Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв.

Технологическая карта урока истории в 9 классе

Основные вопросы изучения материала

1) Начало промышленной революции.

2) Техническая сторона промышленного переворота.

3) Социальная сторона промышленного переворота (изменения в жизни общества).

4) Население Российской империи XVIII-XIX вв.

5) Экономика России на рубеже XVIII-XIX вв.

6) Политический строй России на рубеже XVIII-XIX вв.

Тип урока

Вводный

Ресурсы урока

Учебник, § 1; карта; электронное приложение

Основные понятия и термины

Промышленный переворот, аграрная революция, демографическая революция, миграция, буржуазия, рабочие, дворяне, духовенство, крестьянство, мещане, купечество, казачество, крепостническая система, самодержавная монархия, привилегии

Основные даты

Вторая половина XVIII в. — начало промышленного переворота в Европе и США.

1830-е гг. — начало промышленного переворота в России

Персоналии

И. П. Кулибин, Дж. Уатт, Пётр I, Екатерина II, Павел I

Домашнее задание

Учебник, § 1. Задание № 3 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

* Найти информацию об одном из технических достижений конца ХVIII — начала ХIХ в. и написать о нём текст в форме газетной заметки того времени. Подготовить доклад, сопроводив его презентацией с изображениями и схемами устройства

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Прочитайте текст учебника и рассмотрите схему (см. дополнительный материал ниже). Объясните суть и главные признаки промышленной революции. Как повлиял промышленный переворот на жизнь общества?

Вспомните, когда началась промышленная революция. Почему она началась именно в европейских странах?

Можно ли считать, что направления развития стран Западной Европы и России в начале XIX в. совпадали? На какие вопросы необходимо ответить, чтобы решить эту проблему?

Давать определение исторических понятий. Устанавливать причинно-следственные связи. Определять хронологические рамки явлений.

Соотносить хронологию истории России с хронологией всеобщей истории.

Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности

Беседа.

Работа со схемой.

Работа с текстом

Ориентационный (актуализации/повторения)

Рассмотрите карту России начала XIX в. Определите, какие государства имели с Россией общую сухопутную границу.

Опишите систему управления страной в начале XIX в., составьте схему. Проверьте правильность составленной вами схемы по тексту учебника. Если необходимо, внесите исправления

Характеризовать территорию и геополитическое положение

Российской империи к началу XIX в.

Систематизировать знания, уметь составлять схемы и описывать их.

Выявлять собственные ошибки и исправлять их

Работа с картой.

Составление схемы.

Работа с текстом.

Беседа

Содержательно-операционный

Прочитайте текст параграфа о населении Российской империи. Охарактеризуйте положение каждого сословия на рубеже XVIII-XIX вв.

С опорой на текст параграфа выясните, каковы были особенности экономического развития России на рубеже XVIII-XIX вв. Найдите в тексте параграфа информацию о том, когда в России начался промышленный переворот

Описывать сословную структуру российского общества.

Называть основные признаки крепостнической системы хозяйства

Беседа.

Работа с текстом

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Объясните связь между сословной организацией российского общества начала XIX в. и особенностями экономического уклада страны.

Почему в России промышленный переворот начался позднее, чем в Европе и Северной Америке?

Можно ли считать, что направления развития стран Западной Европы и России в начале XIX в. совпадали?

Устанавливать связи между явлениями. Рассказывать о политическом строе Российской империи, развитии экономики, положении отдельных слоёв населения. Определять причины исторических событий. Делать умозаключения, обобщения

Беседа

Дополнительный материал

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий