Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского
Технологическая карта урока истории в 9 классе
Основные вопросы изучения материала |
1) Характеристика личности Александра I. 2) Негласный комитет. 3) Реформа управления. 4) Реформа образования. 5) Политика в отношении крестьян. 6) Реформаторская деятельность М. М. Сперанского |
Тип урока |
Комбинированный |
Ресурсы урока |
Учебник, § 2; электронное приложение |
Основные понятия и термины |
Негласный комитет, министерства, Комитет министров, приходские школы, училища, гимназии, университетская автономия, «вольные хлебопашцы», Государственный совет, Государственная дума, разделение властей |
Основные даты |
1801-1825 гг. — царствование Александра I. 1802 г. — учреждение министерств. 1803 г. — указ о «вольных хлебопашцах». 1804 г. — университетский устав. 1810 г. — учреждение Государственного совета |
Персоналии |
Александр I, Ф. Лагарп, П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, князь А. А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей, М. М. Сперанский |
Домашнее задание |
Учебник, § 2. Задания № 2, 6, 7 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» |
Модули урока |
Учебные задачи для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой |
Вступая на престол, Александр I обещал, что будет управлять страной «по законам и по сердцу бабки своей». В чём Александр I продолжал политику предшествующих реформаторов и что в его планах было принципиально новым? Что надо знать о направлениях внутренней политики Александра I, чтобы ответить на этот вопрос? |
Ставить учебную задачу урока под руководством учителя |
Беседа |
Ориентационный (актуализации/повторения) |
Вспомните, почему в России промышленный переворот начался позднее, чем в Европе и Северной Америке. Какие задачи стояли перед Российским государством в начале XIX в.? Какие шаги необходимо было предпринять российскому правительству для решения этих задач? |
Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности. Рассказывать о политическом строе Российской империи, развитии экономики, положении отдельных слоёв населения. Владеть устной речью |
Беседа |
Содержательно-операционный |
Прочитайте первый пункт параграфа. Какими личными качествами обладал император Александр I? В чём была причина двойственности его характера? Как это влияло на его политику? Прочитайте в учебнике фрагмент письма Александра I (1797). Какие цели ставил перед собой будущий император? Каково было главное назначение Негласного комитета? Какую роль он сыграл в истории страны? С опорой на текст учебника дайте характеристику первых преобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему? Прочитайте в учебнике фрагмент указа о «вольных хлебопашцах». Какие новшества он вносил в отношения помещиков и крестьян? |
Извлекать информацию из текста. Приводить оценки исторических личностей, изложенные в учебной литературе. Осуществлять поиск необходимой информации в историческом источнике. Объяснять значение понятия «Негласный комитет». Изучать и систематизировать информацию. Осуществлять поиск необходимой информации в историческом источнике. Объяснять значение понятия «вольные хлебопашцы» |
Работа с текстом учебника и историческими источниками. Беседа |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) |
На основании текста учебника составьте две схемы организации государственной власти: 1) по проекту М. М. Сперанского и 2) после реформ Александра I. Найдите общее и различное. Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы считаете главными? Прочитайте в учебнике фрагмент из воспоминаний попечителя Петербургского учебного округа Д. П. Рунича. Почему проект Сперанского не был реализован? |
Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различное. Составлять схемы для решения познавательных задач. Приводить и обосновывать оценку деятельности российских реформаторов начала XIX в. Объяснять значение понятий «Государственный совет», «разделение властей». Излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. Называть существенные черты внутренней политики Александра I в начале XIX в. |
Работа с текстом учебника и историческими источниками. Схемы. Беседа |
Дополнительный материал
1. Познакомьтесь со стихотворением А. С. Пушкина «К бюсту завоевателя». Некоторые литераторы полагают, что речь в нём идёт о скульптурном изображении Александра I.
Напрасно видишь тут ошибку:
Рука искусства навела
На мрамор этих уст улыбку,
А гнев на хладный лоск чела.
Недаром лик сей двуязычен.
Таков и был сей властелин:
К противочувствиям привычен,
В лице и в жизни арлекин.
Найдите фотографии скульптурного изображения императора, сравните их со стихотворным описанием. Какие черты характера Александра I позволяют учёным предполагать, что в этих строках речь идёт именно об этом правителе?
2. Познакомьтесь с фрагментом Инструкции Комитету министров, данной Александром I на время его поездки в Эрфурт в 1808 г. Какой вывод о полномочиях Комитета министров можно сделать на основании документа?
«Дела, принадлежащие рассмотрению Комитета, суть:
1) Дела, по которым каждый министр обязан поднесть Его Императорскому Величеству всеподданнейшие доклады.
2) Из текущих те, кои министры в докладные их дни обыкновенно представляют Его Величества для получения Высочайших резолюций. Сюда принадлежит и выдача паспортов в Россию и выезд за границу, о которых положения Комитета в исполнение приводится.
3) Дела, кои министр для разрешения собственных своих сомнений почтёт за нужное внесть в Комитет. <…>
По делам, до вышней полиции относящимся, Комитет, имея попечение о сохранении общественного спокойствия и тишины, должен посредством министра внутренних дел получить немедленно верные сведения от полиции».