хотелось бы добавить, что средний класс — это не только материальное благосостояние, но и определенный духовный уровень.

4. В моем понимании в гражданском обществе установлена правовая связь человека с государством, государство защищает гражданина, а тот, пользуясь своими правами, в свою очередь, выполняет определенные обязанности, которые заключаются главным образом в соблюдении законов.

Тема урока: «Гражданское общество и государство».

План урока

1. Что такое гражданское общество?

2. Местное самоуправление.

3. Общественная палата.

Проблемный вопрос

— Должно ли государство отвечать за все, что делается в обществе?

IV. Работа по теме урока

1. Что такое гражданское общество?

— Какие ассоциации вызывают у вас слова «гражданское общество»?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «гражданское общество».)

Запись в тетради

Гражданское общество — это общество с развитой системой экономических, политических, культурных отношений, которые законодательно ограждены от прямого вмешательства со стороны государственной власти.

— Изучите и прокомментируйте схему.

(Рассказ учителя, учащиеся ведут опорные конспекты.) Как вы помните из уроков всеобщей истории, первые государства возникли около 5-6 тыс. лет назад. А когда возникло гражданское общество? Процесс его формирования прошел несколько этапов:

1) XVII- XVIII вв. — складывание экономических и политических предпосылок для существования гражданского общества, переворот в общественной идеологии;

2) XIX в. — начало процесса формирования гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и в США;

3) XX-XXI вв. — становление правового государства и гражданского общества в различных странах.

Каковы предпосылки формирования гражданского общества? Их можно разделить на несколько групп:

— экономические — частная собственность (главная материальная гарантия личной свободы и человеческой самодеятельности), многоукладная экономика (разнообразие видов собственности), свободный рынок и конкуренция;

— социальные — большая роль среднего класса в жизни общества (образованных, профессионально востребованных людей, способных отстаивать свои права законным образом, обладающих социальной инициативой);

— политико-правовые — юридическое равенство, обеспечение прав граждан, децентрализация власти, политический плюрализм, местное самоуправление, личная свобода (свобода выбора, личная инициатива);

— культурные — доступ к информации (право на информацию о том, что происходит в обществе, как оно управляется, какие проблемы являются основными), высокий уровень образования, веротерпимость.

Таким образом, основные причины возникновения гражданского общества:

— развитие многообразных форм частной собственности;

— свободная рыночная экономика;

— утверждение демократических ценностей, прав и свобод человека и гражданина;

— признание ценности свободной и ответственной личности.

Структура гражданского общества:

— политические партии и движения;

— национальные движения и нации;

— общественные организации (экологические, антивоенные, правозащитные) и движения массового характера (например, любители собак, нумизматы);

— социальные слои общества (например, студенты, пенсионеры);

— религиозные организации;

— различные союзы и ассоциации (союз предпринимателей, профсоюз студентов);

— коллективы на производстве, в учебных заведениях;

— научные и культурные организации, спортивные общества;

— семья как ячейка общества.

Основные признаки гражданского общества:

— политический плюрализм (легально существующие независимые от государства политические организации);

— добровольность участия граждан в общественной жизни;

— частная собственность в качестве экономической основы;

— наличие справедливых законов, отстаивающих права человека;

— ответственность личности перед обществом (правовой и моральной) за свои действия;

— формирование идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности.

(Составление кластера при консультативной помощи учителя)

Местное самоуправление

(Самостоятельная работа, выполнение заданий учителя.)

— Изучив п. 2 § 5 учебника и извлечение из главы 8 Конституции РФ, выполните задания и ответьте на вопросы.

(Текст документа выводится на интерактивную доску (см. электронное приложение к учебнику).)

— Как вы понимаете положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти? (Органы местного самоуправления не могут назначаться государством, не находятся в подчинении его органам, а избираются местным населением и ему подконтрольны и подотчетны.)

— Объясните значение термина «муниципальная собственность». (Муниципальная собственность — земельные участки, движимое и недвижимое имущество, которое находится под управлением муниципальной власти.)

— В чем основная цель местного самоуправления? (Обеспечение решения населением вопросов местного значения.)

— Какие вопросы решают органы местного самоуправления? (Управляют муниципальной собственностью; формируют, утверждают и исполняют местный бюджет; устанавливают местные налоги и сборы; осуществляют охрану общественного порядка.)

— Выполните задание 2 рубрики «В классе и дома» на с. 44 учебника.

Практикум. Разделитесь на группы (от 3 до 5). Вам предстоит разработать мини-проект «Если бы меня выбрали в местные органы самоуправления, то в первую очередь я решил(а) бы следующие вопросы». В ходе работы учтите следующие моменты:

— как мое решение повлияет на жизнь различных групп населения;

— где можно взять материальные ресурсы на решение вопросов;

— входит ли решение подобных вопросов в компетенцию органов местного самоуправления.

(Проверка выполнения заданий, презентация мини-проектов, обсуждение причин допущенных ошибок.)

3. Общественная палата

(Коллективная работа с п. 3 § 5 учебника и рубрикой «Документ» на с. 42,43 с помощью приема комментированного чтения. Опрос.)

— Каковы цели и задачи Общественной палаты?

— Какая из этих задач самая важная? Ответ обоснуйте.

— Каковы результаты деятельности Общественной палаты?

V. Подведение итогов урока

Творческое задание. Предлагаю создать социальную рекламу по теме «Строим гражданское общество». Напомню, что социальная реклама должна: 1) выражать определенную идею; 2) быть позитивной; 3) побуждать к действию.

План

1. Выделить проблему.

2. Придумать идею для ее воплощения в рекламе.

3. Придумать рекламный лозунг (слоган).

4. Создать коллаж или плакат.

Домашнее задание

1. Прочитать § 5 учебника.

2. Выполнить задание 4 рубрики «В классе и дома» на с. 45 или написать эссе на тему «Если сила плохих людей в том, что они вместе, то хорошим людям, чтобы стать силой, надо сделать то же самое» (Л.Н. Толстой) (на выбор).

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.