Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв.
Технологическая карта урока истории в 9 классе
Основные вопросы изучения материала |
1) Начало промышленной революции. 2) Техническая сторона промышленного переворота. 3) Социальная сторона промышленного переворота (изменения в жизни общества). 4) Население Российской империи XVIII-XIX вв. 5) Экономика России на рубеже XVIII-XIX вв. 6) Политический строй России на рубеже XVIII-XIX вв. |
Тип урока |
Вводный |
Ресурсы урока |
Учебник, § 1; карта; электронное приложение |
Основные понятия и термины |
Промышленный переворот, аграрная революция, демографическая революция, миграция, буржуазия, рабочие, дворяне, духовенство, крестьянство, мещане, купечество, казачество, крепостническая система, самодержавная монархия, привилегии |
Основные даты |
Вторая половина XVIII в. — начало промышленного переворота в Европе и США. 1830-е гг. — начало промышленного переворота в России |
Персоналии |
И. П. Кулибин, Дж. Уатт, Пётр I, Екатерина II, Павел I |
Домашнее задание |
Учебник, § 1. Задание № 3 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». * Найти информацию об одном из технических достижений конца ХVIII — начала ХIХ в. и написать о нём текст в форме газетной заметки того времени. Подготовить доклад, сопроводив его презентацией с изображениями и схемами устройства |
Модули урока |
Учебные задачи для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой |
Прочитайте текст учебника и рассмотрите схему (см. дополнительный материал ниже). Объясните суть и главные признаки промышленной революции. Как повлиял промышленный переворот на жизнь общества? Вспомните, когда началась промышленная революция. Почему она началась именно в европейских странах? Можно ли считать, что направления развития стран Западной Европы и России в начале XIX в. совпадали? На какие вопросы необходимо ответить, чтобы решить эту проблему? |
Давать определение исторических понятий. Устанавливать причинно-следственные связи. Определять хронологические рамки явлений. Соотносить хронологию истории России с хронологией всеобщей истории. Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности |
Беседа. Работа со схемой. Работа с текстом |
Ориентационный (актуализации/повторения) |
Рассмотрите карту России начала XIX в. Определите, какие государства имели с Россией общую сухопутную границу. Опишите систему управления страной в начале XIX в., составьте схему. Проверьте правильность составленной вами схемы по тексту учебника. Если необходимо, внесите исправления |
Характеризовать территорию и геополитическое положение Российской империи к началу XIX в. Систематизировать знания, уметь составлять схемы и описывать их. Выявлять собственные ошибки и исправлять их |
Работа с картой. Составление схемы. Работа с текстом. Беседа |
Содержательно-операционный |
Прочитайте текст параграфа о населении Российской империи. Охарактеризуйте положение каждого сословия на рубеже XVIII-XIX вв. С опорой на текст параграфа выясните, каковы были особенности экономического развития России на рубеже XVIII-XIX вв. Найдите в тексте параграфа информацию о том, когда в России начался промышленный переворот |
Описывать сословную структуру российского общества. Называть основные признаки крепостнической системы хозяйства |
Беседа. Работа с текстом |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) |
Объясните связь между сословной организацией российского общества начала XIX в. и особенностями экономического уклада страны. Почему в России промышленный переворот начался позднее, чем в Европе и Северной Америке? Можно ли считать, что направления развития стран Западной Европы и России в начале XIX в. совпадали? |
Устанавливать связи между явлениями. Рассказывать о политическом строе Российской империи, развитии экономики, положении отдельных слоёв населения. Определять причины исторических событий. Делать умозаключения, обобщения |
Беседа |
Дополнительный материал