Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв.

Технологическая карта урока истории в 9 классе

Основные вопросы изучения материала

1) Начало промышленной революции.

2) Техническая сторона промышленного переворота.

3) Социальная сторона промышленного переворота (изменения в жизни общества).

4) Население Российской империи XVIII-XIX вв.

5) Экономика России на рубеже XVIII-XIX вв.

6) Политический строй России на рубеже XVIII-XIX вв.

Тип урока

Вводный

Ресурсы урока

Учебник, § 1; карта; электронное приложение

Основные понятия и термины

Промышленный переворот, аграрная революция, демографическая революция, миграция, буржуазия, рабочие, дворяне, духовенство, крестьянство, мещане, купечество, казачество, крепостническая система, самодержавная монархия, привилегии

Основные даты

Вторая половина XVIII в. — начало промышленного переворота в Европе и США.

1830-е гг. — начало промышленного переворота в России

Персоналии

И. П. Кулибин, Дж. Уатт, Пётр I, Екатерина II, Павел I

Домашнее задание

Учебник, § 1. Задание № 3 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

* Найти информацию об одном из технических достижений конца ХVIII — начала ХIХ в. и написать о нём текст в форме газетной заметки того времени. Подготовить доклад, сопроводив его презентацией с изображениями и схемами устройства

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Прочитайте текст учебника и рассмотрите схему (см. дополнительный материал ниже). Объясните суть и главные признаки промышленной революции. Как повлиял промышленный переворот на жизнь общества?

Вспомните, когда началась промышленная революция. Почему она началась именно в европейских странах?

Можно ли считать, что направления развития стран Западной Европы и России в начале XIX в. совпадали? На какие вопросы необходимо ответить, чтобы решить эту проблему?

Давать определение исторических понятий. Устанавливать причинно-следственные связи. Определять хронологические рамки явлений.

Соотносить хронологию истории России с хронологией всеобщей истории.

Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности

Беседа.

Работа со схемой.

Работа с текстом

Ориентационный (актуализации/повторения)

Рассмотрите карту России начала XIX в. Определите, какие государства имели с Россией общую сухопутную границу.

Опишите систему управления страной в начале XIX в., составьте схему. Проверьте правильность составленной вами схемы по тексту учебника. Если необходимо, внесите исправления

Характеризовать территорию и геополитическое положение

Российской империи к началу XIX в.

Систематизировать знания, уметь составлять схемы и описывать их.

Выявлять собственные ошибки и исправлять их

Работа с картой.

Составление схемы.

Работа с текстом.

Беседа

Содержательно-операционный

Прочитайте текст параграфа о населении Российской империи. Охарактеризуйте положение каждого сословия на рубеже XVIII-XIX вв.

С опорой на текст параграфа выясните, каковы были особенности экономического развития России на рубеже XVIII-XIX вв. Найдите в тексте параграфа информацию о том, когда в России начался промышленный переворот

Описывать сословную структуру российского общества.

Называть основные признаки крепостнической системы хозяйства

Беседа.

Работа с текстом

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Объясните связь между сословной организацией российского общества начала XIX в. и особенностями экономического уклада страны.

Почему в России промышленный переворот начался позднее, чем в Европе и Северной Америке?

Можно ли считать, что направления развития стран Западной Европы и России в начале XIX в. совпадали?

Устанавливать связи между явлениями. Рассказывать о политическом строе Российской империи, развитии экономики, положении отдельных слоёв населения. Определять причины исторических событий. Делать умозаключения, обобщения

Беседа

Дополнительный материал

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.