Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского

Технологическая карта урока истории в 9 классе

Основные вопросы изучения материала

1) Характеристика личности Александра I.

2) Негласный комитет.

3) Реформа управления.

4) Реформа образования.

5) Политика в отношении крестьян.

6) Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

Тип урока

Комбинированный

Ресурсы урока

Учебник, § 2; электронное приложение

Основные понятия и термины

Негласный комитет, министерства, Комитет министров, приходские школы, училища, гимназии, университетская автономия, «вольные хлебопашцы», Государственный совет, Государственная дума, разделение властей

Основные даты

1801-1825 гг. — царствование Александра I.

1802 г. — учреждение министерств.

1803 г. — указ о «вольных хлебопашцах».

1804 г. — университетский устав.

1810 г. — учреждение Государственного совета

Персоналии

Александр I, Ф. Лагарп, П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, князь А. А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей, М. М. Сперанский

Домашнее задание

Учебник, § 2. Задания № 2, 6, 7 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Вступая на престол, Александр I обещал, что будет управлять страной «по законам и по сердцу бабки своей». В чём Александр I продолжал политику предшествующих реформаторов и что в его планах было принципиально новым? Что надо знать о направлениях внутренней политики Александра I, чтобы ответить на этот вопрос?

Ставить учебную задачу урока под руководством учителя

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Вспомните, почему в России промышленный переворот начался позднее, чем в Европе и Северной Америке.

Какие задачи стояли перед Российским государством в начале XIX в.?

Какие шаги необходимо было предпринять российскому правительству для решения этих задач?

Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности.

Рассказывать о политическом строе Российской империи, развитии экономики, положении отдельных слоёв населения.

Владеть устной речью

Беседа

Содержательно-операционный

Прочитайте первый пункт параграфа. Какими личными качествами обладал император Александр I? В чём была причина двойственности его характера? Как это влияло на его политику?

Прочитайте в учебнике фрагмент письма Александра I (1797). Какие цели ставил перед собой будущий император?

Каково было главное назначение Негласного комитета? Какую роль он сыграл в истории страны?

С опорой на текст учебника дайте характеристику первых преобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему?

Прочитайте в учебнике фрагмент указа о «вольных хлебопашцах». Какие новшества он вносил в отношения помещиков и крестьян?

Извлекать информацию из текста.

Приводить оценки исторических личностей, изложенные в учебной литературе.

Осуществлять поиск необходимой информации в историческом источнике.

Объяснять значение понятия «Негласный комитет».

Изучать и систематизировать информацию.

Осуществлять поиск необходимой информации в историческом источнике.

Объяснять значение понятия «вольные хлебопашцы»

Работа с текстом учебника и историческими источниками.

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

На основании текста учебника составьте две схемы организации государственной власти: 1) по проекту М. М. Сперанского и 2) после реформ Александра I. Найдите общее и различное.

Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы считаете главными?

Прочитайте в учебнике фрагмент из воспоминаний попечителя Петербургского учебного округа Д. П. Рунича. Почему проект Сперанского не был реализован?

Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различное. Составлять схемы для решения познавательных задач.

Приводить и обосновывать оценку деятельности российских реформаторов начала XIX в. Объяснять значение понятий «Государственный совет», «разделение властей».

Излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. Называть существенные черты внутренней политики Александра I в начале XIX в.

Работа с текстом учебника и историческими источниками.

Схемы.

Беседа

Дополнительный материал

1. Познакомьтесь со стихотворением А. С. Пушкина «К бюсту завоевателя». Некоторые литераторы полагают, что речь в нём идёт о скульптурном изображении Александра I.

Напрасно видишь тут ошибку:
Рука искусства навела
На мрамор этих уст улыбку,
А гнев на хладный лоск чела.
Недаром лик сей двуязычен.
Таков и был сей властелин:
К противочувствиям привычен,
В лице и в жизни арлекин.

Найдите фотографии скульптурного изображения императора, сравните их со стихотворным описанием. Какие черты характера Александра I позволяют учёным предполагать, что в этих строках речь идёт именно об этом правителе?

2. Познакомьтесь с фрагментом Инструкции Комитету министров, данной Александром I на время его поездки в Эрфурт в 1808 г. Какой вывод о полномочиях Комитета министров можно сделать на основании документа?

«Дела, принадлежащие рассмотрению Комитета, суть:

1) Дела, по которым каждый министр обязан поднесть Его Императорскому Величеству всеподданнейшие доклады.

2) Из текущих те, кои министры в докладные их дни обыкновенно представляют Его Величества для получения Высочайших резолюций. Сюда принадлежит и выдача паспортов в Россию и выезд за границу, о которых положения Комитета в исполнение приводится.

3) Дела, кои министр для разрешения собственных своих сомнений почтёт за нужное внесть в Комитет. <…>

По делам, до вышней полиции относящимся, Комитет, имея попечение о сохранении общественного спокойствия и тишины, должен посредством министра внутренних дел получить немедленно верные сведения от полиции».

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.