Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского

Технологическая карта урока истории в 9 классе

Основные вопросы изучения материала

1) Характеристика личности Александра I.

2) Негласный комитет.

3) Реформа управления.

4) Реформа образования.

5) Политика в отношении крестьян.

6) Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

Тип урока

Комбинированный

Ресурсы урока

Учебник, § 2; электронное приложение

Основные понятия и термины

Негласный комитет, министерства, Комитет министров, приходские школы, училища, гимназии, университетская автономия, «вольные хлебопашцы», Государственный совет, Государственная дума, разделение властей

Основные даты

1801-1825 гг. — царствование Александра I.

1802 г. — учреждение министерств.

1803 г. — указ о «вольных хлебопашцах».

1804 г. — университетский устав.

1810 г. — учреждение Государственного совета

Персоналии

Александр I, Ф. Лагарп, П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, князь А. А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей, М. М. Сперанский

Домашнее задание

Учебник, § 2. Задания № 2, 6, 7 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Вступая на престол, Александр I обещал, что будет управлять страной «по законам и по сердцу бабки своей». В чём Александр I продолжал политику предшествующих реформаторов и что в его планах было принципиально новым? Что надо знать о направлениях внутренней политики Александра I, чтобы ответить на этот вопрос?

Ставить учебную задачу урока под руководством учителя

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Вспомните, почему в России промышленный переворот начался позднее, чем в Европе и Северной Америке.

Какие задачи стояли перед Российским государством в начале XIX в.?

Какие шаги необходимо было предпринять российскому правительству для решения этих задач?

Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности.

Рассказывать о политическом строе Российской империи, развитии экономики, положении отдельных слоёв населения.

Владеть устной речью

Беседа

Содержательно-операционный

Прочитайте первый пункт параграфа. Какими личными качествами обладал император Александр I? В чём была причина двойственности его характера? Как это влияло на его политику?

Прочитайте в учебнике фрагмент письма Александра I (1797). Какие цели ставил перед собой будущий император?

Каково было главное назначение Негласного комитета? Какую роль он сыграл в истории страны?

С опорой на текст учебника дайте характеристику первых преобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему?

Прочитайте в учебнике фрагмент указа о «вольных хлебопашцах». Какие новшества он вносил в отношения помещиков и крестьян?

Извлекать информацию из текста.

Приводить оценки исторических личностей, изложенные в учебной литературе.

Осуществлять поиск необходимой информации в историческом источнике.

Объяснять значение понятия «Негласный комитет».

Изучать и систематизировать информацию.

Осуществлять поиск необходимой информации в историческом источнике.

Объяснять значение понятия «вольные хлебопашцы»

Работа с текстом учебника и историческими источниками.

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

На основании текста учебника составьте две схемы организации государственной власти: 1) по проекту М. М. Сперанского и 2) после реформ Александра I. Найдите общее и различное.

Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы считаете главными?

Прочитайте в учебнике фрагмент из воспоминаний попечителя Петербургского учебного округа Д. П. Рунича. Почему проект Сперанского не был реализован?

Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различное. Составлять схемы для решения познавательных задач.

Приводить и обосновывать оценку деятельности российских реформаторов начала XIX в. Объяснять значение понятий «Государственный совет», «разделение властей».

Излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. Называть существенные черты внутренней политики Александра I в начале XIX в.

Работа с текстом учебника и историческими источниками.

Схемы.

Беседа

Дополнительный материал

1. Познакомьтесь со стихотворением А. С. Пушкина «К бюсту завоевателя». Некоторые литераторы полагают, что речь в нём идёт о скульптурном изображении Александра I.

Напрасно видишь тут ошибку:
Рука искусства навела
На мрамор этих уст улыбку,
А гнев на хладный лоск чела.
Недаром лик сей двуязычен.
Таков и был сей властелин:
К противочувствиям привычен,
В лице и в жизни арлекин.

Найдите фотографии скульптурного изображения императора, сравните их со стихотворным описанием. Какие черты характера Александра I позволяют учёным предполагать, что в этих строках речь идёт именно об этом правителе?

2. Познакомьтесь с фрагментом Инструкции Комитету министров, данной Александром I на время его поездки в Эрфурт в 1808 г. Какой вывод о полномочиях Комитета министров можно сделать на основании документа?

«Дела, принадлежащие рассмотрению Комитета, суть:

1) Дела, по которым каждый министр обязан поднесть Его Императорскому Величеству всеподданнейшие доклады.

2) Из текущих те, кои министры в докладные их дни обыкновенно представляют Его Величества для получения Высочайших резолюций. Сюда принадлежит и выдача паспортов в Россию и выезд за границу, о которых положения Комитета в исполнение приводится.

3) Дела, кои министр для разрешения собственных своих сомнений почтёт за нужное внесть в Комитет. <…>

По делам, до вышней полиции относящимся, Комитет, имея попечение о сохранении общественного спокойствия и тишины, должен посредством министра внутренних дел получить немедленно верные сведения от полиции».

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.